Файл: проблемы инвестирования в современной экономике россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Для того чтобы привлечь в нашу страну "полезные" инвестиции, по словам экспертов, прежде всего, необходимо улучшить инвестиционный климат. При вхождении в экономику той или иной страны иностранные инвесторы смотрят на уровень налогообложения, качество законодательства, правоприменительную практику, прибыльность инвестиционного проекта, мобильность трудовых кадров, а также стабильность макроэкономических показателей (валютный курс, инфляция), В нашей стране много негативных моментов в этих сферах, причем часть негатива лежит на совести российских органов власти. Многие очевидные меры не реализованы.

Основными препятствиями для притока частного национального и иностранного капитала в Россию являются: экономический кризис, политическая нестабильность, инфляция, неблагоприятное для инвесторов законодательство, спад производства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций, разгул преступности и бессилие властей, распространение коррупции, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение и др. (Приложение 2.). Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию и предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степеней их риска во всех странах мира.

За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали, прежде всего, высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России, а также сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия.

В России отсутствует четкая государственная программа привлечения иностранных инвестиций, предусматривающая приоритетность развития тех или иных отраслей экономики. В целом в современных условиях в РФ состояние инвес­тиционного климата характеризуется наличием ин­вестиционного риска. Сейчас он составляет 6,21 балла по десятибалльной шкале, в том числе социально-политический риск оценивается в 6,57 балла, внутриэкономический – в 6,85 балла, внешнеэкономический – в 5,20 балла (по оценке агентства ЮНИВЕРС).


Рассмотрим основные риски, которые ждут иностранных инвесторов на российском рынке. Во-первых, это политические и правовые риски. Отсутствует строго иерархическая система законодательных актов, обеспечивающих законодательную защиту инвестиций. Зарубежные инвесторы сталкиваются в России с множеством препятствий, связанных с характером российской правовой системы и особенностями реализации российского права в административной практике. Часто административными органами не соблюдаются положения законов о предоставлении льгот иностранным инвесторам. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт следует применить в каждом конкретном случае. Огромное количество нормативных актов (указов, распоряжений, инструкций), регулирующих одни и те же правоотношения, часто противоречат друг другу. В соответствие с ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», зарубежные инвесторы получили право на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными ими инвестициями. Правда, в перечень доходов не были включены амортизационные отчисления. Данное положение обязывает зарубежных инвесторов осуществлять простое воспроизводство прежде всего в России. Это в определенной мере удерживает иностранных инвесторов от вывоза прибыли за рубеж в долларах.

В России на сегодняшний момент высоки валютные и инфляционные риски. Производственные риски в России тоже имеют свои особенности. В первую очередь, это проблема неплатежей. Исследователи признают, что в России низкая квалификация менеджмента, а в связи с этим возникают управленческие риски.

Иностранные инвестиции приходят на российский фондовый рынок, но до реального сектора экономики не доходят. Акцент экономической политики на привлечение иностранных инвестиций (любых - лишь бы больше), на постоянную поддержку финансового сектора, увы, приводит к расцвету чисто спекулятивных операций, искусственному раздуванию фондового рынка и "финансовом голоду" промышленности,

В России отсутствует принцип защиты иностранного инвестора от негативного изменения законодательства принимающей стороны. Замораживание изменения налогового бремени необходимо для привлечения иностранных инвестиций, В результате перехода от ЕСН на социальные платежи общее налоговое бремя для высокотехнологичных компаний повысится в 2-2,5 раза. Иностранные инвесторы уже приостанавливают рассмотрение инвестиционных проектов в России. Те же предприятия, которые уже работают в России закладывают в своих планах на следующий год как минимум 6-7% накрутки в цену продукции, чтобы хоть как-то компенсировать потери за счет негативных изменений в социальной и тарифной политике РФ. В результате может повысится общий уровень цен в нашей стране и, соответственно, ставки по кредитам.


Иностранные бизнесмены указывают и на излишнюю бюрократию в России, в частности в миграционной сфере. Хотя определенные подвижки по улучшению ситуации в этой области планируется сделать.

К числу барьеров на пути привлечения иностранных инвестиций в Россию также относится коррупция. В международной экономике всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества. Если для крупных компаний коррупция чиновников и местные банды не слишком страшны, то мелкий и средний бизнес оказывается перед ними беззащитным. Согласно антикоррупционному рейтингу Transparency International, уровень распространения коррупции в России в 2009 году снизился. По уровню восприятия коррупции РФ поднялась с 147 в 2008 году на 146 место среди 180 стран мира. Как считают в международной организации, это произошло благодаря антикоррупционным мерам, которые предложил президент Дмитрий Медведев. При этом коррупционный рынок страны оценивается в $300 млрд. Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI), рассчитываемый специалистами Transparency International, определяет уровень коррупции в госсекторе — от "0" (высокий уровень коррупции) до "10" (коррумпированных чиновников почти нет). В 2009 году для России этот показатель составил 2,2 пункта против 2,1 пункта годом ранее10. По данным исследования PwC, за последний год 48% опрошенных в России компаний столкнулись с фактами взяточничества или коррупции, что вдвое превосходит средний мировой показатель. "В нашей стране бизнес наталкивается на чиновников, превративших свою госслужбу в "кормушку", - говорит Дина Крылова, президент общественного фонда "Деловая перспектива". - Единственный способ улучшить госуправление - принятие четких административных регламентов. Сейчас в российском законодательстве плохо прописана ответственность должностных лиц за неисполнение своих обязанностей".

Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.

Проблема обеспечения возвратности и прибыльности инвестиций в России сегодня остается важнейшей причиной настороженности иностранных инвесторов. Существует значительная разница между объемами иностранных инвестиций в различных отраслях, что в первую очередь определяется платежеспособным спросом внутреннего и внешнего рынков продукции этих отраслей. Кроме того, значительный интерес иностранных инвесторов к некоторым важнейшим секторам российской экономики (например, к электроэнергетике) сдерживается существующим в них государственным регулированием цен на их продукцию.


Важной проблемой также является высокая стоимость заемных средств на внутреннем рынке и наличие значительных рисков (политических и экономических) и неопределенностей, удорожающих стоимость инвестиционных средств, привлекаемых из-за рубежа.

Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты России, как ее богатые природные ресурсы (нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы, лес и др.); мощный, хотя технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, огромный внутренний рынок; наличие дешевой рабочей силы, высокий научно-технический потенциал.

Существуют определенные причины того, что проводимая сегодня политика привлечения иностранных инвестиций неэффективна. Во-первых, в России сохраняется высоким уровень неформальных барьеров для инвестиций. Устранение этих причин для иностранных инвесторов в России могло бы существенно повлиять на расширение деловой активности прежде всего тех инвесторов, которые уже присутствуют на российском рынке. Во-вторых, как отмечают ведущие экономисты современности, в политике привлечения иностранного капитала важно не только стремление к увеличению объема использования вложений, но и выбор приоритетного направления инвестирования. Если проанализировать отраслевую структуру поступающих иностранных инвестиций на российском рынке, можно сделать вывод, что она в основном формировалась стихийно, так как полностью отсутствовал контроль над направлением инвестиций в приоритетные отрасли производства. Сферы приложения своего капитала зарубежные инвесторы выбирали сами. Я считаю, что решение этой проблемы на сегодняшний день особенно актуально.

ПУТИ И МЕРЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в экономику РФ является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России еще в конце 1992 г. к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.


По оценкам экспертов, потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате.

Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Сейчас правительство готовит поправки к ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Предполагаются: налоговые "каникулы", освободить предприятия с иностранными инвестициями от уплаты налогов и импортных пошлин на необходимые производственные компоненты и, что самое важное для иностранных инвесторов, предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

К этим мерам можно отнести:

  • улучшение общего инвестиционного климата России;

  • стабилизацию экономической и законодательной ситуации и создание эффективного экономического законодательства

  • достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

  • оживление деловой активности;

  • ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

  • борьбу с преступностью;

  • поддержку малого и среднего предпринимательства в производственной сфере с выделением целевых кредитных ресурсов;

  • пересмотр системы приоритетов инвестиционной деятельности;

  • разработку программы государственных гарантий инвестиций в основной капитал, особенно в наукоемкие отрасли;

  • залоговое изъятие банками и государственными органами ценных бумаг предприятий в обеспечение не возвращенных в срок кредитов и организация оборота этих бумаг;

  • государственные гарантии целевых инвестиционных вкладов населения в банках или инвестиционных фондах;

  • введение дифференцируемого налогообложения (льготного – для прямых и повышенного – для портфельных);

  • торможение инфляции;

  • пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

  • мобилизацию свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

  • внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

  • запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

  • предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

  • организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором.