Файл: Протокол от Сандеева С. В. Приказ от 2019 года.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7. И. Дунаевский, В. Лебедев-Кумач «Марш веселых ребят» - слушание

8. Ю. Чичков, П. Синявский «Лесной марш» в исп. Большого детского хора ВР и ЦТ-слушание

Музыкальный материал для исполнения:

1. «Песня про осень» слова и музыка Н.Я. Соломыкиной –закрепление
Урок 25-26. Песня народная

Народное музыкальное творчество, знакомство с песней, как музыкальным жанром. Истоки возникновения песни.

Знакомство с русскими народными инструментами. Обучение игре на русском музыкальном инструменте – ложках, как возможность использования их в качестве инструментального сопровождения во время пения.

Понятие: вокальная музыка, музыкальная форма, запев, куплет, припев

Музыкальный материал для исполнения:

1. Р.н.п. «Во кузнице» разучивание

Музыкальный материал для слушания:

1. Р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени»

2. Во поле береза стояла
Урок 27-28. Жанры встречаются вместе.

Песня и её роль в повседневной жизни. Звонкая плясовая и протяжная хороводная на примере Русской народной песни «Калинка»

Закрепление навыков игры на русских музыкальных инструментах ложках. Научиться определять характер, настроение, жанровую основу песен.

Музыкальный материал для исполнения:

1. Р.н.п. «Во кузнице» -закрепление
Урок 29-30. Поэт, художник, композитор

Показать выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления обучающихся с художественными образами поэзии, картинами художника, музыкальными произведениями П.И. Чайковского, детскими песнями.

Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Знакомство с куплетной формой песен.

Ролевая игра «Играем в композитора», сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.

Понятия:

песня композиторская, куплетная форма, вступление, проигрыш, окончание

Музыкальный материал для слушания:

1. П.И. Чайковский « На тройке» Ноябрь из цикла «Времена года»

Музыкальный материал для исполнения:

1. «Новогодний колокольчик» слова и музыка Н.Б. Караваевой – разучивание 1куплета

Картина: Тройка
Урок 31-32. Душа музыки – мелодия. Обобщающий урок

Обобщение знаний по теме полугодия « Музыка вокруг нас»

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Мелодия главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть. Его душа. Опираясь на простые жанры – песню, танец и марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики”


маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.

Музыка для слушания:

1. П.Чайковский: «Сладкая греза», «Вальс»,

«Марш деревянных солдатиков».

Музыкальный материал для исполнения:

«Новогодний колокольчик» слова и музыка Н.Б. Караваевой – разучивание 2 куплета
Музыка моего детства
Урок 33-34. Детский фольклор.

Понятие о фольклоре: Фольклор (англ.  folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь; создаваемые народом  живущие в народных массах поэзия (песни, частушки, сказки), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Понятие о детском фольклоре:

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приrоворки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Знакомство с жанрами детского фольклора: загадками, скороговорки, считалками, играми, колыбельные песни, голосянки и др.

Введение музыкальных терминов:

а’capella, с сопровождением



Музыкальный материал для пения:

Разучивание голосянок: «Соберемся на полянке», «Ну-ка, девицы-красавицы», «Голосянки, голосяночки»

Игра с пением «Заинька»- разучивание

Разучивание песен, направленных на обращение к ребенку с пожеланиями сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, гостинцев, подарков; «Баю, баю, баиньки», «Баю, баюшки, баю»
Урок 35-36. Народная колыбельная песня

Народная колыбельная песня - разновидность детского фольклора, которая несет в себе народную мудрость и красоту.

Мелодия – это душа музыки. А колыбельные песни-первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека.

Название колыбельная песня произошло от слова колыбель, колебать (качать).

Даются разновидности народных колыбельных.

Слушание и обсуждение 2-х песен «Бай, качи, качи». Определение характера песен: одна задорная, звонкая и веселая, другая медленная, тихая и грустная.

Делаем вывооды: когда мама укладывает ребенка спать у нее бывает разное настроение – веселое, спокойное или грустное, поэтому и песни она поет разные.

Ребенок не всегда послушно ложится спать, и мама иногда зовет на помощь серого волчка, чтобы малыш скорее заснул. Исполняется песня « Баю-баюшки». Затем песня разучивается вместе с учителем. Дети учатся убаюкивать своих непослушных кукол, исполняя песню и слегла покачивая кукол. Дети определяют характер исполнения (песня ласковая, нежная, грустная).

Мелодия песни состоит из 2-х частей, 2-х музыкальных фраз.

Внимательно послушать игру учителя, чтобы услышать, что в первой фразе мелодия поднимается вверх в середине и в конце, Во второй фразе мелодия поднимается вверх только в середине. Учитель пропевает мелодию без слов, используя прием моделирования звуковысотного движения мелодии: музыкальная лесенка, показ направления движения мелодии рукой, как в попевке «Я иду наверх». Дети поют мелодию и также показыкают движение мелодии вверх. Используются понятия: звуки высокие, средние, низкие.

Часто колыбельные бывают похожи на сказки. В сказках часто рассказывается про всякие чудеса, действуют сказочные герои, которых нет в жизни. Исполняется колыбельная «Сон и Сониха», где Сон и Сониха фантастические сказочные персонажи, как думали люди они навевают на детей сон, поэтому и просили их прийти помочь укачать ребенка. В нашей песне Сон и Сониха одеваются как люди:

Ходит сон по лавочке

В голубой рубашечке


А Сониха – по другой,

Сарафанец голубой

Дети определяют удивительно ласковый, убаюкивающий характер песни. Прослушивают и определяют, что каждая фраза заканчивается мягким, светлым взлетом мелодии вверх и нежным окончанием.

Песня «Сон и Сониха» поется учителем еще раз. Затем разучивается с детьми.
Урок 37-38. Беседа-концерт «Колыбельная песня»

Беседа о том, что уже известные детям колыбельные песни бывают самыми разными грустными и веселыми, спокойными, нежными. В одних детям обещают подарки, гостинцы, желают им. Когда вырастут богатства и счастья. В других рассказывается о животных, птицах. Котика. Голубей просят помочь укачать малыша. Собачку, петушка просят не мешать ему спать, не будить. Есть песни в которых признают сказочных Сон и Дрему или запугивают ребенка серым волчком.

Детьми вспоминаются уже знакомые песни. Рассказывают о чем в них поется и в какой манере их нужно исполнять.

Затем слушается новая веселая, шутливая и бойкая песня «А тари, тари, тари», в которой поется о подарках. Баюкая маленькую дочку мама мечтает о том, что когда-то малышка вырастет, будет выходить замуж. Раньше на свадьбу дарили янтари, серьги. Башмачки, а еще ложки, подушки –целое приданное, забывая о том, что дочка её еще лежит в пеленках. Учитель просит после исполнения определить характер песни.

Учитель еще раз поет песню, а дети сопровождают её пение игрой на деревянных ложках.

Учитель просит вспомнить детей колыбельные. В которых поется о животных и птицах. Дети называют знакомые песни.

Затем учитель рассказывает о мягком, ласковом, мурлыкающим, ленивом, сонном Коте, которого просили помочь убаюкать ребенка, обещая ему кусочек пирога, шубку новую, сапоги. Учитель поет 2 песни с одинаковым названием «Котенька – коток». Дети определяют характер песен. Затем разучивается одна из песен «Котенька-коток».

Вспоминаются песни, ранее изученные детьми, где поется о животных и о птицах, о фантастических сказочных героях: « Баю-баюшки-баю» и «Баю-баюшки», «Сон и Сониха», «Сон и Дрема».

Дети инсценируют песню, в которой одни дети выступают в качестве голубей, которые «качают деточек», другие выступают в роли котят, вторые «сбирают» Сон и Дрему, складывают их в сумочку, приносят домой, кладут деткам под голову.
Урок 39-40. Народная песня в творчестве русских композиторов


Колыбельная, родившись. Как народный песенный жанр получила развитие в творчестве композиторов разных эпох и стилей. Русскими композиторами создано множество различных колыбельных, как вокальных, так и инструментальных

1. Знакомство с колыбельной русского композитора Анатолия Константинович Лядова «Котя, котенька, коток». Задача детей уметь определить какая музыка по характеру ( ласковая, спокойная. Нежнаяи ласковая). Начинается со вступления, в котором изображается ласковое, мерное покачивание колыбели, эта музыка звучит и в конце колыбельной, в заключении.

2. Знакомство с колыбельной Виктора Сергеевича Калинникова «Киска», грустной и жалобной по характеру.

В песне «Как повадился коток» рассказывается про Кота-воришку, который лазил в погреб и слизал сметанку.

3. Колыбельные на слова поэтов на примере «Колыбельной медведицы» из мульфильма «Умка» на музыку Е. Крылатова и на стихи Ю. Яковлева.

Определение характера звучания песни после прослушивания (песня по звучанию ласковая, добрая и спокойная).

Помочь детям увидеть в заключении колыбельной (сыграть заключение) изображение звездного неба. Обратить внимание на аккорды, и особенно последний аккорд, с блеском «рассыпающийся», похожий на ярко мерцающую звезду. – разучивание песни
Урок 41-42. Народная песня в творчестве русских композиторов

Знакомство с инструментальными колыбельными песнями. Песнями. Которые исполняются на фортепиано или на других музыкальных инструментах без слов.

Рассматривается необычная «Колыбельная», необычная потому, что является одной из сцен балета – сказки «Щелкунчик», написанного П.И. Чайковским по одноименной сказке Гофмана.

Рассказывается, что Щелкунчик – это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям вместе с другими игрушками к Новому году. Он был с виду нескладный и смешной, но одет красиво, в военный мундир. Девочке мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть и щелкала их. Но ее старший брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик выбросил игрушку под елку и забыл о ней. Но мари вспомнила о Щелкунчике, положила в кукольную кроватку и спела ему Колыбельную