Файл: Билет 27 вопрос История как наука, её функции и методы История.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это была чрезвычайно сложная задача – наверстать в короткий срок то, что было упущено в течение столетий. До Великой Октябрьской социалистической революции три четверти населения России были неграмотными. Большинство народностей и этнические группы, в том числе малые народности Севера, Дальнего Востока, отчасти Северного Кавказа, не имели даже своей письменности, находились на крайне низком уровне культурной жизни. Положение осложнялось острой нехваткой подготовленных или просто грамотных кадров, материальных и финансовых средств, разрушительными последствиями империалистической и гражданской войн, иностранной военной интервенции.
Государственные, партийные и общественные организации, преодолевая трудности, противоречия и ошибки, настойчиво решали многочисленные проблемы коренной перестройки всего дела народного образования и просвещения, развития высшей школы, науки и творчества, культуры и быта рабочих, крестьян, всех слоев населения.
Уже в первые дни и месяцы после революции Советы в центре и на местах приняли энергичные меры по сохранению культурного наследия прошлого. Так, 25 октября (7 ноября) 1917 г. Петроградский Военно–революционный комитет назначил комиссаров по охране музеев и дворцов; а 27 октября (9 ноября) Наркомпрос организовал учет библиотек, создал комиссию по учету и контролю сокровищ Зимнего дворца.
В первые месяцы Советской власти Совнарком принял ряд декретов об учете и регистрации памятников искусств и старины, о запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения, о сохранности библиотек и книгохранилищ, о национализации Третьяковской галереи и других художественных коллекций, о взятии под охрану усадьбы Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне, об увеличении средств (и это при крайнем дефиците финансов) на развертывание культурно–просветительской и издательской деятельности.
В разгар гражданской войны местные Советы, партийные и общественные органы помогли Наркомпросу РСФСР взять на учет и сохранить более 550 старинных усадеб, около тысячи частных коллекций, 200 тысяч произведений искусства.
Значительно возросла сеть начальных, неполных средних и средних школ: со 124 тысяч в 1914/15 уч.г. – до199 тыс. в 1940/41 уч. г. Соответственно, число учащихся в школах возросло с 9,7 млн. до 34,8 млн. В 1940/41 учебном году численность учителей превысила 1,2 млн. против 280 тыс. в 1914/15 уч. г.

Огромную работу проделали созданное в 1923 г. Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность», добровольцы–культармейцы и комсомол. За 1920–1940 гг. грамоте обучили 60 млн. человек.
Качественные сдвиги произошли в развитии сети высших учебных заведений, подготовке кадров специалистов различного профиля. Государство, несмотря на напряженный бюджет, связанный с форсированием индустриализации, изыскало средства для финансирования вузов, численность которых выросла со 105 в 1915 г. до 817 в 1940. В итоге за годы военных пятилеток численность специалистов с высшим образованием, занятых в народном хозяйстве, выросла с 233 тысяч в 1928 г. до 909 тыс. в 1940, то есть почти вчетверо.
Глубокий след в общественной жизни, сознании и духовной жизни людей оставляла молодая советская литература. Преодолевая трудности роста, негативные нигилистические тенденции, идеологическое давление политического руководства, писатели, поэты, драматурги создавали многие произведения, ценность которых не снижается с минувшими десятилетиями.
Реализация программы культурной революции превратила ранее полуграмотную страну в одну из самых образованных в мире, вывело советское общество на высоты культурного прогресса того времени, стала предпосылкой укрепления экономической и оборонной мощи СССР, социального прогресса общества.

БИЛЕТ №8

.9.Вопрос 9. От сословно-представительной к абсолютной монархии. Реформы Петра I. 9.

Сословно-представительная монархия - это такой тип власти, где монарх в руководстве страной опирается, прежде всего, на сословно-представительные учреждения. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных сословий общества. В наиболее законченном виде сословно-представительная монархия складывается в России в середине XVI в., когда наряду с Боярской Думой в системе государственного управления начинает действовать новая политическая структура - Земские Соборы.

Началась полоса преобразований, получившая название - "реформы 50-х гг." XVI в. Историки выделяют шесть реформ: государственного управления, местного управления, военную, судебную, налоговую и церковную.


Классовая борьба крестьян и посадского населения в значительной мере обусловила эволюцию государственного строя в России. Со второй половины XVII в. начался переход к абсолютизму. Абсолютизм - неограниченная монархия, при которой вся политическая власть принадлежит одному лицу.

