Файл: Программа среднего профессионального образования 40. 02. 01 право и организация социального обеспечения Дисциплина Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация

Профессионального образования

«Открытый социально-экономический колледж»

Программа среднего профессионального образования

40.02.01 право и организация социального обеспечения

Дисциплина: Литература

Практическое задание № 5

Выполнила: Першина Валерия Игоревна

Преподаватель: Лукшина Ольга Александровна

Задание 1. Выполните краткий обоснованный анализ творчества М. А. Булгакова по одной из предложенных тем (Объем выполненного анализа: 3-5 предложений).

Тема 1. Как раскрывается тема человеческой природы в повести М. Булгакова «Собачье сердце»?


Тема 2. Как раскрывается проблема научного прогресса в повести М. Булгакова «Собачье сердце»?


Тема 3. В чем состоит смысл книги М. Булгакова «Собачье сердце»?

Тема 4. Какой смысл приобретает образ города в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия»? (допускается выбор).

Ответ:

В своем легендарном произведении Булгаков поднимает проблему политики и идеологии большевизма, проблему необразованности тех, кто получил власть, а также проблему невозможности изменения порядка в истории насильно. Писатель показывает, что результаты произошедшей революции не такие, как ожидалось, что они плачевны. Революция, так же, как и операция, проведенная профессором Преображенским, привела к совершенно неожиданным последствиям и вскрыла самые страшные болезни и проблемы общества. В произведении автор затрагивает тему человеческой природы, характеров и натуры. Булгаков дает полупрозрачный намек на то, что человек слишком самоуверен и считает, сея всесильным. Он способен изменить то, что менять не стоит, способен вмешаться в естественный ход вещей, однако контролировать плоды собственной деятельности, к сожалению, человек не в состоянии.

Проблематика произведения заключается в том, что насильственное изменение общественного уклада неизбежно приводит к печальным результатам, эксперимент обречен на провал.


Главная идея произведения «Собачье сердце» заключается в том, что любое искусственное вмешательство в общество, природу, политику, историю и другие сферы не может привести к позитивным изменениям. Автор считает наиболее приемлемым здоровый консерватизм.

Основной мыслью этого произведения является то, что незрелому, необразованному народу, людям наподобие «Шариковых», ни в коем случае нельзя доверять власть, так как они морально незрелы. Подобный эксперимент неизбежно обернется катастрофой для общества и для истории. Смысл названия произведения заключается в том, что не все люди, нормальные от рождения, обладают духовно здоровым сердцем, что есть на свете люди, у которых собачьи – злые, плохие – сердца от рождения, и живут эти люди жизнью Шарикова.

«Собачье сердце» по жанру является повестью. Однако, изучая жанровое своеобразие произведения, необходимо признать, что это скорее сатирическая социально-философская повесть, в которой присутствуют элементы фантастики. Булгаков для своей повести «Собачье сердце» выбрал кольцевую композицию. История повести начинается с рассказа пса Шарика о своей тяжелой участи на улице, когда он был вынужден голодать. Послереволюционное настроение, плохая погода, размышления собаки о своем существовании и о жизни простого народа являются композиционными элементами произведения. Сюжет произведения закладывается с момента, когда Преображенский «подбирает» Шарика. Шарик попадает в обстановку, где его кормят, лечат и даже покупают ошейник. Автор специально показывает все глазами Шарика, чтобы затем показать читателю подобную ситуацию, но уже с обновленным героем. Точкой отсчета новой истории становится операция Шарика. В произведении два главных героя – профессор Преображенский и Шарик. Под одной крышей очень сложно ужиться двум совершенно разным персонажам. Отвратительный характер Полиграфа, нежелание что-либо в себе менять, плохие манеры в конце концов приносят свои плоды. Мужчина попадает в ряд глупых ситуаций, что его совершенно не смущает. По совету профессора, он смотрит на себя в зеркало, однако никаких недостатков себе не видит. На протяжении всего эксперимента Борменталь ведет дневник наблюдения, в котором описывается «происхождение» нового человека. это является еще одним композиционным элементом. Встреча

Швондера и Шарика практически является роковой, как для Полиграфа, так и для профессора. Полиграф благодаря Швондеру устраивается на работу. Занятость Полиграфа тоже является одним из элементов композиции. Ведомство, где работает Шариков, занимается отловом бродячих животных. Шариков рассказывает о том, как он расправляется с отловленными котами. Кульминационным моментом является эпизод, когда Шариков решается убить Преображенского. Однако ему это не удалось. Борменталь и Преображенский снова делают Шарикову операцию, удаляют человеческий гипофиз. Кольцевая композиция замыкается Шариком, который снова стал обычным псом, спокойным и счастливым созданием. У него есть хозяин, который его хорошо кормит, и ошейник. Этим композиционным элементом автор показывает, как мало нужно для счастья.

