Файл: Исследование детскородительских отношений на одной из семей. Ребёнок Миша, 7 лет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 362

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Проведение исследования детско-родительских отношений, используя методики

Я провела исследование детско-родительских отношений на одной из семей.

Ребёнок – Миша, 7 лет.

Мама – Елена Викторовна. Папа – Александр Игоревич.

Для исследования детско-родительских отношений, мною использовались следующие методики:

1. Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса. Опросник АСВ позволяет выявить наличие или отсутствие шести психогенных стилей воспитания. Отсутствие всех этих шести стилей интерпретировалось авторами как наличие непсихогенного, гармоничного стиля воспитания у родителя. Результаты опросника представлены в приложении 1.

2. «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс, С.Коуфман.
Цель методики – изучить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. «Кинетический рисунок семьи» представлен в приложении 3.


2. Описание результатов по опроснику стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса.
Проведя опросник на выявление стиля родительского воспитания и интерпретировав его результаты (бланк ответов представлен в приложении 2), я выявила один из шести психогенных стилей воспитания в данной семье. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция). В данной семье, имеет место гиперпротекция.

Сущность гиперпротекции заключена в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защитить его, даже если отсутствует реальная опасность, постоянно удерживать подле себя, «привязывать» ребенка к своим чувствам и настроению, обязывать его поступать таким способом, который является самым безопасным для родителей.

При этом мальчика избавляют от необходимости разрешать проблемные ситуации, поскольку решения ему предлагают либо готовые, либо их принимают без его участия. Как следствие, ребенок не способен самостоятельно разрешать проблемы и бороться с трудностями, трезво оценивать их. Он лишается способности мобилизовать свою энергию в трудных ситуациях, он ожидает помощи от взрослых, от родителей. Происходит развитие так называемой выученной беспомощности - условно-рефлекторной реакции на любое препятствие как непреодолимое.


Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: супруга нет – смерть, развод, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании несоответствие характеров, эмоциональная холодность и другие.

Нередко при этом мать, реже – отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Появляется стремление удержать его с помощью, потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

Действительно, видя эту семью, видя отношение матери к сыну можно сказать, что имеет место гиперопека со стороны матери. Основное проявление гиперопеки в данной семье – стремление мамы контролировать поведение Миши, окружать заботой, всячески защищать.

Описание результатов «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс, С. Коуфман.

Мише была дана инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». После того как рисунок был завершен, я провела второй этап исследования – беседу. Вот вопросы, которые я задала:

1. Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица? – На рисунке изображена моя семья, только я не нарисовал бабушку с дедушкой, они сейчас на даче.

2. Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время? Мы гуляем в парке, я катался на машине, которую держит папа. А мама держала мою машинку и смотрела на меня.

3. Кто в семье самый хороший и почему? Я люблю маму и папу, они оба хорошие.

4. Кто самый счастливый и почему? Думаю, папа счастливее всех, он всегда улыбается и никогда не ругается.

5. Кто самый грустный и почему? Самая грустная бабушка, у нее всегда давление и болит голова. Хотя мама тоже иногда жалуется на боль.

6. Кто больше всех нравится ребенку и почему? Не знаю, я всех люблю.

7. Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение? Иногда меня ругают, но это очень редко.

8. Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку? Мы оставим дома кошку, она не ездит с нами на прогулку.

Интерпретация.

1. Оценка общей структуры

На рисунке изображена семья, члены которой изображены вместе, заняты выполнением какого-то дела. Видно, что мама с сыном находятся в общении и контактируют друг с другом. Папа отдален от сына, это может говорить о «дистанции», которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее.


Ребенок поместил маму выше остальных, ребенок тем самым придает ей исключительный статус. Этот персонаж - мама, скорее всего, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье.

2. Определение наиболее привлекательного персонажа.

Привлекательный персонаж изображается первым и помещается на переднем плане, Миша нарисовал первой маму. Персонаж мамы получился выше и крупнее остальных персонажей, в реальной жизни отец Миша крупнее и выше, нежели мама. Размер изображения мамы говорит о том значении, которое имеет она для ребёнка. Остальные персонажи – сын и отец, сгруппированы вокруг мамы, повернуты в её сторону, смотрят на неё.

Предпочтение того или иного родителя выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя Миша, какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей. Опять же ближе к мальчику находится его мама, которая нарисована с улыбкой на лице, а папа стоит вдалеке и на его лице нет улыбки. Следовательно, по рисунку можно сделать вывод, что наиболее близкой к ребёнку является мама, чем папа.

