Файл: 2. Прикладные социологические исследования (американская школа) 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


2. Прикладные социологические исследования (американская школа) 6

3. Социальные технологии в системе управления 10

Список литературы 17


Организационная форма (структура) управления – это совокупность управленческих связей между управляющей и управляемой подсистемами системы управления, характеризующая состав и информационные взаимосвязи, как отдельных исполнителей, так и самостоятельных подразделений, находящихся в последовательной соподчиненности и наделенных конкретными правами. Для достижения стратегических целей структуру управления выбирают в зависимости от того, какое направление деятельности организации является наиболее значимым.

Функциональные структуры – структуры, которые формируются на базовых функциях организации.

Дивизионные структуры – структуры, которые принимают за основу регион, клиента или продукт.

Проектные структуры – структуры, которые формируются на базе проекта.

Матричные структуры – структуры, в которых организационные звенья формируются на базе двух и более одновременных признаков.

Функциональная структура – структура, в которой должностные позиции группируются в организационные звенья по признаку выполнения ими функций. Основные функции определяют направленностью экономической ролью организации.

Дивизионная структура. Фирма разбивается на некоторые структурные подразделения, деятельность каждого из которых протекает на отдельных целевых рынках, притом центральный офис предоставляет подразделениям полную автономию. Такие автономные структурные подразделения называются дивизионами. Все вопросы как оперативные, так и стратегические, связанные с операциями компании уполномочен решать руководитель дивизиона. Однако за головным офисом компании сохраняются стратегические задачи управления офисом.

В основе проектной структуры управления лежит организация работы над проектом, то есть любое производство, направленное на создание нового продукта, услуги, работы, исследования и т.п. В кампании могут реализовывать одновременно несколько проектов, каждый из которых имеет определенные сроки начала и окончания, назначается руководитель проекта, выделяются определенные ресурсы: кадры, финансы, оборудование и т.п. Управление проектом реализует все функции менеджмента: прогнозирование, планирование, организацию, координирование, мотивацию, контроль и т. п. После завершения работы над проектом данная структура прекращает свое существование, ее составляющие, включая кадровый состав, переходят в новый проект или увольняются. По форме структура управления по проектам может являться линейной или дивизионной, в которой определенный дивизион существует на время выполнения проекта, а также смешанной.


Матричная структура является органичным сочетанием двух и более указанных выше структур: проектной и функциональной, региональной и товарной, клиентской и региональной и т. д. отличительной особенностью матричной структуры является подчинение сотрудников двум руководителям одного уровня.

Руководитель проекта ставит задачи перед членами проектной группы, определяет сроки, осуществляет контроль за деятельностью группы. Руководители функциональных служб определяют способы решений поставленных перед соответствующими специалистами задач и контролируют ход их решений. Два основных отличия матричной структуры от проектной структуры:

Методы управления являются тем механизмом управления, который позволяет решать производственные задачи и составляет методологию. Понятие механизма управления включает средства и методы управления, призванные приводить в движение систему управления.

Средства управления – это то, с помощью чего можно управлять, а методы – это способы использования средств управления. Методы управления – это способы, при помощи которых реализуются функции управления.

Выбор того или иного метода управления зависит от определения, осуществления на данном этапе функции управления и от имеющихся или доступных в этот момент времени средств управления. Также, немаловажное значение имеют различные внешние факторы: подбор персонала, направленность компании, масштаб управления и т.п.

Методы классифицируются по различным (критериям) признакам1:

  • по масштабам применения – общие, распространяющиеся на всю деятельность компании, и частные, применяемые к отдельным составным частям этой компании или, наоборот, к внешней среде (потребители, посредники и др.);

  • по отраслям и сферам применения – в федеральном управлении, торговле, промышленности, образовании и др.;

  • по роли на различных этапах жизнедеятельности организации – методы вывода из кризиса, стабилизирующие, развивающие и др.;

  • по степени опосредованности воздействия – прямые и косвенные;

  • по уровню обобщения управленческих знаний – методы теории и практики управления;

  • по управленческим функциям – методы прогнозирования, планирования, организации, координации, мотивации, контроля и т.п.;

  • по конкретным объектам управления и характеру поставленной производственной задачи и др.

Основатель школы административного управления Анри Файоль создал доктрину административного управления, основные положения которой изложил в своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.).



В этой доктрине представлена система принципов управления (администрирования)2:

  • разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);

  • власть (право давать команды и нести ответственность за результаты);

  • дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);

  • единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

  • единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);

  • подчинение индивидуальных интересов общим;

  • вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала);

  • централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);

  • скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);

  • порядок (каждый должен знать свое место в организации);

  • справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);

  • стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);

  • инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);

  • корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).

