Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство) Дисциплина Психология Практическое занятие 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Дисциплина: Психология

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Шершевило Анастасия Владиславовна

Преподаватель:

Беликова Татьяна Валентиновна

Задание 1. Напишите психологическую характеристику ребенку младшего школьного возраста. При написании характеристики укажите методики диагностики (название методики, авторы, на какие психические процессы направлена).
Психологическая характеристика

Попова Владлена 9 лет. Обучается во 3-м классе в МБОУ СОШ №12 , Краснодарский край, город Новороссийск.

Физически развита, здорова, никаких хронических заболеваний не имеет.

Воспитывается в интеллигентной семье в приемлемых бытовых условиях. В семье Полина единственный ребенок. Очень привязана к родителям. Со стороны родителей окружена систематической заботой, они имеют на нее огромное влияние. Много времени проводят вместе.

По характеру – меланхолик. В её поведении много непонятного и оно производится из её богатого внутреннего мира. Находясь на перемене, часто можно наблюдать, что она задумчива и грустна. Если расстроится, то плачет долго и горько. С трудом вступает в общение со сверстниками, но преодолев себя, способна чувствовать радость. Пугается чужих посторонних людей, но с теми кого любит уважительна и добра, открыта и доверчива. Часто слишком рассудительна, ведет себя, как «маленький взрослый». Любит уединятся, не играет в агрессивные игры. Разборчива в еде. Быстро устает. За время учебы зарекомендовала себя, как старательная ученица, но медлительная. Порой не все получается. Она огорчается по этому поводу. Предпочитает уединение и чтение книг, в основном сказки. Домашние задания выполняет всегда. Круг общения ограничен. Низкий уровень агрессивности, не склонна выражать свои негативные чувства. Уровень проявления организаторских способностей низкий. С трудом переключается на другой вид деятельности. Со слов родителей, засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает тяжело, в хмуром настроении. Любит тепло. Боится спорта и собак. Требует к себе много внимания, заботы и понимания. Очень любит рисование, лепку, конструирование.


На замечание учителя реагирует молчанием. Замыкается, видно, что переживает. При необходимости принятия быстрого решения, действует робко.

В структуре личности учащейся нуждается в коррекционном воздействии.
Использовала литературу: Б. С. Волков и Н. В. Волкова

«Психология общения в детском возрасте» 3-е издание.

Метод использования для диагностики: «Метод Б.С. Волкова, Н. В. Волковой».

Цель: Определить психологические черты характера ребенка младшего школьного возраста. Тип его темперамента.
Задание 2. Составьте подборку игр-упражнений, которые способствуют развитию общения и правил поведения в среде (группе) сверстников. При составлении подборки необходимо опираться на возрастные и психологические особенности данного возраста.

1. Добрые эльфы

Учитель садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днём и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую-эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т.д. Потом дети меняются ролями.

2. Ладонь в ладонь


Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: любой
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

3.Зоопарк.


Количество играющих: две команды.
Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.

Задание 3. Назовите ошибки, возникающие при организации взаимодействия с детьми во время проведения занятий. Составьте рекомендации по эффективному взаимодействию с воспитанниками.

Рекомендации по эффективному взаимодействию с обучающимися
Для мобилизации внутренних сил обучающихся использовать похвалу, поддержку.


Использовать различный опорный материал - опорные конспекты, схемы, таблицы.


Применять индивидуализацию и дифференциацию заданий для самостоятельной работы, вариативность и обеспечение возможности выбора заданий.


Стимулировать познавательный интерес.


Применять групповые формы обучения: взаимообучение, взаимоконтроль.


Содействуйте формированию положительного образа «Я». Обучающийся должен знать, прежде всего, о своих достоинствах, а потом о недостатках.


Помогите обучающемуся почувствовать свою значимость через освоение самостоятельности. Особое внимание уделяйте возлагаемой на него ответственности за самостоятельные действия.


Помогайте понимать обучающую роль ошибок. Важно осмыслить тот позитивный опыт, который был получен: «Поражение - прекрасная возможность научиться чему-то новому», «Благодари каждое препятствие в твоей жизни. Неудачи — это великие учителя, ведущие тебя к успеху!»


Ориентация на отрицательные мотивы (боязни неудачи, страха) всегда менее эффективна, чем на положительные.

Умение создавать ситуации успеха в учебном процессе имеет большое значение:

Преподаватель:
Подготавливает обучающихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение задач, написание контрольных работ: «Я уверена, что все вы напишете правильно!»

Подбадривает, если у них что-то не получается или они допускают ошибки.


Формирует у обучающихся положительную «Я-концепцию». Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху. Отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.



Для того, чтобы формировать положительную «Я-концепцию» у обучающихся, необходимо:
Видеть в каждом обучающемся уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее (все обучающиеся талантливы).


Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учебная деятельность приносила обучающемуся радость.


Понимать причины неуспеваемости и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» обучающегося (обучающийся хорош, плох его поступок).


Помогать обучающимся реализовывать себя в деятельности.


Приемы создания ситуации успеха:

1. Похвала.


Внушить обучающемуся веру в себя, что у него все получится - в этом залог успешного воспитания.



  1. Авансирование.


Речь идет о тех случаях, когда преподаватель заранее предупреждает о
контрольной работе. Смысл авансирования заключается в том, что должен будет сделать обучающийся: посмотреть, почитать, поучить. Это напоминает репетицию предстоящего действия. Такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.



  1. Эмоциональное поглаживание.


Преподаватель раздает комплименты: «Молодец», «Умница», «Ребята, я горжусь вами!»



  1. «Эврика».


Суть педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при
которых обучающийся, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу,
раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга преподавателя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать обучающегося, поставить перед ним новые более серьезные задачи. Вдохновить на их решение.

Успех является источником внутренних сил обучающегося, рождающим энергию для преодоления трудностей. Обучающиеся испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

Рекомендации по снижению учебной тревожности

(которая является одним из ведущих компонентов синдромов «хронической неуспешности» и «ухода от деятельности»)



  1. Обеспечить обучающемуся сферу успеха, самореализации.

  2. Ввести максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.

  3. Не ставить «слабого» обучающегося в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать обучающемуся достаточно времени на обдумывание и подготовку.

  4. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

  5. Не заставлять таких обучающихся воспроизводить новый, только что изученный материал.

  6. Осторожно оценивать неудачи обучающегося, ведь он сам относится к ним очень болезненно.



Успех в учебе — завтрашний успех в жизни!

Как преподавателю следует поддерживать самооценку обучающихся:



  • Бережно относиться к женской гордости и к мужскому достоинству.

  • Уметь видеть за внешними поступками и действиями мотивы поведения, отношения, деятельности.

  • Помнить, что все обучающиеся испытывают потребность в одобрении их дел и поступков, и в разумных пределах удовлетворять их.

  • Исключить ситуации в учебной деятельности, способные вызвать у обучающихся страх, фрустрационные состояния, например: «Я тебя отчислю из техникума».

  • Научиться воспитывать через радость, доверие, уважение.

  • Относиться к обучающемуся любого возраста как к субъекту совместной деятельности.

  • Создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья.

  • Критически отнестись к самому себе при поиске причин неудач обучающегося в учении, поведении, отношениях.

  • Отказаться от правил часто, с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других.

  • Отказаться от прямого противопоставления обучающихся друг другу.

  • Не «пилить» и не ругать при всем классе.

  • Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать это резко как нечто неожиданное.

  • Называть всех обучающихся по именам и добиваться этого в общении обучающихся друг с другом.

  • Постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Способность к учению — это лишь одно из многочисленных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному.

 

Задание 4. Разработайте проект интерактивной группы для родителей и педагогов для решения задач обучения, воспитания и развития, где родители и педагоги могли бы эффективно общаться по возникающим проблемам педагогического взаимодействия.

Проект «Онлайн-клуб как интерактивная форма работы с родителями» направлен на совершенствование взаимодействие семьи и школы. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, формирование общего мнения, выработка общих решений, создание условий для диалога, сплочение внутри группы, изменение психологической атмосферы, возможность вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.