Файл: Курсовая работа по теме Верховный Суд Российской Федерации полномочия, структура, место в судебной системе.docx
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 845
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В.Ломоносова
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА, ПРАВОСУДИЯ И ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
Курсовая работа по теме: «Верховный Суд Российской Федерации: полномочия, структура, место в судебной системе»
Выполнил студент 106 группы
Зубкова Таисия Викторовна
Научный руководитель к.ю.н. (д.ю.н.), доцент (профессор)
Михеенкова Мария Андреевна
Дата представления курсовой работы в учебный отдел:
«___»_____________ 2022 г.
Дата сдачи научному руководителю: «___»_____________ 2022 г.
Дата защиты курсовой работы: «___»_____________ 2022 г.
Оценка: ______________________________
Москва 2022 г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Место Верховного Суда Российской Федерации в судебной системе России………………………………………………………………………………...4
Глава II. Структура Верховного Суда Российской Федерации.............…….....7
Глава III. Основные полномочия Верховного Суда Российской Федерации…………………………………………………………………..............16
Заключение ………………………………………………………………………23
Список использованных источников и литературы …………………………...25
Введение
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по различным категориям дел, высшим звеном системы судов общей юрисдикции. Совместно с такими органами и должностными лицами, как Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, а также другие суды РФ, Верховный Суд осуществляет РФ государственную власть в Российской Федерации. Названный Суд обладает широкой компетенцией, в его полномочия входит осуществление в установленном законом порядке судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, дача разъяснений по вопросам судебной практики и проч. В дополнение к перечисленному, ВС РФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения.
Актуальность курсовой работы заключается в необходимости систематического изучения данных, включающих в себя информацию о принципах организации и деятельности каждого органа судоустройства в Российской Федерации. Такая необходимость обусловлена тем фактом, что российская судебная система регулярно претерпевает различного рода изменения, становится объектом внедрения тех или иных нововведений. В связи с чем для обеспечения полноты понимания всех тонкостей работы органов судебной власти требуется ознакомление с законодательными основами их функционирования, в особенности, Верховного Суда как одного из наиболее значимых элементов судебной системы, осуществляющего надзор за СОЮ всех звеньев и правовое регулирование их деятельности.
Цель же данной курсовой работы заключается в обзоре и анализе специфики структуры и компетенции Верховного Суда РФ в качестве одного из наиболее важных элементов судебной системы России, влияние которого на её развитие трудно переоценить.
I. Место Верховного Суда Российской Федерации в судебной системе России
Верховный Суд Российской Федерации (Верховный Суд РФ, Верховный Суд или ВС РФ) является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Стоит отметить, что с в связи с принятием Закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" статус Верховного Суда РФ был существенно изменен, поскольку к нему перешли полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, ранее упраздненного. С момента вступления в силу указанного закона был установлен переходный период длительностью в шесть месяцев, в течение которого осуществлялась передача в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации отнесенных к ведению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вопросов осуществления правосудия1.
Вследствие этого С 2014 года Верховный Суд перестали относить к судам общей юрисдикции, поскольку была учреждена судебная коллегия по экономическим спорам, вошедшая в состав Верховного Суда РФ. В ней могут быть обжалованы решения арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ в кассационном порядке2.
ВС России непосредственно является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономных округов и автономной области, окружным, флотским военным судам, военным судам видов Вооруженных сил и групп войск1.
Вследствие упразднения Верховного Арбитражного Суда РФ с 2014 года ВС РФ стал также являться вышестоящей инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам, арбитражным судам субъектов Российской Федерации и специализированным арбитражным судам.
Решения судебных коллегий Верховного Суда РФ, вынесенные ими по существу в порядке первой инстанции и не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в Апелляционную судебную коллегию, пришедшую в свое время на смену кассационной коллегии, которая была учреждена в структуре Верховного Суда РФ в 1999 году. До момента её появления решения судебных коллегий ВС РФ вступали в силу немедленно и возможность их обжалования была доступна только в порядке надзорного производства, тем самым заинтересованные лица были лишены возможности проверки решений судебных коллегий на справедливость и устранения судебных ошибок.
С 1 января 2012 года, в соответствии с пунктом 1 статьи 391.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Президиум Верховного Суда РФ является единственным звеном судебной системы, пересматривающим решения нижестоящих судов в порядке надзора. В данных положениях нашло отражение понимание права на справедливое судебное разбирательство, реализуемое правоприменительной практикой. До указанного момента надзорная инстанция имела место не только в Президиуме Верховного Суда РФ, но также в судебных коллегиях ВС РФ и президиумах судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Впрочем, правило о том, что ВС России является высшим судебным органом по делам, подсудным образованным в соответствии с федеральным конституционным законом судам, не носит абсолютный характер, поскольку согласно сформулированной в пункте 7 Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. № 4-П и сохраняющей свою силу правовой позиции, Конституция РФ, провозглашая в статье 46 право на судебную защиту, не исключает, а, наоборот, предполагает возможность исправления судебных ошибок, в том числе и по истечении рассмотрения дела в той судебной инстанции, решение которой может признаваться отраслевым законодательством окончательным, подразумевая, что согласно обычной процедуре оно изменено быть не может1.
Пунктом 3 обозначенной статьи Конституции РФ признается право за каждым обращаться в соответствии с международными договорами РФ в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, при условии исчерпания всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. Данное положение Конституции РФ означает, что решения межгосударственных органов могут приводить к пересмотру конкретных дел высшими судами РФ, и, соответственно, предоставляет возможность для полномочий последних по повторному рассмотрению дела в целях изменения ранее вынесенных по нему решений, включая таковые, принятые высшей внутригосударственной судебной инстанцией.
II. Структура Верховного Суда Российской Федерации
В состав Верховного Суда РФ входят Председатель, первый заместитель Председателя и шесть заместителей Председателя, которые в свою очередь являются председателями соответствующих судебных коллегий, за исключением апелляционной, и 170 судей. Судьи Верховного Суда РФ назначаются на свои должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Элементами структуры Верховного Суда Российской Федерации являются: Пленум Верховного Суда РФ, Президиум Верховного Суда РФ, Судебные коллегии по гражданским, уголовным, административным делам, Судебная коллегия по делам военнослужащих, Судебная коллегия по экономическим спорам, а также Апелляционная и Дисциплинарная судебные коллегии.
В соответствии с Федеральным законом от 05.02.2014 N 16-ФЗ "О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" отбираются в первоначальный состав ВС России: шестьдесят судей Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ; тридцать три судьи Судебной коллегии по административным делам ВС РФ; тридцать два судьи Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ; тридцать судей Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ и пять судей Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ1.
В качестве первого пункта в рамках освещения полномочий, состава и порядка формирования каждого в отдельности структурного подразделения Верховного суда традиционно выделяется Пленум ВС РФ.
В состав Пленума Верховного Суда Российской Федерации входит Председатель ВС РФ, его заместители и судьи Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ по приглашению Председателя Суда могут также участвовать Председатель или судьи Конституционного Суда РФ, Генеральный Прокурор РФ и иные лица. Общее собрание всех судей созывается не реже одного раза в четыре месяца.
Пункт 3 статьи 5 ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" перечисляет полномочия Пленума ВС, к которым относится: рассмотрение материалов анализа и обобщения судебной практики, а также дача разъяснений по вопросам судебной практики (в свою очередь, разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ обжаловать не представляется возможным, однако, при всем при том, неправильное применение нижестоящими судами рекомендаций Пленума Верховного Суда является основанием для отмены решений, вынесенных ими по делу); рассмотрение связанных с реализацией права законодательной инициативы вопросов; обращение согласно пункту 2 статьи 125 Конституции РФ с запросами о проверке конституционности законов, а также иных нормативных правовых актов и договоров в Конституционный Суд России; утверждение составов всех Судебных коллегий, за исключением Апелляционной и Дисциплинарной, состава Научно-консультативного совета при ВС России и положения о нем, состава судебной коллегии судей ВС России, которая в соответствии с УПК РФ принимает заключение о наличии признаков преступления в действиях Генерального прокурора России и (или) Председателя Следственного комитета России; избрание из числа судей судебных коллегий ВС РФ судей Апелляционной и Дисциплинарной коллегий ВС РФ; представление состава (составов) коллегии (коллегий) судей ВС, осуществляющей (осуществляющих) принятие решение (решения) по вопросу о привлечении судей судов различных звеньев и инстанций к административной ответственности; утверждение Регламента ВС РФ; а также переводы судей из одной судебной коллегии в другую.
Помимо всего вышеназванного, утверждать Регламент ВС РФ также входит в полномочия рассматриваемого структурного подразделения Верховного Суда. Регламент, утверждённый Постановлением Пленума ВС РФ от 7 августа 2014 г. N 2, представляет собой внутренний нормативный акт Верховного Суда РФ, вызывающий значительный интерес с точки зрения аспекта организации деятельности суда. Названный Регламент отражает все особо значимые установления федеральных конституционных судов РФ об организации деятельности Верховного Суда РФ1.
Федеральный закон устанавливает кворум для проведения заседания Пленума ВС – две трети его состава и более. Учитывая определенную выше численность судей ВС России, Пленум является правомочным при количестве его участников в не менее чем 114 единиц. Принятие постановления Пленума ВС России происходит большинством голосов от общего числа членов присутствующих на конкретном заседании, после чего такое постановление обязано быть подписанным Председателем Верховного Суда России и секретарем Пленума того же суда. Рассматривая данную норму необходимо также отметить, что в ней говорится о необходимом для принятия постановления простом или же неквалифицированном большинстве голосов членов Пленума.
Вторым из всех входящих в состав Верховного Суда РФ подразделений является его Президиум, состоящий из 13 судей, в числе которых Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и иные судьи Верховного Суда РФ. Последние утверждаются Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ. Заседания названного органа проводятся не реже одного раза в месяц и могут считаться правомочными в случае присутствия большинства членов. Президиум ВС РФ имеет спектр полномочий разного рода: начиная от судебных и заканчивая организационными. Среди таковых можно выделить: проверку вступивших в силу судебных актов в порядке надзора и в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; обеспечение координации деятельности всех судебных коллегий, судебных составов данных коллегий и аппарата Верховного Суда; возложение на одного из заместителей Председателя Верховного Суда исполнения обязанностей Председателя Верховного Суда в случае его отсутствия, публикацию обзоров судебной практики по уголовным, гражданским и иным категориям дел, а также по извлечённым из решений судебных коллегий и Президиума материалам или практики Европейского суда по правам человека и Организации Объединённых Наций.