Файл: Закон Республики Казахстан О реабилитации и банкротстве.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Банкротство как правовой институт; виды банкротств.
Понятие банкротства
Общеупотребляемое понятие банкротства в мировой практике означает длящееся состояние неплатежеспособности предприятия, отсутствие возможности рассчитаться по своим обязательствам.
Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» в статье 6 главы 1 формулирует понятие банкротства как «признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации».
Процедура банкротства статьей 7 главы 1 закона формулируется как процедура, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов за счет имущественной массы банкрота в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
С юридической точки зрения неплатежеспособность в форме длительного непогашения своих обязательств перед кредиторами является лишь основанием для обращения в суд.
А несостоятельность, как признанное решением суда состояние предприятия, влечет за собой юридический статус предприятия с особым режимом функционирования, ограничениями в распоряжении активами предприятия и особым порядком признания и погашения задолженности.
Закон о банкротстве
История законодательства о банкротстве Республики Казахстан исчисляется начиная с 1992 года, когда впервые был принят закон регулирующий мероприятия связанные с состоянием неплатежеспособности предприятия.
Позднее было принято три закона, регулирующих процедуры, связанные с ликвидацией и реабилитацией предприятий в Казахстане, каждый последующий из которых отменял действие предыдущего. К законам принимались десятки изменений и дополнений.
В последней редакции закон «О реабилитации и банкротстве» был принят 7 марта 2014 года.
Его положения уточнялись и корректировались Постановлениями Верховного суда, а также изменениями, принятыми мажилисом парламента Республики Казахстан.
Принципиальными отличиями последнего закона о банкротстве было смещение акцента процедур с ликвидации предприятия на проведение мероприятий по урегулированию задолженности предприятия путем реструктуризации долга или реабилитации предприятия.
Процедура банкротства предприятия является конечным актом урегулирования задолженностей предприятия. Смещение акцентов отразилось и в названии закона. Если в предыдущих версиях данный закон носил название «О банкротстве», то в последней версии он называется «О реабилитации и банкротстве».
Также, в последней версии закона ужесточена ответственность собственника и руководителя предприятия за доведение предприятия до банкротства, введено понятие субсидиарной ответственности собственника, за управленческие действия приведшие предприятие к банкротству.
Причины банкротства
Банкротство – последний этап в деятельности предприятия, предшествующий окончательной ликвидации предприятия и освобождения его от долгов. Главной целью банкротства является оздоровление экономики.
Банкротство, как состояние предприятия, по причинам возникновения неплатежеспособности можно разделить на три вида:
вынужденное банкротство;
ложное и преднамеренное банкротство;
банкротство из-за неэффективного управления, низкого качества менеджмента.
Вынужденное банкротство
В данном случае несостоятельность компании возникает по причинам, от него не зависящим, таким как стихийные бедствия, политическая нестабильность, банкротство иных организаций, за которыми оставалось обязательство по выплатам данному предприятию, и иные внешние причины.
Ложное и преднамеренное банкротство
Здесь необходимо отметить, что при установлении подобных фактов, собственник либо руководитель предприятия несут уголовную и материальную ответственность ответственность за свои действия. Некоторые компании решаются фальсифицировать собственную несостоятельность, чтобы избежать выплаты долгов. Такие действия выражаются в сокрытии имущества, выведении имущества из собственности компании, неправомерном погашении одних обязательств в ущерб другим.
Банкротство из-за неэффективного управления, низкого качества менеджмента
Данный вид несостоятельности организации случается в результате неэффективной работы предприятия. Такой вид банкротства можно спрогнозировать путем анализа деятельности предприятия, соответствия его финансовых показателей нормативным и предотвратить, если своевременно принять соответствующие управленческие действия. Своевременно введенные меры могут защитить компанию от банкротства.
2.Несостоятельность организации: признаки и порядок установления.
