Файл: Статус учителя глазами современных учеников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
потом становится все строже, шутит, читает на уроках интересные истории, ругает, когда мы заслуживаем, водит на экскурсии, старается, чтобы мы были умными.

Приведенные характеристики иллюстрируют, как важно для учителя средних классов, прежде всего, установить положительный контакт с детьми, показать на примере, для чего нужна дисциплина, уметь четко и подробно, не спеша, а иногда и повторяя, изложить материал, не раздражаться, когда его не понимают. Надо заинтересовать детей изучаемым предметом, увлечь ярким примером, а также позволить детям передохнуть, если они устали, дать им разрядку. Эмоциональные реакции учителя должны жестко контролироваться. Наиболее страшной для учеников является раздражительность со злостью и криком – она настраивает их как против учителя, так и против учебы как таковой. С психологической точки зрения учитель, агрессивно настроенный против детей или постоянно не владеющий собой, не должен работать с учащимися младших классов, которые не могут отделить процесс обучения от личных отношений с учителем и, как правило, не обладают адекватными приемами психологической защиты от такого отношения. Невольно учителя формируют невротиков, людей с комплексами и явным отвращением к школе и учебе. К сожалению, часто учителя этого за собой не замечают или трактуют свое поведение совсем иначе, чем дети. Методом наблюдения и опроса установлено, что если дети младших классов негативно воспринимают не основного учителя, а, например, учителя музыки или физкультуры, у них не формируется общее негативное отношение к школе. В случае стойкого негативного восприятия основного учителя реакция распространяется на школу и учебу в целом. Ученики среднего звена, особенно девочки, обращают гораздо больше внимания на внешность учителя и предъявляют к ней свои требования (в отличие от учеников начальных классов). Многими детьми этой возрастной группы отмечается тактичность, вежливость, интеллигентность, чувство юмора, большой ум.
Глава 2. Практическая часть. 2.1 Результаты исследования, их анализ.

Какова же «модельная» личность учителя XXI века? Какими качествами должен обладать современный учитель? Чтобы это выяснить, было проведено анкетирование среди учащихся 6б и 9 б классов, нашей школы.


Мы разработали анкету и предложили ребятам ответить на вопросы.

Ответы анкетирования




Вопросы анкеты

9 б

%

6 б

%

  1. Изменяется ли ваше отношение к учителям по мере взросления:

А) изменилось в лучшую;

5

33

14

28

Б) изменилось в худшую;

6

40

6

24

В) не изменилось

4

27

5

20

2. На что вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс:

А) на настроение;

8




22

88

Б) на одежду;

7




4

16

В) на прическу;

0

0

11

44

Г) на макияж.

0

0

2

8

3. Случалось ли у вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу?

А) один раз было;

5

33

14

56

Б) такого никогда не было;

6

40

6

24

В) постоянно происходит

4

27

6

24

4. Есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?

А) да;

11

73

18

72

Б) нет

1

7

4

16

В) я об этом не задумывался

3

20

3

12

5. Какими качествами учитель не должен обладать?

А) грубость;

1

7

8

32

Б) равнодушие к ученикам;

3

20

6

24

В) деление учеников на «любимчиков» и остальных;

0

0

13

26

Г) ни одним из этих качеств.

11

73

14

28

6. Какие качества вам нравятся в учителях: доброта; юмор; отзывчивость; справедливость; современность;





    1. Результаты представленные в диаграммах:


  1. Изменяется ли ваше отношение к учителям по мере взросления:



  1. На что вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс:




  1. Случалось ли у вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу?



  1. Есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?




  1. Какими качествами учитель не должен обладать?



Заключение

Каким же должен быть современный учитель? Результаты нашего исследования показали, что учитель XXI века, по мнению наших учеников, – это начитанный, добрый и одновременно строгий человек. Он должен уметь находить общий язык с учениками, не делить учеников на «любимчиков» и остальных учеников, совершенствоваться как личность, но в то же время оставаться самим собой.

Портрет современного учителя получился разносторонним. Но как бы ни менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим, любящим свое дело и в первую очередь – детей.

Список литературы

  1. Латышина Д.И. «История педагогики. Воспитание и образование в России (X - начало XX века)» М.: издательская группа «Форум» - «Инфра-м», 1998.

  2. Маркова А.К. «Психология труда учителя», М.: Просвещение, 1993.

  3. Маркова А.К. «Психология профессионализма», М.: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996.

  4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.

  5. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал.- 1980.- №5.

  6. Пискунов А.И. «История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века», М.: Творческий Центр Сфера, 2005.

  7. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте. // Вопросы психологии.-1982.-№ 1.-С.69-750.

  8. В.А. Сластенин «Педагогика», М.: «Школа – Пресс», 1997

  9. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского. М.: 2003, с.74

  10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.,1974. С. 22.

  11. Сухомлинский В.А. «Избранные педагогические сочинения», М.: Педагогика, 1973 – Т.1