Файл: Рабочая программа курса Индивидуальный проект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Индивидуальный проект»
10 класс
Составитель: Е.Г.Романцова, учитель высшей квалификационной категории
пгт.Сибирцево, 2022 г.
Пояснительная записка
Развивающемуся обществу необходим культ знаний. Это должно стать духовной потребностью личности. Самостоятельно работающий ученик включен в процесс обучения и достигает лучших результатов. В последнее время возрос интерес к курсам, ориентирующих обучающихся на овладение определенными видами деятельности. Особенно востребованы курсы, развивающие у обучающихся исследовательские навыки. При этом учитывается, что школьники не получат объективно новый результат как ученые. Знания, полученные обучающимися, в результате исследовательской деятельности станут новыми и личностно значимыми для каждого ученика. Данный элективный учебный предмет ориентирует учащихся на овладение определенными видами деятельности.
Настоящая Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» (далее Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Цель

Оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений
(презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников;

Приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности;
Задачи

Развитие познавательных интересов учащихся в осмыслении явлений, событий, процессов;

Приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности;

Развитие умений и навыков познавательной и исследовательской деятельности;
Роль и значимость предмета
Программа курса предназначена для учащихся 10 класса, занимающихся исследовательской деятельностью. Предполагаются теоретические и практические индивидуальные занятия.
Преемственность курса
Данная программа подразумевает наличие интереса и способностей учащихся. Учащиеся обучаются в универсальном классе. В ходе освоения курса реализуется предметная связь с курсами обществознания, социологии, право. Исследования курса применяются для углубления знаний предмета и носят профориентационный характер.
Акценты в осуществлении связи теоретического материала с практикой и актуальными
проблемами современности
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Данный курс будет реализован за счет часов школьного компонента, в 10 классе, для учащихся, мотивированных на выбор профессии в социально- гуманитарной сфере, а соответственно и на сдачу государственной итоговой аттестации по предмету обществознание.


Данный курс является обязательным по выбору, реализуется в учебное время, рассчитан на 34 часа. Программа рассчитана на 1 год.
Описание важности учебного курса.
Данный курс способствует определению места в обществе и выработке жизненной стратегии, формированию отношения к себе как к Гражданину Российской Федерации и достойному представителю мировой цивилизации. Изучение курса призвано создать условия для успешного выполнения выпускником экзаменационных заданий, способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности.
Ценностные ориентиры учебного предмета
Ценностными ориентирами при изучении курса являются:
1. Здоровье, понимаемое как комплекс физических и психических условий развития личности.
2. Информированность, способствующая поиску информации из разных источников, умению проверять ее объективность путем проведения сравнительного исследования, анализа, а так же умение противостоять информационному давлению и манипулированию сознанием.
3. Открытость, реализуемая через прозрачность механизмов принятия решений и существующих правил, доступность информации о принятых решениях.
Особенности обучающихся.
Данная программа будет реализована с обучающимся 10 класса. Основная масса учеников обладает средними учебными возможностями, достаточно мотивированна на освоение программного материала. Все обучающиеся обладают достаточными мыслительными и коммуникативными способностями, владеют навыками работы с текстом, статистическими данными, графической информацией и информационными ресурсами.
Планируемые результаты изучения курса.
Предметные УУД:

владеть основными понятиями социально-гуманитарного профиля
Личностным УУД:

Свободного выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;

Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;

Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

Знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;

Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
Метапредметным УУД:

планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

выявлять и формулировать проблему;

планировать этапы выполнения работ;

выбирать средства реализации замысла,

работать с разными источниками информации;

обрабатывать информацию;

структурировать материал;

контролировать ход и результаты выполнения проекта;

представлять результаты выполненного проекта

выдвигать гипотезу

находить доказательства

формулировать вытекающие из исследования выводы;



ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;

самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Предполагаемые результаты обучения
В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться:

Способности к творческому мышлению и исследовательской деятельности;

Коммуникативные способности – опыт выступления перед аудиторией;

Навыки использования литературы, библиографических указателей, библиотечных фондов;

Навыки работы с информацией, представленной в различных видах и различных источниках;
Содержание курса
Культура исследования и проектирования (11 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии). Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного
Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.
Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных сферах деятельности человека.
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
Самоопределение (8 ч) Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.
Формируем отношение к проблемам. Знакомимся с проектными движениями
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования.


Замысел проекта (10 ч) Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Выдвижение и формулировка цели проекта. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта. Роль акции в реализации проектов. Ресурсы и бюджет проекта. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Условия реализации проекта (6 ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин.
Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника.
Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте.
Модели и способы управления проектами.
Трудности реализации проекта (10 ч)
Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика».
Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс».
Сравнение проектных замыслов.
Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению.
Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (7
ч)
Позиция эксперта. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Дополнительные возможности улучшения проекта (14 ч)
Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии. Видим за проектом инфраструктуру.
Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов.
Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта.Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.
Презентация и защита индивидуального проекта (4 ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований обучающихся, рекомендации к её подготовке и проведению.


Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение.

О.А Северина. Обществознание 6-11 классы: проектная деятельность учащихся.-
Волгоград: Учитель, 2011.

Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вебрум-М, 2001

Огоновская И.С. Исследовательская и научно-исследовательская деятельность учащихся. Методические рекомендации для учителя. Екатеринбург, ИРРО, 2005

Голуб ГБ, Перелыгина ЕА, Чуракова ОВ. Метод проектов – технология компетентностно- ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы./ под ред. Когана
ЕЯ -0 Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.

Ривкин ЕЮ. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС осовного образования. Теория и технологии. – Волгоград: Учитель, 2013.

http://virmk.narod.ru/U-DISCIPLINA/pol-process/U-posobie

http://sbiblio.com/biblio/archive/baranov_polit/06.aspx

http://anopremier.ru
Кабинет оснащен мультимедийным оборудованием и выходом в Интернет.
Календарно – тематический план

Тема занятия
дата
10 класс 68 часов
1
Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно.
2
Учимся анализировать проекты.
3
Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего.
4
«Сто двадцать лет на службе стране» – проект П. А.
Столыпина.
5
Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности.
6
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём.
7
Волонтёрские проекты и сообщества.
8
Анализируем проекты сверстников: социальныйпроект
«Дети одного Солнца».
9
Анализируем проекты сверстников: возможности IT- технологий для междисциплинарных проектов.
10
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
11
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
12
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности.
13
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности.
14
Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить
своим проектом.
15
Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию?
16
Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию?
17
Знакомимся с проектными движениями.
18
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования.
19
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования.
20
Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования.
21
Формулирование цели проекта. Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта.
22
Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта.
23
Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта.
24
Роль акции в реализации проекта.
25
Ресурсы и бюджет проекта.
26
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
27
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ
28
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
29
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ
30
Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта
31
Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта
32
Источники финансирования проекта
33
Источники финансирования проекта
34
Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника
35
Модели управления проектами
36
Переход от замысла к реализации проекта.
37
Переход от замысла к реализации проекта.
38
Риски проекта.
39
Риски проекта.
40
Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика».
41
Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика».
42
Практическое занятие. Анализ проектного замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
43
Практическое занятие. Анализ проектного замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
44
Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение.