ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уголовно-правовыеикриминологическиепроблемыпредупрежденияпреступленийииныхправонарушений
не осведомленных о преступной деятельности Н.П. Яковлева.
Однако, по мнению суда, само использование банковских карт, электронных кошельков, снятие денег со счетов не образуют состава легализации (отмывания), т.к. совершение банковских опера- ций по переводу денег обусловлено сокрытием преступной деятельности преступной организа- ции в сфере незаконного оборота наркотических средств. Н.С. Лозовая и Н.П. Яковлев своими дей- ствиями не придали указанным денежным сред- ствам правомерный вид по владению, пользова- нию и распоряжению. В связи с этим действия вышеуказанных лиц были оправданы судом за от- сутствием состава преступления [3].
На основании вышеизложенного следует ска- зать, что умысел лица, направленный на придание правомерного вида владению, пользованию и рас- поряжению преступно приобретенным имуще- ством путем осуществления финансовых опера- ций, может заключаться только в тех действиях, которые выходят за рамки необходимости осу-
ществления каких-либо электронных переводов денежных средств и осуществляться уже не про- сто для снятия денежных средств и их дальнейше- го использования, а именно для появления у лица возможности считать преступно приобретенные денежные средства законными.
Ведь сокрытие факта незаконного сбыта нар- котиков и полученных за это денежных средств уже само по себе будет придавать денежным сред- ствам законный характер до того момента, пока сбыт не станет известен правоохранительным органам. В связи с этим следственные подраз- деления, органы прокуратуры, а также суды для выявления умысла на легализацию (отмывание) денежных средств должны установить наличие или отсутствие финансовых операций, совершае- мых помимо конспирации и сокрытия незаконной деятельности по сбыту наркотических средств, т.е. непосредственно направленных на создание факта, лежащего в основе обоснования законно- сти происхождения преступно приобретенных де- нежных средств.
Литература
-
Бавсун М.В., Векленко С.В. Квалификация преступлений по признакам субъективной стороны: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М., 2017. -
О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имуще- ства, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда Российской Феде- рации от 7 июля 2015 г. № 32. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». -
Приговор Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 июля 2020 г. по делу
№ 1-1196/2019. URL: https://sudact.ru.
-
Приговор Шадринского районного суда Курганской области от 28 октября 2020 г. по делу
№ 1-312/2020. URL: https://sudact.ru.
М.А.Малетина,канд.юрид.наук
Барнаульский юридический институт МВД России;
М.М.Самойлов
Барнаульский следственный отдел на транспорте Восточного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ХИЩЕНИЙ ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА, СОВЕРШАЕМЫХ НА ТРАНСПОРТЕ
В современных условиях одной из важней- ших задач государства является защита соб- ственности граждан. Ее успешное решение во многом зависит от теоретических разработок, касающихся, в частности, криминологических
средств противодействия преступности в данной сфере.
Следует отметить, что в связи с широкой рас- пространенностью преступных посягательств на личное имущество граждан, совершаемых на
Актуальныепроблемыборьбыспреступлениямииинымиправонарушениями
транспорте, они являются самостоятельным пред- метом исследований: на основании официаль- ных статистических данных ГИАЦ МВД России
в 2020 г. из 33 527 зарегистрированных престу- плений, совершенных на транспорте, 12 244 явля- ются преступлениями против собственности [2].
Таблица1
Сведения о состоянии преступности на транспорте в период 2016-2020 гг.
| 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
зарегистрировано престу- плений | 37 181 | 38 647 | 38 605 | 36 153 | 33 527 |
против собственности | 14 726 | 15 683 | 15 207 | 14 475 | 12 244 |
разбой | 53 | 47 | 32 | 32 | 27 |
грабеж | 317 | 360 | 288 | 249 | 208 |
кража | 12 126 | 12 695 | 12 649 | 12 143 | 9998 |
кража грузов на транс- порте | 2452 | 1979 | 1893 | 1549 | 1334 |
мошенничество | 1594 | 1733 | 1610 | 1344 | 1384 |
Анализ статистической отчетности свидетель- ствует о том, что, несмотря на некоторое снижение количества зарегистрированных преступлений против собственности, их удельный вес в общей структуре преступности на транспорте остается стабильно высоким: в 2016 г. он составлял 39,6%, в 2017 г. – 40,6%; в 2018 г. – 39,4%; в 2019 г. – 40%, в 2020 г. – 36,5%.
Наиболее распространенными видами хище- ний, совершаемых на транспорте, являются кра- жи (в 2020 г. их удельный вес среди всех престу- плений против собственности составил 81,7%), на втором месте – мошенничество (11,3%), заверша- ют данную строку грабеж и разбой (их удельный вес в 2020 г. составил всего 1,7% и 0,2% соответ- ственно). Самостоятельную позицию занимают кражи грузов на транспорте – их удельный вес также является достаточно высоким (16,7% в 2016 г.; 12,6% в 2017 г.; 12,4% в 2018 г.; 10,7% в 2019 г. и 10,9% в 2020 г.).
Криминологически важным аспектом при раз- работке мер профилактики хищений чужого иму- щества, совершаемых на транспорте, является определение причин и условий совершения дан- ных преступлений.
