ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исходя из этого определения можно отследить следующие признаки общественных благ:
-
общественное благо - это специфический вид услуг. Использование специфических факторов в специфическом секторе. -
общественное благо потребляется вместе, до единого времени в этом процессе; -
общественное благо, по существу удовлетворяет социальные потребности.
Классическим примером общественного блага является маяк. Его строительство может быть экономически оправданным, если выгоды превышают затраты. Однако выгода на долю каждого пользователя маяком, не может окупить приобретение такого крупного и неделимого продукта. В любом случае, после введения в эксплуатацию световой сигнал маяка является ориентиром для всех судов. Практически не существует способа, чтобы избежать для некоторых кораблей использования услуг маяка. Луч маяка для всех, чтобы видеть морской путь, и если владелец корабля предпочитает не платить за него, капитану судна не может быть запрещено использовать сигналы маяка. Экономисты называют это явление проблемой "фрирайдера" - люди могут пользоваться преимуществами продукта, без каких-либо затрат на его производство.
Общественные блага отличаются двумя характеристиками: неконкурентоспособностью и неисключаемостью. Под неисключаемостью означается, что технически невозможно или непомерно высоки издержки предотвращения доступа к благам дополнительных потребителей. Под неисключаемостью в потреблении означается невозможность утверждения рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельные лица из числа получателей по крайней мере некоторые из выгод (или части затрат), напрямую увязанных с производством и потреблением определенных товаров. Нельзя, например, запретить пешеходам пользоваться уличным фонарем, а радиолюбителю принимать радиопередачи. Неисключаемость может возникнуть в результате неспособности физически исключить кого-либо из использования этого блага (как в случае пешеходов), так и из-за крайне высокой стоимости исключением в сравнении с возможной выгоды продавца.
Принято различать техническую и экономическую невозможность и нецелесообразность исключения общественных благ. Если общественное благо является неделимым полностью, значит практически невозможна исключаемость. Если затраты на достижение исключаемости общего блага достаточно большие, которые требует много контроля для допуска людей к общественному благу, исключаемость может стать экономически неоправданной. Таким образом, городской парк отдыха может загородить территорию, установить охрану, и станет парк как объект услуг потребления и использования тех групп людей, которые в состоянии платить за оказанные услуги. Но возможно, что, когда плата за услуги парка не сможет покрыть огромные расходы на строительство забора вокруг парка и поддержание охранников и кассиров. А значит, достижение исключаемости общественного блага в виде отдыха в городском парке будет экономически неэффективно.
Отсутствие конкурентоспособности общественное благо требует, чтобы блага были неделимы, не могут быть «упакованы» и продаваться поштучно, относительно не избирательно и потребляются вместе. Неконкурентность общественных благ означает, что потребление общественного блага одним человеком не уменьшает потребление другим человеком. Общие блага доступны для использования всеми в неизменяемом количестве и качестве. Типичный пример: неконкурентностью потребления может служить национальная правовая система. Использование услуг национальной правовой системы как общественного блага не уменьшает и не делает хуже положение населения в связи с рождением новых граждан.
В общем, наличие свойства общественных благ в их крайних случаях, их конкуренции и не конкуренции, а также исключаемость и неисключаемость – дает возможность рисовать линии между различными видами благ.
1.3 Виды общественных благ
Известно, что в многообразии благ можно разобраться и определить их признаки с помощью классификации. Классификация, как метод научного исследования для улучшения понимания экономического назначения благ, способность распознавать их, чтобы сформировать оптимальные варианты производства и обеспечить ими потребителей, чтобы были проанализированы возможности замещения общественных благ частными и наоборот, и для выявления признаков сопоставления реального спроса и фактического предложения благ. Классификация основана по главному, основному признаку. Выбранные признаки позволяют установить характеристики и возможные цели государственного и регионального управления данного объекта.
Общественные блага могут быть классифицированы в зависимости от территориального охвата - на общенациональные и локальные. Например, оборона или законодательство - общенациональные блага, услуги регулировщика уличного движения – общественные локальные блага. Таким образом, в одном месте, чтобы улучшить снабжение питьевой водой, необходимо бурение скважин, в других - строить канал.
Другой критерий для классификации общественных благ - это уровень интереса к их состоянию государства. В этом случае блага делятся на следующие группы:
-
не предназначены для индивидуального потребления и выражающие необходимость обеспечения устойчивого развития всего общества; -
предназначены для личного потребления и имеющие яркость внешнего эффекта; -
не предназначенные для личного потребления и выражающие возможность обеспечения потребления блага в определенном уровне группой людей; -
предназначены для личного потребления, и выражающие способность и необходимость обеспечения потребления блага на указанном уровне всем обществом (группой людей).
Рассмотрим разделение общественных благ: чистые и смешанные.
Чистое общественное благо имеет два свойства, неконкурентностью и в то же время неисключаемостью. Эти блага характеризуются хорошей неубываемостью и неуменьшаемостью и потребления и использования. Чистые общественные блага, которые предоставляются с нулевыми предельными издержками и являются неделимыми в потреблении, не совсем много. Примером может служить оборона, дипломатии, полиция, уличное освещение и т. д. Чаще всего показываются блага так называемых делимым потреблением. Во всяком случае делимости потребления имеет два важных следствия:
-
количество блага, потребляемых одним человеком, не обязательно равно количеству потребляемому вторым человеком; -
теоретически возможно выяснить, кто потребляет благо, и просить плату после употребления.
Смешанное общественное благо, в отличие от чистого общественного блага являются исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, с альтернативой, чтобы использовать его, с уменьшением потребления. Смешанное благо может быть куплено и продано, которое должно быть оплачено. Разновидностью исключаемого смешанного блага является перезагружаемые общественные блага. Эти блага бывают неисключаемыми до определенного порога, за которым наступает отсутствие, то есть нехватка блага для всех, то есть его перегрузка. Правильное использование порогового уровня одним человеком исключает другого потребителя или уменьшает его возможность в потреблении этого блага. Примером перезагружаемого общественного блага являются туннели, автомобильные дороги, мосты. Перезагружаемые общественные блага в определенной степени имеет характеристики и свойства чистых общественных благ, доступ для всех членов сообщества бесплатно. Помимо этого уровня, перезагружаемые общественные блага имеют свойства и черты платного частного блага.
Другой вид смешанного блага – благо совместоного потребления с ограниченным доступом, которое называется клубное благо. Здесь принцип исключаемости относится не к одной человеческой личности, а группе лиц. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен нормативными требованиями и размерами взносов. Типичные примеры организаций, оказывающих смешанные блага ограниченным доступом может быть теннисные клубы, общественные объединения, пляжи и парки.
Классификация общественных благ производится не только с возможностью исключаемости и использование этих благ, но и с учетом критерия внешнего эффекта. Это может быть как положительным (например, эффект от повышения образовательного уровня населения) и отрицательные (например, ущерб окружающей среде). Внешние эффекты различаются по масштабам устойчивости и его последствия. Сочетание внешних эффектов с учетом масштабности и временного воздействия с общественными благами позволяет выделить следующие типы чистых общественных благ:
-
чистое общественное благо, внешний эффект, которое имеет национальное и мировое значение (например, шедевры мировой культуры, общегосударственные стандарты); -
чистые общественные блага с региональным и локальным последствием воздействия (например, местное радио, пожарная охрана, места отдыха).
В литературе по экономике общественного сектора несколькими авторами предлагается подробная классификация и типология общественных благ. Я в этом разделе отметила основные общественные блага в различных классификациях. Совместный характер потребления общественных благ определяет единство в применении критериев разграничения общественных благ и различные типы частных благ. В то же время он показывает сообщество государственного сектора и общественно-добровольного, и то что они принадлежат к экономике общественного сектора.
-
НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ
2.1 Способы предоставления общественных благ. Границы их предоставления
Экономика общественного сектора предоставление общественных благ осуществляется через рынок, государство и существует так называемая проблема "безбилетника".
Проблема «безбилетника» (или неплательщика) возникает, когда один из хозяйствующих субъектов может извлечь выгоду из действий другого лица, не платя за это. На самом деле, это свидетельствует о наличии положительных внешних эффектов, которые трудно усвоить. Если в этот момент рассматривать как производятся неисключаемые блага, то обнаружим, что на самом деле никто из потенциальных потребителей, несмотря на свою заинтересованность в потреблении этих благ не будет склонен платить за это потребление. В конце концов заплатив за это исключаемое благо потребитель не получает никаких преимуществ по сравнению с заплатившим.
Проблема "безбилетника" устанавливает перед экономикой две проблемы: как достичь экономически эффективного производства таких благ, и как обеспечить их производство при наличии "безбилетников".
Рыночные возможности в предоставлении общественных благ - это способы, чтобы устранить вынужденное участие потребителей в финансировании производства таких благ. На практике это означает, что предоставление общественных благ производится в частном секторе, и финансирование их продукции обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Есть несколько способов связи с этим.
-
Исключение "безбилетников". Самый простой способ их устранения, ограничить доступ к потреблению блага. Если издержки ограничений на доступ к благу низки, даже имея изобретательность , блага могут быть проданы таким же образом, как частное благо. Примером такого подхода является плата за подключение к компьютерной сети.
Введение платы за доступ к благам может быть использован в том случае, когда степень избирательности потреблении блага зависит от количества потребителей, то есть в отношении перезагружаемых благ. Примером такого подхода могут быть платные автодороги.
Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только при определенных условиях. Например, на условиях уплаты взносов способствующих улучшению дом в границах организованного товарищества.
Когда благо не в постоянном использовании потребителями, и диапазон своих потребителей ограничен, как метод исключения "зайцев" является создание специальных организаций для совместного использования блага. В этом случае внесение суммы начисленных взносов является неизбежным условием для доступа к потреблению блага. Чаще всего этот метод находит применение в клубных благах (бассейны, спортивные корты).
Рассмотрение путей предоставления на рынок общественных благ, следует иметь в виду, что, помогая решению проблемы «безбилетника», они приводят к неэффективности, возникающей как следствие, исключение из потребления некоторых потребителей, предельные издержки предоставления блага которых в любом случае равны нулю.
2. Взаимообусловленное финансирование. Одним из способов такого финансирования - связанные продажи, где предоставление потребителю неисключаемого блага осуществляется в виде одного пакета с исключаемым благом. Таким образом, финансирование общественного радио может быть произведено путем включения некоторой наценки в цене радиостанций. Другой способ такого рода - продажи побочных продуктов. Оплата объявлений и рекламы могут быть использованы для финансирования общественного радио.
3. Субсидии. Финансирование общественных благ может быть осуществлено за счет добровольных пожертвований частных лиц и организаций, которые либо могут высоко оценить вытекающие из потребления блага положительные внешние эффекты, или стремятся приобрести через это имидж. Например, финансирование частными организациями и частными лицами программ охраны окружающей среды.