Файл: Сопоставьте дизартрию с функциональной дислалией, механической дислалией.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. | Сопоставьте дизартрию с функциональной дислалией, механической дислалией. | Таблица |
Характеристика | Дислалия | Дизартрия |
Этиология | В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. Причины биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; ЗПР (ММД), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации, говорят о механической (органической) дислалии. | Зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии, (поражением нс плода и новорожденного). Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся: — периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки); — ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга; — ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловнорефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и другие |
Симптоматика | При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. | Может нарушаться произношение как согласных, так и гласных звуков |
А) нарушения звукопроизношения | Замена звуков, смешения или взаимозамены звуков (фонем), пропуски звуков. | У всех больных дизартрией расстройства произношения заключаются в смазанной, невнятной артикуляции звуков с наличием как полных, так и частичных замен (литеральных парафазий, а также в нарушениях плавности, темпа и громкости речи. |
Б) нарушения голосообразования | Три уровня нарушенного произношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука. | Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). |
В) нарушения речевого дыхания | Диафрагмально-речевое дыхание соответствует норме | За счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры |
Механизмы | При функциональной: • Акустико-фонематическая дислалия — недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. • Артикуляторно-фонематическая дислалия — несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. • Артикуляторно-фонетическая дислалия — неправильно сформировавшиеся артикуляторные позиции. При механической — звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка, губными аномалиями. | Поражение этих структур мозга дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония, в результате перерыва спинальной рефлекторной дуги рефлексы с этих мышц исчезнут, наступает арефлексия. При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. |
3адание 2. | Рассуждайте на тему «Как и почему нарушается координация трех систем (артикуляционной, голосовой и дыхательной) при дизартрии?». | Эссе |
Изучив материалы на тему «Дизартрия», рассуждая, как и почему нарушается координация трех систем при дизартрии?», пришла нижеперечисленным выводам:
Нарушения речевого дыхания.
Нарушения дыхания у детей с дизартрией обусловлены недостаточностью
центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен
ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение
координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый
выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот.
Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме
дизартрии.
Нарушения голоса.
Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением
подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок, языка и губ.
Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый,
иссякающий) и отклонения тембра голоса (глухой, назализованный,
сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, гортанный).
При различных формах дизартрии нарушения голоса носят специфический характер.
Нарушения просодики (мелодико-интонационных и темпоритмических характеристик речи).
Мелодико-интонационные расстройства часто относят к одним из наиболее
стойких признаков дизартрии. Именно они в большой степени влияют на
разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Отмечается слабая
выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может
произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или
немодулированным.
Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже
— в ускорении. Иногда имеют место нарушения ритма речи (например,
скандированность — «рубленая» речь, когда отмечается дополнительное
количество ударений в словах).
Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.
У детей с дизартрией отмечается не только ограничение объема
артикуляционных движений, но и слабость кинестетических ощущений
артикуляционных поз и движений.
Вегетативные расстройства.
Одним из наиболее частых вегетативных расстройств при дизартрии является
гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связано с ограничением движений
мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц. Оно
часто утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в
артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны) и
снижения самоконтроля.
Гиперсаливация может быть выражена в различной степени. Она бывает
постоянной или усиливается при определенных условиях. Даже легкая
гиперсаливация (увлажнение уголков губ во время речи, небольшое
подтекание слюны) свидетельствует о наличии у ребенка неврологической
симптоматики.
Реже встречаются такие вегетативные расстройства, как покраснение или
бледность кожных покровов, повышенное потоотделение во время речи.
Нарушение акта приема пиши.
У детей с дизартрией часто затруднено, а в тяжелых случаях отсутствует
жевание твердой пищи, откусывание от куска. Часто отмечаются
поперхивания, захлебывания при глотании. Затруднено питье из чашки.
Иногда нарушена координация между дыханием и глотанием.
Наличие синкинезий.
Синкинезии — непроизвольные сопутствующие движения при выполнении
произвольных артикуляционных движений (например, дополнительное движение
нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка).
Оральные синкинезии — открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения.
Повышение глоточного (рвотного) рефлекса.
Нарушение координации движений (атаксия).
Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях и в
скандированности ритма речи. Дисметрия — это несоразмерность, неточность
произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выражается в виде
гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым,
утрированным, замедленным движением, чем это необходимо (чрезмерное
увеличение двигательной амплитуды). Иногда наблюдается нарушение
координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией
(асинергия). Атаксия отмечается при атактической дизартрии.
Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре.
Гиперкинезы — непроизвольные, неритмичные, насильственные; могут быть
вычурные движения мышц языка, лица (гиперкинетическая дизартрия).
Тремор — дрожание кончика языка (наиболее выражен при целенаправленных
движениях). Тремор языка отмечается при атактической дизартрии.
С чем же связаны эти все нарушения? Здесь можно предполагать и рассуждать бесконечно. Человек индивидуален в своем начинании, и любое нарушение из вышеперечисленных моментов могло спровоцировать даже обычное ОРВИ мамы, вынашивающей ребенка в неонатальный период.
Задание 3. | Обследования детей с дизартрией. | Конспект обследования, описание хода + бланк диагностики |
В ходе логопедического обследования детей с речедвигательными нарушениями используют следующие методы:
— изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных);
— наблюдение за ребенком (в обычной и специально организованной ситуации);
— беседа с родителями и ребенком;
— визуальный и тактильный контроль (ощупывание) в покое и в процессе речи;
— индивидуальный эксперимент;
— использование компьютерных игр при обследовании звукопроизношения, дыхательной и голосовой функций.
Прежде чем начинать обследование ребенка, важно всесторонне изучить медицинскую документацию (данные анамнеза) и проанализировать результаты обследования и заключение невропатолога (неврологический статус), желательно обсудив его с врачом. Особенностью логопедического обследования и анализа структуры речевого дефекта детей с дизартрией является принцип соотнесения расстройств артикуляционной моторики с общими двигательными нарушениями. При дизартрии артикуляционная моторика, особенности дыхания и голосообразования оцениваются в соответствии с общими моторными возможностями ребенка (отмечаются даже незначительные двигательные расстройства).
Совместно с невропатологом логопед изучает особенности общей моторики ребенка (удержание головы, свободные повороты ее в стороны, сидение, вертикальное положение стоя, самостоятельная ходьба, особенности походки) и функциональные возможности кистей и пальцев рук (опорная функция, ладонный и пальцевой захват, манипуляции с предметами, выделение ведущей руки, согласованность действий рук, тонкие дифференцированные движения пальцев).
При определении ведущего неврологического синдрома и степени его проявления в артикуляционной мускулатуре и моторике (речедвигательного синдрома) логопед опирается на заключение невропатолога. При этом необходимо отметить отсутствие или наличие патологических тонических рефлексов и их влияние на дыхание, голосообразование и артикуляцию.
Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребенок был совершенно спокоен, не плакал, не был испуганным. Если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, это может отразиться на изменении (повышении) тонуса мышц, и представление о двигательных и речевых возможностях, которое получит логопед, будет ложным. В ходе обследования проводится тщательный анализ тех положений и движений, которые могут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями желательно уложить на удобную кушетку или ковер, проверив разные положения — на спине, на боку, на животе. В более легких случаях обследование проводится в положении «сидя» или «стоя».
Как и при всяком комплексном обследовании, важно оценить особенности развития познавательной деятельности (мышления, внимания, памяти), сенсорных функций (зрительного, слухового и кинестетического восприятия), проявления эмоционально-волевой сферы.
Логопедическое обследование включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка до момента обследования. Опираясь на данные медицинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем первых слов и простых фраз.
Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов: губ, языка, зубов, твердого и мягкого нёба, челюстей. При этом логопед определяет, насколько их строение соответствует норме.