Новый Закон (далее - ЗАКОН) понимает под несостоятельностью (банкротством) признанную верховным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 ЗАКОН). Из данного понятия вытекает, что «несостоятельность» и «банкротство» имеют идентичное содержание, т.е. данные слова являются синонимами. Это отличает российское Законодательство о банкротстве от Законодательства некоторых зарубежных стран. 24 По сравнению с предыдущим Законом данное определение не включает возможности добровольного объявления должника о своем банкротстве. Это связано с тем, что из Законодательства Республики Казахстан с принятием Закона о банкротстве исключен институт внесудебного «добровольного объявления о банкротстве». Ликвидация должника, неспособного удовлетворить требования кредиторов, может осуществляться исключительно при применении процедур банкротства под контролем арбитражного суда. Процедуры банкротства могут быть применены как к юридическим лицам (кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций), так и к физическим, в том числе к индивидуальным предпринимателям. Новеллой является введение процедур банкротства для отдельных категорий должников - юридических лиц:
финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если это не сделано им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3 ЗАКОН). Денежным обязательством признается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке или иному предусмотренному Гражданским кодексом РК основанию. В категорию обязательств должника по обязательным платежам входят налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных Законодательством Республики Казахстан. Дело о банкротстве может быть возбуждено верховным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей (п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 33 ЗАКОН). Правом на обращение в верховный суд с заявлением о признании должника банкротом по общему правилу обладают: должник, конкурсный кредитор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Республики Казахстан представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Республики Казахстан по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Республики Казахстан, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Республики Казахстан и муниципальных. В целях защиты интересов государства как кредитора по обязательным 25 платежам и предоставления ему равных прав с конкурсными кредиторами ЗАКОН наделяет уполномоченный орган правом голоса в деле о банкротстве с одновременным переводом требований по обязательным платежам в одну очередь с конкурсными кредиторами. Право на обращение в верховный суд у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам возникает по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику, а у уполномоченного органа по обязательным платежам - с даты принятия решения налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника (ст. 6, 7 ЗАКОН). Иначе говоря, для возбуждения дела о банкротстве принимаются во внимание только те требования, которые подтверждены вступившим в силу решением суда либо решением налогового органа. Кредиторы, не являющиеся конкурсными кредиторами или уполномоченными органами, правом на подачу заявления о признании должника банкротом не обладают. К таким кредиторам относятся граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по
выплате вознаграждения по авторским договорам, по выплате выходных пособий и оплате труда; учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия, а также кредиторы по обязательствам, носящим неденежный характер. Обращение в верховный суд с заявлением о признании должника банкротом не является эффективным инструментом взыскания долга. После возбуждения дела о банкротстве кредиторы должника несут риск не получить причитающиеся им денежные средства по причине недостаточности имущества должника для расчетов с кредиторами либо получить их только по завершении процедур банкротства. В связи с этим инициирование дела о банкротстве должно использоваться конкурсными кредиторами и уполномоченными органами в качестве вынужденной меры при отсутствии возможности своевременно взыскать долг вне процедур банкротства.
3.Неплатежеспособность организаций и ее причины.
На банкротство предприятий влияют совместно внешние и внутренние факторы. В странах с развитой рыночной экономикой и устойчивым политическим строем разорение субъектов хозяйствования на 70% связано с внутренними факторами и на 30% – с внешними.
Некоторые из внешних факторов могут вызвать внезапное банкротство, а другие из них могут усиливаться и накапливаться, вызывая, очень трудные движения компании к снижению производства и в итоге его банкротство. Если же рассматривать внешние то, они не менее опасны для деятельности компаний, например из-за принятия руководством неверных решений, злоупотребление своими должностными полномочиями, все это может привести к неэффективному управлению компании.
Процесс банкротства может быть еще более благотворным для предприятия, если данная ситуация была спрогнозирована и менеджмент компании готов к проведению необходимых процедур. Постоянный мониторинг и анализ финансового состояния предприятия позволят как избежать несостоятельности, так и разработать правильную стратегию в случае неплатежеспособности.
Преодоление кризисной ситуации, в которую попадают предприятия в рыночной экономике с помощью новых форм хозяйствования, позволяет решить проблемы, связанные с обеспеченностью экономической стабильности развития.
В условиях экономической свободы предприятиям дается возможность прекратить хозяйственную деятельность. Чаще всего это связано с реальной производственнохозяйственной деятельностью и является следствием производственных, технологических, маркетинговых, финансово- экономических и юридических упущений в работе предприятий. Многие предприятия испытывают недостаток собственных оборотных средств, имеет место низкая платежная дисциплина, высокая стоимость кредитных ресурсов.
4.Государственная финансовая поддержка неплатежеспособных предприятий: порядок, направленность и источники.
Финансовая поддержка субъектов частного предпринимательства осуществляется путем:
1) закупа гарантированного объема товаров (работ, услуг);
2) организации кредитования через банки второго уровня;
3) выдачи государственных грантов для организации и реализации социально значимых проектов в отраслях экономики;
5) предоставления займов за счет бюджетных средств;
6) субсидирования ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами субъектам частного предпринимательства, лизинговым сделкам;
7) частичного гарантирования кредитов субъектов частного предпринимательства;
8) лизинга.
Порядок, формы государственной финансовой поддержки, отрасль (отрасли) экономики, в которой (которых) осуществляют деятельность субъекты частного предпринимательства, подлежащие государственной финансовой поддержке, юридическое (юридические) лицо (лица), привлекаемое (привлекаемые) для оказания государственной финансовой поддержки, размеры финансовой поддержки и другие условия, необходимые для оказания государственной финансовой поддержки, утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется по направлениям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, включая:
создание условий для использования субъектами малого и среднего предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
установление упрощенного порядка государственной регистрации и ликвидации субъектов малого предпринимательства;
установление оптимального режима налогообложения;
принятие программ кредитования малого и среднего предпринимательства;
создание системы привлечения и использования инвестиций, в том числе иностранных