К социально-экономическим факторам, де- терминирующим их совершение, следует отнести следующие: нестабильность экономической си- туации в стране; рост числа безработных и лиц, не имеющих постоянного источника доходов (со- гласно официальным статистическим сведени- ям, из числа лиц, совершивших преступления на транспорте в 2020 г., 63,9% являются лицами, не имеющими постоянного источника доходов, 0,9% безработными) [2]; инфляция; постоянное уве- личение разрыва между ростом цен и денежны- ми доходами населения; правовой нигилизм как
ответная реакция на неспособность государства обеспечить конституционные права граждан (на трудовую занятость, своевременную выплату за- работной платы, предоставление льгот); потеря ориентиров правомерного поведения; недоверие общества к системе правоохранительных орга- нов, сформированное на основе безнаказанности преступников (в 2020 г. из 12 244 зарегистри- рованных преступлений против собственности 5 062 остались нераскрытыми, из них 4429 краж,
37 грабежей и 426 мошенничеств) [2], отсутствие стабильных нравственных ценностей; деморали- зация межличностных отношений.
Основным условием, способствующим со- вершению хищений чужого имущества на транс- порте, является слабая работа ОВД по профи- лактике рассматриваемого вида преступлений. Основные недостатки работы в данном направ- лении, по мнению некоторых ученых, сводятся к отсутствию необходимой специализации по борьбе с преступлениями, совершаемыми на воздушном, водном и железнодорожном транс- порте; отсутствию связей с общественностью и средствами массовой информации; формаль- ному отношению к материалам и сигналам об обстановке, способствующей совершению пре- ступлений; неполноте расследования уголовных дел, возбужденных по факту совершения хище- ний чужого имущества на транспорте; несвоев- ременному выявлению лиц, совершающих дан- ные преступления [1, с. 35].
Кроме того, условием, способствующим со- вершению хищений на транспорте с учётом их специфичности, является и психологическая уяз- вимость жертв преступления, их виктимное по- ведение, что также должно учитываться при осу- ществлении профилактической деятельности.
Уголовно-правовыеикриминологическиепроблемыпредупрежденияпреступленийииныхправонарушений
Учитывая изложенное, представляется, что в повышении эффективности профилактики и борьбы с хищениями чужого имущества на транспорте довольно существенная роль должна принадлежать не только общесоциальной про- филактике, но и специально-криминологической, а также индивидуальной (виктимологической).
К общесоциальным стратегиям предупрежде- ния рассматриваемых видов преступлений следует отнести комплекс социальных, экономических и ор- ганизационно-управленческих мер, направленных на увеличение денежных доходов населения; стаби- лизацию цен на продукты питания, предметы пер- вой необходимости, услуги ЖКХ; материальную поддержку малоимущих граждан; нейтрализацию негативных социальных процессов – безработицы и вынужденной миграции; снижение социальной напряженности в обществе; повышение духовно- нравственной и правовой культуры и т.д.
Следует отметить, что указанные меры обще- социальной профилактики, помимо широкого диапазона воздействия на различные виды де- терминант рассматриваемых преступных пося- гательств, являются основной платформой для специальной профилактики, поскольку их направ- ленность на социально-экономическое развитие государства противодействует криминогенным факторам, продуцирующим преступность, в т.ч. рассматриваемого вида.
Говоря о мерах криминологической профилак- тики хищений чужого имущества, совершаемых на транспорте, с учетом их специфики следует от- метить необходимость определенной концепции борьбы с ними. Специальная профилактика долж- на включать в себя следующие меры:
-
организацию работы строевых подразделе- ний полиции по сопровождению пассажирских поездов, в т.ч. на наиболее криминогенных марш- рутах; -
дополнительное сопровождение пригород- ных поездов в праздничные дни; -
проверку лиц, приобретающих проездные билеты, на наличие судимости, наблюдение за ними во время следования в транспорте и прове- дение профилактических бесед; -
сопровождение групп пассажиров, работаю- щих вахтовым методом; -
обеспечение безопасности граждан при про- ведении массовых мероприятий, а также в период летнего курортного сезона; -
проведение комплекса мероприятий по пре- сечению хищений товаров, приобретенных граж- данами дистанционно посредством сети Интер- нет, на пунктах почтовых отправлений; -
усиление взаимодействия с региональными органами власти и местного самоуправления, пра- воохранительными и контролирующими ведом- ствами, общественными объединениями и транс- портными организациями; -
осуществление рейдов по выявлению и за- держанию на объектах транспорта лиц без опре- деленного места жительства и рода занятий, лиц, злоупотребляющих алкоголем, попрошаек; -
информационное сопровождение оператив- но-служебной деятельности (опубликование ма- териалов в СМИ и ведомственных изданиях); -
укрепление служебной дисциплины и закон- ности, улучшение условий несения службы и оп- тимизации нагрузки сотрудников транспортной полиции и др.
Виктимологическая профилактика включает в себя комплекс мер, направленных на выявление потенциальных потерпевших, проведение с ними профилактических бесед о мерах по обеспечению сохранности личных вещей во время следования в транспорте, а также работу с реальными потерпев- шими, уже ставшими жертвами хищения их иму- щества, в целях профилактики повторной виктими- зации. Виктимологическая профилактика должна осуществляться посредством распространения па- мяток-предостережений о мерах по сохранности личных вещей; оповещения граждан о способах совершения хищений на объектах транспорта и ти- пичных действиях преступников; распространения плакатов агитационно-виктимологического содер- жания, а также распространения в СМИ инфор- мации о фактах совершения преступлений на объ- ектах транспорта не констатирующего характера, а о мерах, помогающих от них уберечься.
Названные направления профилактики хище- ний чужого имущества на транспорте, безуслов- но, не являются исчерпывающими, но представ- ляются приоритетными и могут способствовать снижению преступности в целом.
Литература
-
Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта: учеб. пособие / сост. С.А. Аверинская, О.П. Грибунов, О.В. Ивушкина. Иркутск: ВСИ МВД России, 2015. 92 с. -
Состояние преступности в России за январь-декабрь 2020 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/22678184/ (дата обращения: 25.11.2021).