Принципы классической системы управления получили развития в современных «школах управления» как основополагающие принципы менеджмента.

Важное значение в управлении имеют общие принципы управления, которые являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления – и управленческой практикой.

Общие принципы управления непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность.

Общие принципы управления – это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности.

К основным из них относятся следующие:

  • принцип единства политики и экономики;

  • научность;

  • системность и комплексность;

  • принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;

  • принцип централизации и децентрализации;

  • принцип пропорциональности в управлении;

  • принцип единства распорядительства в управлении;

  • принцип экономии времени;

  • принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях;

  • принцип делегирования полномочий;

  • принцип обратной связи;

  • принцип экономичности;

  • принцип эффективности;

  • принцип мотивации3.



2. Прикладные социологические исследования (американская школа)
С самого начала американская социология стала формироваться как прикладная (эмпирическая) наука. Уже в 1910 г. в стране было проведено более трех тысяч эмпирических исследований. Особый рост их количества пришелся на второй этап (1918-1930-е). В настоящее время количество исследований достигает порядка шести тысяч в год.

Особый интерес представляет тот факт, что в начале века эмпирическая социология в США не пользовалась авторитетом в официальных кругах. Так, в 1946 г. Сенат США отверг предложение об учреждении в Национальном научном фонде (NSF) организации, финансирующей научно-исследовательские программы отделения социальных наук. В этот период исследования в основном велись частными фирмами, фондами и университетами. И лишь с 1955 г. социологические исследования стали получать правительственные дотации. А с процесса разработки президентской программы Линдона Джонсона (1963) чиновники стали все больше и больше привлекать социологов для прогноза и оценки эффективности подобных проектов.

При этом правительство и предприниматели рассматривают социологию как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышения производительности труда и обеспечения благосостояния граждан.

Именно благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии, использованию математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента социология США превратилась в точную науку4.

Центром формирования эмпирической американской социологии стал Чикагский университет, с которым связано название «Чикагская школа социологии». Именно здесь в 1892 г. был открыт первый в мире факультет социологии, возглавляемый А. Смоллом. В Чикаго же был основан и первый социологический журнал (1895), а в 1905 г. – Американское социологическое общество.

Основные отличительные черты Чикагской школы следующие: а) органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; б) выдвижение гипотез в рамках единой организованной программы, направленной на конкретные практические цели; в) это не «научная школа» в ее классическом понимании, а своеобразная хартия единомышленников, поддерживавших друг друга и опиравшихся на общие достижения.


Центральной фигурой Чикагской школы социологии и ее основателем считается Роберт Парк. Сам он учился в американских университетах (в том числе в Гарвардском), затем продолжил учебу в Германии (Берлин, Страсбург), где прослушал курсы философии, курс социологии у Г. Зиммеля. По возвращении в США Парк работает на различных должностях: от преподавателя философии в Гарварде и редактора научного издания до секретаря Букера Вашингтона – известного негритянского общественного деятеля. Именно семь лег работы в качестве секретаря дали ученому огромный социальный материал.

С 1914 г. Парк, по приглашению У. Томаса, читает курс на социологическом факультете Чикагского университета. Итог его работы – создание Чикагской социологической школы.

Исследования Парка группируются вокруг двух главных тем: расовые отношения; городская среда. Весомым вкладом в науку стали его работы по проблемам социальной эволюции (конкуренция – конфликт – приспособление – ассимиляция); о выходе рас и народов из различных видов изоляции; о культурных процессах и культурной адаптации и др.

Второй крупнейший представитель Чикагской школы – Эрнст Берджесс учился и преподавал в Чикагском университете. Он первый, кто защитил докторскую диссертацию по социологии не в Германии, а в американском университете. Основными его заслугами признаются: придание общеметодическим идеям Парка конкретной формы; разработка оригинального прикладною варианта социально-экологической теории для исследования города; глубокий анализ процессов формирования семьи и личности в ней и т.д.

Свежую струю интеллектуализма в осмысление эмпирической реальности внесли представители Гарвардской школы социологии. Наш соотечественник, Питирим Сорокин, возглавивший в 1930 г. социологический факультет этого университета, еще в своей работе «Социальная стратификация и мобильность» (1927) попытался органично связать эмпирический подход к исследованию проблемы с теорией.

Но все-таки наибольшее влияние на разработку социологии в США (в первую очередь - эмпирической) оказало вышедшее в 1918 г. пятитомное исследование Флориста Знанецкого и Уильяма Томаса «Польский крестьянин в Европе и Америке», где ученые подробнейшим образом рассмотрели проблемы адаптации эмигрантов к условиям жизни в США. Именно в этой работе были вычленены основные принципы методологии и методики конкретно-социологических исследований5.
3. Социальные технологии в системе управления