Задание 2. Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем (рекомендуемый объем – 150 слов (не менее 100 слов). В сочинении приведите не менее двух примеров-аргументов (с использованием цитат) из анализируемого текста.

Тема 1. Нравственные испытания героев М.А. Булгакова. (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»)

Тема 2. Тема подвига и предательства в прозе М.А. Булгакова. (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»).

Тема 3. В чем суть и смысл романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Ответ:

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» писатель поднимает много разных проблем. Эти проблемы волнуют человечество испокон веков. И современного человека тоже. Однако больше всего в произведении затронута тема добра и зла.

Добро и зло противопоставляются друг другу. В произведении эти два качества показаны в разных проявлениях. Добро и зло встречается в любви Мастера и Маргариты. Происходит борьба добра и зла у творческих людей. А главное, описывается понимание добра и зла профессором Волондом.

Итак, Волонд главный в свите нечистой силы. Всем обывателям представляется профессором. Считает, что добро и зло это единое целое. Что они не могут существовать друг без друга. «Что было бы твоё добро, если бы не было зла?» - говорит он Ливею Матвею. Волонд вместе со своей свитой в течение всего повествования доказывают, что люди творят зло. Некоторые сами не подозревают об этом. Свита же учиняет расправу над злодеями. Каждому достаётся в соответствии с тяжестью проступка. Нечистая сила расположилась в Московской квартире, а хозяина отправила в Ялту. В планы дьявольской силы не входило заставлять людей совершать дурные поступки. Скорее они вели наблюдение. Выжидали. Но вместе с тем шутили и насмехались над людьми. Это они делали больше ради провокации. Особенно в провокативных действиях из свиты выделялся Бегемот. Однако люди имели право выбирать, как им поступить.


Как уже отмечалось, добро и зло существуют и в творческих людях. Булгаков показывает современных писателей. Но у писателей нет настоящих ценностей. Они творят не ради искусства, а ради того, чтобы порадовать государство. Таким горе-писателям противопоставляется Мастер. Он видит в своём произведении смысл жизни. Но его не признают. В ход творческих событий снова вмешиваются высшие силы в виде свиты Волонда. «рукописи не горят» - выяснится впоследствии. Произведение Мастера будет жить. А писатели из моссолита тоже получат свою порцию вознаграждения. Каждый из писателей оказывается в ситуации, которая отражает их характер и поведение. Хотя никто из них не соглашается с этим. Каждый считает себя правым.

О размытости границ добра и зла рассказывается в теме любви. В романе описаны два любящих человека. Это Мастер - талантливый писатель, и его муза Маргарита. Маргарита ради своего Мастера готова пойти на что угодно. Из-за любви она соглашается на сделку с дьяволом. Становится королевой на балу у сатаны. Надо сказать, что бал для Маргариты был тяжёлым. Но она не показала виду, что ей трудно. Наоборот, она сказала Волонду, когда бал кончился, что ей было весело. И, если нужно, то она готова продолжить. В конце Волонд готов выполнить одно желание Маргариты.

И Маргарита, пользуясь возможностью, совершает добрый поступок. Среди гостей на балу была девушка по имени Фрида. Она убила своего ребёнка. Но не потому, что Фрида была плохой матерью и ребёнок её раздражал. А потому, что ей нечем было его кормить. Во время бала Фриде подавали платок, которым она задушила ребёнка. Чтобы она не смогла забыть о своём деянии. Маргарите стало жаль молодую женщину. И, пользуясь правом одного желания, она просит снисхождения для Фриды. Просит, чтобы ей перестали подавать платок. Однако выясняется, что королевская власть Маргариты ещё не окончена. И она сама может помочь молодой женщине. И Маргарита освобождает Фриду.

После этого Волонд снова предлагает выполнить одно желания. Однако девушка говорит, что ей ничего не надо. Что она правила балом просто так. И, как оказалось, это был правильный поступок. «Никогда ничего ни у кого не проси. Если нужно, сами дадут и предложат» - говорит нечистая сила Маргарите. Тем не менее, свита хочет отблагодарить королеву. И тогда девушка просит, чтобы их соединили с Мастером. Волонд исполняет. И вместе с тем дарует влюблённым вечный покой.


Таким образом, смысл романа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что добро и зло идут рука об руку. Они неотделимы друг от друга. Каждый человек будь он плохим или хорошим, может совершить и добрый и злой поступок. И какой поступок совершить человек должен выбирать сам. И за свой выбор нести ответственность.