Установление абсолютизма сопровождалось постепенным отмиранием средневековых представительных учреждений, которые в период сословно-представительной монархии действовали наряду с царской властью, а также ослаблением роли церкви в управлении государством. Боярская Дума на протяжении XVII в. превратилась из законодательно-совещательного органа в совещательный при царе. Боярство уже не противопоставляло себя самодержавию, не пыталось оказывать давление на монарха или оспаривать его решения. При Алексее Михайловиче (1645- 1676 гг.) более половины состава Думы составили дворяне.

К первой четверти XVIII в. относится окончательное утверждение абсолютизма в России. Оно связано с радикальными преобразованиями всей политической системы, предпринятыми Петром I. Административные преобразования завершили оформление абсолютной монархии в политическом строе России, Принятие Петром I титула императора являлось подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.

Реформы Петра I

Название реформы

Годы

Суть преобразований

Краткие результаты реформы

Реформа государственного управления

1699-1721 гг.

Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

Система государственного управления стала более совершенной. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

1708-1715 гг. и 

  1719-1720 гг.

На первом этапе реформы Петр 1 поделил Россию на 8 губерний. Они управлялись губернаторами. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами.

Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа

1697 г.,  1719 г., 

 1722 г.

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях  закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

с 1699 г.

Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью "Табели о рангах" воинских званий, единых для всей России.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры.

Церковная реформа

1700-1701г.; 1721 г.

В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику

Финансовые реформы

1700-1721г.

Введение множества новых налогов. Порча (уменьшение веса) монеты . Копейка становится основной монетой.

Увеличение доходов казны в несколько раз.


36. вопрос 36.Форсированная индустриализация страны, ее цена.36.

В конце 1925 года партия провозгласила главной задачей развития советской экономике – индустриализацию страны. Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства, прежде всего тяжелой промышленности. Это нужно было для того, чтобы перейти от аграрного общества к индустриальному, чтобы укрепить обороноспособность, а также создать экономическую независимость страны.


Основные источники индустриализации.

1.Внутренние|1.1.Перераспределение средств из сельского хозяйства и легкой промышленности на нужды тяжелой промышленности. 1.2,Использование резерва страны, в том числе золотого запаса и культурных ценностей.1.3.Использование сбережений населения.

2.Внешние| 2.1.Кредиты иностранных гос-в 2.2.Инвестиции иностранных частных предпринимателей

Но СССР могла использовать только внутренние источники, так как у царя было много внешних долгов.

В декабре 1925 года 14 съезд ВКПБ взял курс на индустриализацию. Сначала хотели проводить её постепенно в течение 20-25 лет, но потом было решено проводить её форсированными темпами. Сталин: «Либо за несколько лет мы построим мощную промышленность, либо нас раздавят. В 1927г был подготовлен проект первого пятилетнего плана. В 1929г. Сталин сказал: «Пятилетку в 4 года».
Источники ср-в для проведения форсированной индустриализации в СССР:

Коллективизация |1.Добровольные и принудительные займы у населения. 2.Продажа культурных ценностей за рубеж.3.Использование бесплатного труда заключенных4.Трудовой энтузиазм населения. Первые пятилетки (1928-1932)|Итоги первой пятилетки:

-Производство продукции тяжелой промышленности возросло в 2,8 раза, машиностроения в 4,5 раза.

-СССР превратился из страны ввозящей промышленное оборудование, в страну, его производящею.

Вступили в строй: Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические заводы, угольные шахты в Данбасе и Кузбассе, Сталинградский и Харьковский тракторные, Московский Горьковский автомобильные заводы,

Вторая пятилетка (1933-1937)|Итоги:

Тяжелая промышленность увеличена производительность ещё в 2,2 раза. СССР превратилась в страну индустриальную. Новые предприятия: Уральский и Крематорский заводы тяжелого машиностроения, Челябинский тракторный Уральский вагоностроительный заводы, авиационные заводы в Москве, Харькове, Куйбышеве, металлургические заводы «азовсталь» и «запорожсталь».

Итоги индустриализации:

За эти годы Россия прошла путь, который другие страны проходят за 50-100 лет. Очень много было создано, в связи с этим появились новые отрасли, это и авиационная промышленность, а также химическая, электротехническая, автомобилестроение +страна стала экономически независимая +