3. Ребенок о себе.

Мига нарисовал себя маленьким мальчиком, в окружении мамы. Это может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что мальчик привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

4. Родительская пара.

Один из родителей (папа) оказался на рисунке в изолированном положении, относительно других членов семьи. Если фигура родителя одного с ребёнком пола изображена в стороне от остальных, то это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола, то есть с мамой.

На рисунке родители не контактируют друг с другом, не держатся за руки, скорее всего контакта между ними нет и в реальности.

Мама в глазах Миши, воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы, так как её фигура изображена с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение.

Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности его графической презентации. На рисунке все нарисовано ровно, нет выделяющихся деталей.


Все персонажи имеют существенные части тела (голова, руки, ноги), на рисунке нет агрессивных побуждений относительно нарисованных персонажей.

5. Прорисовка деталей.

У всех персонажей нарисованы глаза-точечки. Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи.

Рот для ребенка - символ нападения - чтобы кусаться, кричать, говорить обидные вещи.  У персонажей, рот изображен в виде точки или черточки, они не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких персонажей нарисованы ещё большие уши - чтобы слушаться (у папы, и у сына).

Шея. Шея в графической интерпретации - способность к контролю разума («головы») над чувствами («телом»). На рисунке появляется шея тогда, когда у ребенка появляется способность контролировать и управлять своими чувствами. У всех персонажей есть шея, значит они способны управлять своими чувствами.

У того персонажа, чья голова больше, тот и умнее. Голова больше у персонажа мамы.

 Последовательность рисования членов семьи может быть более достоверно интерпретирована в контексте анализа особенностей графической презентации фигур. Мама – первая фигура, которая нарисована более тщательно, декорирована, можно предположить, что это наиболее любимый ребенком член семьи, которого ребенок выделяет и на которого хочет быть похож.

Мальчик не стирал объекты, не делал паузы при рисовании. Он ровно рисовал персонажей, был спокойный и аккуратный.

По рисунку можно сделать вывод, что любимый член семьи Миши – мама. Миша нарисовал себя маленьким мальчиком, в окружении мамы. Это может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что Миша привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим.

3. Основной запрос и жалоба клиентов: мама обратилась к психологу с запросом о помощи, она пожаловалась, что основные проблемы в их семье, в паре «мать-ребёнок». «Я со своими желаниями, потребностями, чувствами и мыслями никак не представлена в паре, а значит, в этом контакте я не могу реализовать себя. Ребенок не знает границ своих возможностей, для него не существует границ в поведении. Я уделяю ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом моей жизни. Муж не принимает такого участия в воспитании ребенка, как я».


4. Семья пришла к психологу с проблемой, связанной с тем, что мама Миши – Елена, чувствует себя нереализованной в личностном, профессиональном планах. Она считает, что воспитание сына стало её главным занятием, помощи мужа она не видит. Поэтому в отношениях между супругами наблюдается эмоциональная холодность.

В работе с родителями я как психолог, используя технику «циркулярного интервью», составила «возможные формулировки вопроса» к данной консультативной встречи:

Вопросы

1. Что вас беспокоит в настоящее время?

2. Когда возникло это беспокойство?

3. Вы понимаете почему происходит данная ситуация, ее причину?

4. Что может быть сделано, чтобы проблема не усугубилась?

5. Какие положительные стороны проблемы?

6. Если ничего не изменится, что произойдет в семье?

7. Если что-то изменится, что будет в семье?

5. Заинтересованные стороны в поддержании и разрешении проблемы:

Вся семья является заинтересованными в решении сложившейся проблемы. Родители ради благополучия своего ребенка не должны жить в несчастливом браке. Дети должны расти в полных и счастливых семьях, с мамой и папой. Счастливыми чаще называют себя дети, родители которых не ссорятся и проводят с ними «качественное» время. Если ситуация не разрешится и проблема не уйдет, есть вероятность, что семья распадётся.

6. Консультативный подход в работе с этим запросом

При работе с данным запросом я бы применила консультативный подход - структурная семейная терапия С. Минухина.

В основе этого подхода лежат три аксиомы:

1. Осуществляя психологическую помощь, необходимо принимать в расчет всю семью. Каждый из членов семьи должен рассматриваться как ее подсистема.

2. Терапия семьи изменяет ее структуру и приводит к изменению поведения каждого из членов семейной системы.

3. Работая с семьей, психолог присоединяется к ней, в результате возникает терапевтическая система, делающая возможными семейные изменения.

7. Наиболее оптимально при терапии с ребёнком применять следующие приёмы: