Файл: Преступленийииных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уголовно-правовыеикриминологическиепроблемыпредупрежденияпреступленийииныхправонарушений

не осведомленных о преступной деятельности Н.П. Яковлева.

Однако, по мнению суда, само использование банковских карт, электронных кошельков, снятие денег со счетов не образуют состава легализации (отмывания), т.к. совершение банковских опера- ций по переводу денег обусловлено сокрытием преступной деятельности преступной организа- ции в сфере незаконного оборота наркотических средств. Н.С. Лозовая и Н.П. Яковлев своими дей- ствиями не придали указанным денежным сред- ствам правомерный вид по владению, пользова- нию и распоряжению. В связи с этим действия вышеуказанных лиц были оправданы судом за от- сутствием состава преступления [3].

На основании вышеизложенного следует ска- зать, что умысел лица, направленный на придание правомерного вида владению, пользованию и рас- поряжению преступно приобретенным имуще- ством путем осуществления финансовых опера- ций, может заключаться только в тех действиях, которые выходят за рамки необходимости осу-

ществления каких-либо электронных переводов денежных средств и осуществляться уже не про- сто для снятия денежных средств и их дальнейше- го использования, а именно для появления у лица возможности считать преступно приобретенные денежные средства законными.

Ведь сокрытие факта незаконного сбыта нар- котиков и полученных за это денежных средств уже само по себе будет придавать денежным сред- ствам законный характер до того момента, пока сбыт не станет известен правоохранительным органам. В связи с этим следственные подраз- деления, органы прокуратуры, а также суды для выявления умысла на легализацию (отмывание) денежных средств должны установить наличие или отсутствие финансовых операций, совершае- мых помимо конспирации и сокрытия незаконной деятельности по сбыту наркотических средств, т.е. непосредственно направленных на создание факта, лежащего в основе обоснования законно- сти происхождения преступно приобретенных де- нежных средств.

Литература


  1. Бавсун М.В., Векленко С.В. Квалификация преступлений по признакам субъективной стороны: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М., 2017.

  2. О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имуще- ства, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда Российской Феде- рации от 7 июля 2015 г. 32. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  3. Приговор Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 июля 2020 г. по делу

1-1196/2019. URL: https://sudact.ru.

  1. Приговор Шадринского районного суда Курганской области от 28 октября 2020 г. по делу

1-312/2020. URL: https://sudact.ru.
М.А.Малетина,канд.юрид.наук

Барнаульский юридический институт МВД России;


М.М.Самойлов
Барнаульский следственный отдел на транспорте Восточного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ХИЩЕНИЙ ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА, СОВЕРШАЕМЫХ НА ТРАНСПОРТЕ


В современных условиях одной из важней- ших задач государства является защита соб- ственности граждан. Ее успешное решение во многом зависит от теоретических разработок, касающихся, в частности, криминологических

средств противодействия преступности в данной сфере.

Следует отметить, что в связи с широкой рас- пространенностью преступных посягательств на личное имущество граждан, совершаемых на



Актуальныепроблемыборьбыспреступлениямииинымиправонарушениями


транспорте, они являются самостоятельным пред- метом исследований: на основании официаль- ных статистических данных ГИАЦ МВД России

в 2020 г. из 33 527 зарегистрированных престу- плений, совершенных на транспорте, 12 244 явля- ются преступлениями против собственности [2].

Таблица1

Сведения о состоянии преступности на транспорте в период 2016-2020 гг.





2016

2017

2018

2019

2020

зарегистрировано престу- плений

37 181

38 647

38 605

36 153

33 527

против собственности

14 726

15 683

15 207

14 475

12 244

разбой

53

47

32

32

27

грабеж

317

360

288

249

208

кража

12 126

12 695

12 649

12 143

9998

кража грузов на транс- порте

2452

1979

1893

1549

1334

мошенничество

1594

1733

1610

1344

1384




Анализ статистической отчетности свидетель- ствует о том, что, несмотря на некоторое снижение количества зарегистрированных преступлений против собственности, их удельный вес в общей структуре преступности на транспорте остается стабильно высоким: в 2016 г. он составлял 39,6%, в 2017 г. 40,6%; в 2018 г. 39,4%; в 2019 г. 40%, в 2020 г. – 36,5%.

Наиболее распространенными видами хище- ний, совершаемых на транспорте, являются кра- жи (в 2020 г. их удельный вес среди всех престу- плений против собственности составил 81,7%), на втором месте – мошенничество (11,3%), заверша- ют данную строку грабеж и разбой (их удельный вес в 2020 г. составил всего 1,7% и 0,2% соответ- ственно). Самостоятельную позицию занимают кражи грузов на транспорте – их удельный вес также является достаточно высоким (16,7% в 2016 г.; 12,6% в 2017 г.; 12,4% в 2018 г.; 10,7% в 2019 г. и 10,9% в 2020 г.).

Криминологически важным аспектом при раз- работке мер профилактики хищений чужого иму- щества, совершаемых на транспорте, является определение причин и условий совершения дан- ных преступлений.

К социально-экономическим факторам, де- терминирующим их совершение, следует отнести следующие: нестабильность экономической си- туации в стране; рост числа безработных и лиц, не имеющих постоянного источника доходов (со- гласно официальным статистическим сведени- ям, из числа лиц, совершивших преступления на транспорте в 2020 г., 63,9% являются лицами, не имеющими постоянного источника доходов, 0,9% безработными) [2]; инфляция; постоянное уве- личение разрыва между ростом цен и денежны- ми доходами населения; правовой нигилизм как

ответная реакция на неспособность государства обеспечить конституционные права граждан (на трудовую занятость, своевременную выплату за- работной платы, предоставление льгот); потеря ориентиров правомерного поведения; недоверие общества к системе правоохранительных орга- нов, сформированное на основе безнаказанности преступников 2020 г. из 12 244 зарегистри- рованных преступлений против собственности 5 062 остались нераскрытыми, из них 4429 краж,

37 грабежей и 426 мошенничеств) [2], отсутствие стабильных нравственных ценностей; деморали- зация межличностных отношений.

