Файл: Вкр Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изменения условий жизни, социального окружения, изменение отношений к ребенку, происходящие при поступлении ребенка в ДОУ, у любого малыша вызывают стресс и напряжение. Однако одни дети приспосабливаются к новым условиям достаточно легко, в то время, как другие дети испытывают более длительное стрессовое напряжение.
О.Г. Заводчикова выделяет следующие факторы, от которых зависит процесс протекания адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ:

1.Состояние здоровья детей, уровень физического и нервно-психического развития. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями. Тяжелее всего адаптация к условиям ДОУ проходит у детей со слабым здоровьем: у данных детей наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют. В связи с этим, состояние здоровья - один из основных факторов, влияющих на длительность и успешность процесса адаптации.

2. Возраст ребенка. Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик, по мнению автора, 3 - 3,5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух- и четырехлеток. Ребенок двух лет сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке. Четырехлетним детям сложно привыкнуть к ДОУ из-за того, что они привыкли к домашним условиям. Тем не менее, и у трехлеток и у четырехлеток есть общий позитивный момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток: дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых.

3. Сформированность навыков общения. По различиям в поведении и потребности в общении автором выделяются 3 группы.

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в дошкольное учреждение ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в дошкольное учреждение, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода
, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.

При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в дошкольное учреждение приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми.

4. Тип нервной системы. Дети, у которых уравновешены процессы возбуждения и торможения, отличаются общительностью, бодрым настроением, спокойным поведением. Эти дети положительно воспринимают все режимные моменты, любят как спокойные, так и подвижные игры, участвуют в них активно. Если содержание общения, возникшего в условиях ДОУ, малышей удовлетворяет, то они довольно быстро и легко привыкают к этим новым условиям. Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, быстро переходят от одного состояния к другому, бурно выражают свое отношение к окружающему. Они любят играть в подвижные игры, но легко отвлекаются, постоянно двигаются по комнате, рассматривая то один предмет, то другой, быстро меняют игрушки. У таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы в первые дни пребывания в ДОУ.

В противоположность легковозбудимым, есть дети, которые отличаются несколько медлительным, спокойным, даже инертным поведением. Они выражают свои чувства очень неактивно и внешне кажутся благополучно адаптирующимися. Однако, свойственная им заторможенность в условиях ДОУ может усилиться. От своих сверстников медлительные дети часто отстают в овладении умениями и навыками, в освоении окружающего, в развитии координации движений. При работе воспитателя с такими детьми важно проявить терпение и выдержку. Этим детям требуется длительное время в освоении нового пространства, поэтому в первые дни воспитателям не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками. Нетерпеливый подход воспитателя к ребенку может привести к затруднениям в адаптации, к осложнениям.


Холерики и флегматики адаптируются к дошкольному учреждению сложнее, чем сангвиники - в меру медлительные и более уравновешенные. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения. Труднее всего приходится детям медлительным: они не успевают за общим темпом одевания, сна, еды. Такого рода ситуации без специальной помощи и поддержки может привести к невротическим реакциям. Адаптация может сопровождаться частыми болезнями, отказом от еды, капризами, страхами и т.д.

Несомненно, каждый малыш по-разному реагирует на новую незнакомую ситуацию, тем не менее, существуют и общие черты. Так, единственные в семье дети всегда привыкают к дошкольному учреждению нелегко. Особенно, если это дети излишне опекаемые, зависимые от родителей, неуверенные в себе, привыкшие к особому вниманию. Хуже прочих чувствуют себя в дошкольном учреждении малыши с флегматическим темпераментом. Эти дети не успевают зачастую за темпом жизни, принятым в дошкольном учреждении: малыши не могут вовремя собраться на прогулку, быстро одеться, поесть. Р. Железку отмечает, что, если проблем такого ребенка воспитатель не понимает, то он начинает малыша еще больше поторапливать, эмоциональный стресс при этом действует таким образом, что малыш затормаживается еще больше, становится еще более безучастным и вялым.

Особенности поведения детей в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились у них к моменту прихода в ДОУ. Основными причинами тяжелой адаптации к условиям дошкольного учреждения могут являться:

- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом ДОУ;

- наличие у ребенка своеобразных привычек;

- неумение занять себя игрушкой;

- отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;

- отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Осложняющим фактором адаптации являются и семейные конфликты, необщительность родителей, их педагогическая неграмотность. Маленькие дети непроизвольно перенимают негативные черты поведения родителей, что, несомненно, осложняет их привыкание к новой обстановке, взаимоотношения с новыми людьми.

Таким образом, факторы адаптации можно условно разделить на две группы – объективные, относящиеся к окружающей малышей среде, и субъективные факторы, связанные с биологическими и психологическими особенностями ребенка. Осложняющим фактором адаптации являются и семейные конфликты, необщительность родителей, их педагогическая неграмотность.

1.4 Проблемы психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста в детском саду

Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система психолого-педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Прежде всего, для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д.

Все знают, что многие родители испытывают страх за своё чадо, отдавая его впервые, в раннем возрасте, в детский сад. Наряду с их страхами, существуют ещё и трудности, с которыми сталкиваются воспитатели, независимо от их педагогического стажа и возраста. Дело в том, что особенности раннего детства предъявляют особые требования к педагогу.

Например, первая проблема, с которой сталкивается каждый воспитатель, работающий на группе раннего возраста – это адаптация ребёнка к условиям детского сада. Некоторые дети очень болезненно переносят разлуку с близкими людьми: не только громко плачут, но и сопротивляются взрослым, впадают в истерики. Здесь со стороны воспитателей требуется огромное терпение, выдержка, спокойствие, умение вызвать к себе доверие как со стороны ребёнка, так и со стороны близких этого малыша. Воспитатель должен также обладать знаниями по применению разных форм и методов работы с детьми в период адаптации.

Трудности воспитателя могут возникать в работе с родителями. В детском саду могут находиться дети из разных социальных слоев, и родителями могут быть разными. С некоторыми общаться может быть очень трудно, особенно если они считают, что лучше разбираются в педагогике и спорят по поводу методов воспитания и обучения воспитанников в детском саду. Воспитателю необходимо обладать огромным запасом знаний по работе с родителями, терпения и доброжелательности, чтобы гасить любые
конфликты и успешно решать различные вопросы, связанные с контактами с родителями детей.

Также работа воспитателя имеет ряд чисто физических трудностей, связанных с соблюдением дисциплины, необходимости постоянно двигаться, наблюдая за детьми, говорить, петь, танцевать, декламировать стихотворения, читать вслух и находиться в помещении, в котором может быть очень шумно или на участке во время прогулки.

Также проблемы могут возникать у молодых специалистов, не имеющих собственных детей и не обладающих соответствующим практическим опытом. Это касается организации работы с детьми раннего возраста и наработки соответствующих знаний, умений и навыков по данной теме. Многие молодые воспитатели не знакомы с трудами Н.М.Аксариной, К.Л.Печоры, чьи разработки по раннему возрасту остаются актуальными. Не знают, к сожалению, они и основы физиологии, педиатрии, гигиены. В решении этого вопроса большую роль играет педагогический коллектив дошкольной образовательной организации. Например, в дошкольных группах нашей образовательной организации руководитель и другие педагоги всегда помогают молодым специалистам практическими советами, поддерживают морально, оказывают необходимую профессиональную поддержку. Воспитатели имеют возможность в любое время подойти к методисту дошкольных групп за необходимой методической литературой, пособиями и материалами для проведения занятий, а он, в свою очередь, направляет их к опытным наставникам, предлагает посетить режимные моменты или занятия. Подчеркну, что не только молодым специалистам необходима помощь в работе с детьми раннего возраста. Например, для более опытных педагогов возможно проведение курсов повышения квалификации. При этом подготовка кадров должна включать развитие умений проектировать индивидуальные образовательные маршруты, исходя из запросов родителей, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей самих детей.

Ещё один фактор, с которым можно столкнуться, работая с детьми раннего возраста - переполненные группы. Наличие большого количества детей затрудняет любую деятельность – и воспитательную, и образовательную, так как воспитателю бывает очень сложно следить за порядком в группе, за поведением воспитанников, осуществлять образовательную деятельность в течение дня. Выход из данной ситуации можно найти, открыв новые группы для детей раннего возраста или отдельные ясли и детские сады, что сейчас и осуществляется в нашей стране и регионе, в частности.