Основным условием, способствующим со- вершению хищений чужого имущества на транс- порте, является слабая работа ОВД по профи- лактике рассматриваемого вида преступлений. Основные недостатки работы в данном направ- лении, по мнению некоторых ученых, сводятся к отсутствию необходимой специализации по борьбе с преступлениями, совершаемыми на воздушном, водном и железнодорожном транс- порте; отсутствию связей с общественностью и средствами массовой информации; формаль- ному отношению к материалам и сигналам об обстановке, способствующей совершению пре- ступлений; неполноте расследования уголовных дел, возбужденных по факту совершения хище- ний чужого имущества на транспорте; несвоев- ременному выявлению лиц, совершающих дан- ные преступления [1, с. 35].

Кроме того, условием, способствующим со- вершению хищений на транспорте с учётом их специфичности, является и психологическая уяз- вимость жертв преступления, их виктимное по- ведение, что также должно учитываться при осу- ществлении профилактической деятельности.


Уголовно-правовыеикриминологическиепроблемыпредупрежденияпреступленийииныхправонарушений

Учитывая изложенное, представляется, что в повышении эффективности профилактики и борьбы с хищениями чужого имущества на транспорте довольно существенная роль должна принадлежать не только общесоциальной про- филактике, но и специально-криминологической, а также индивидуальной (виктимологической).

К общесоциальным стратегиям предупрежде- ния рассматриваемых видов преступлений следует отнести комплекс социальных, экономических и ор- ганизационно-управленческих мер, направленных на увеличение денежных доходов населения; стаби- лизацию цен на продукты питания, предметы пер- вой необходимости, услуги ЖКХ; материальную поддержку малоимущих граждан; нейтрализацию негативных социальных процессов – безработицы и вынужденной миграции; снижение социальной напряженности в обществе; повышение духовно- нравственной и правовой культуры и т.д.

Следует отметить, что указанные меры обще- социальной профилактики, помимо широкого диапазона воздействия на различные виды де- терминант рассматриваемых преступных пося- гательств, являются основной платформой для специальной профилактики, поскольку их направ- ленность на социально-экономическое развитие государства противодействует криминогенным факторам, продуцирующим преступность, в т.ч. рассматриваемого вида.

Говоря о мерах криминологической профилак- тики хищений чужого имущества, совершаемых на транспорте, с учетом их специфики следует от- метить необходимость определенной концепции борьбы с ними. Специальная профилактика долж- на включать в себя следующие меры:

  • организацию работы строевых подразделе- ний полиции по сопровождению пассажирских поездов, в т.ч. на наиболее криминогенных марш- рутах;

  • дополнительное сопровождение пригород- ных поездов в праздничные дни;

  • проверку лиц, приобретающих проездные билеты, на наличие судимости, наблюдение за ними во время следования в транспорте и прове- дение профилактических бесед;

  • сопровождение групп пассажиров, работаю- щих вахтовым методом;

  • обеспечение безопасности граждан при про- ведении массовых мероприятий, а также в период летнего курортного сезона;

  • проведение комплекса мероприятий по пре- сечению хищений товаров, приобретенных граж- данами дистанционно посредством сети Интер- нет, на пунктах почтовых отправлений;

  • усиление взаимодействия с региональными органами власти и местного самоуправления, пра- воохранительными и контролирующими ведом- ствами, общественными объединениями и транс- портными организациями;

  • осуществление рейдов по выявлению и за- держанию на объектах транспорта лиц без опре- деленного места жительства и рода занятий, лиц, злоупотребляющих алкоголем, попрошаек;

  • информационное сопровождение оператив- но-служебной деятельности (опубликование ма- териалов в СМИ и ведомственных изданиях);

  • укрепление служебной дисциплины и закон- ности, улучшение условий несения службы и оп- тимизации нагрузки сотрудников транспортной полиции и др.

Виктимологическая профилактика включает в себя комплекс мер, направленных на выявление потенциальных потерпевших, проведение с ними профилактических бесед о мерах по обеспечению сохранности личных вещей во время следования в транспорте, а также работу с реальными потерпев- шими, уже ставшими жертвами хищения их иму- щества, в целях профилактики повторной виктими- зации. Виктимологическая профилактика должна осуществляться посредством распространения па- мяток-предостережений о мерах по сохранности личных вещей; оповещения граждан о способах совершения хищений на объектах транспорта и ти- пичных действиях преступников; распространения плакатов агитационно-виктимологического содер- жания, а также распространения в СМИ инфор- мации о фактах совершения преступлений на объ- ектах транспорта не констатирующего характера, а о мерах, помогающих от них уберечься.

Названные направления профилактики хище- ний чужого имущества на транспорте, безуслов- но, не являются исчерпывающими, но представ- ляются приоритетными и могут способствовать снижению преступности в целом.


Литература

  1. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта: учеб. пособие / сост. С.А. Аверинская, О.П. Грибунов, О.В. Ивушкина. Иркутск: ВСИ МВД России, 2015. 92 с.

  2. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2020 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/22678184/ (дата обращения: 25.11.2021).