Файл: Практического занятия 14 Невербальный и вербальный образ педагогапсихолога Задания практического занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

практического занятия 14

«Невербальный и вербальный образ педагога-психолога»
Задания практического занятия

Вопросы к занятию.
1.В чем заключается специфичность системы невербальных сигналов.

2. Какие требования предъявляет педагогическая деятельность к одежде преподавателя?

3. Можно ли сказать, что ольфакторный сигнал является показателем уровня общей культуры человека. Ответ обоснуйте.

4. В чем заключается роль кинестетического образа, позы, мимики и жестов в формировании отношения к другому.

5.Определите сущность аудиальной составляющей имиджа педагога.

6. Как возможно сформировать позитивную аудиальную составляющую имиджа?

7. Что Вы понимаете под «культурой речи»? Культурна ли Ваша речь?

8. Что такое «эмпатийное слушание»? Владеете ли Вы приемами эмпатийного слушания?

9. Как Вы подготовиться к публичному выступлению?

10. Нужна ли коррекция Вашему аудиального образу? Если да, то какая?

11. Проверка домашнего задания за 13 неделю – мини-исследование со студентами вуза по теме: «Приоритетный стиль педагогического общения»)

12.Контрольная работа 2 (решение тестовых заданий) – 20 минут.



  1. Основной специфичностью системы невербальных сигналов является общение или взаймодействие между индивидами без использования слов. Информация передаётся через : жесты, мимика, интонации.

Общение будет эфективным когда мы будем знать язык жестов и тело движении

2. Одежда является визитной карточкой учителя.

Внешний вид должен быть элегантным , аккуратным, чистый и опрятный.

Основной одеждой учителя является деловой костюм. Он подчеркивает профессиональные, личные качества педагога.

К деловому костюму относятся пиджак с юбкой или брюками и блузка, а так же элегантное деловое платье.

Основные цвета деловой одежды: серый, чёрный, коричневый, темно-синий, темно-бордовый.

Блузка и рубашка пастельных тонов.

3. Ольфакторный сигнал, исходящий от ПР-специалиста, может являться показателем его общего культурного уровня. Каждый человек выделяет пот, тем больше, чем больше он двигается, чем больше согревается его тело, или чем больше он нервничает, испытывает какое-либо напряжение.

Использование парфюмерии есть показатель общей культуры человека.

Ароматы повышают и снижают давление, оказывают влияние на сердцебиение, действуют как снотворное.

У больных людей ароматы снимают депрессию и улучшают их настроение.

Ароматотерапию широко используют японские фирмы, на 50% поднимается производительность труда и на 20% снижается количество ошибок.
4. Невербальные особенности в процессе делового общения.Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе

взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется засчет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого. Успех любого акта делового общения в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.

Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует, ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

5. Что такое имидж педагога?

Имидж педагога - это стереотип восприятия образа в сознание воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознание.

Большую роль играет внешнее составляющее педагога, которая включает: мимику, жесты, тембр, и силу голоса, костюм, манеры, походку, осанку, макияж.
Важное значение имеет голос педагога: тембр, высота, громкость, интонация, темп речи, фразовые и логические ударения. Не меньшее значение имеют в речи : паузы, остановки, покашливание, вздохи, смех.

В любом общении важно, во-первых, чтобы внимание слушающего было привлечено к говорящему и к тому, что он говорит, а, во-вторых, чтобы внимание это было постоянным, не рассеивалось. Только в этом случае можно повысить эффективность общения. Психологические исследования показывают, что внимание может привлекаться внешними и внутренними факторами. Внешние – это новизна (неожиданность), интенсивность и физические характеристики сигнала, внутренние – это те, которые определяются актуальностью, значимостью, важностью сигнала для человека в зависимости от его намерений и целей в данный момент.

Первым из наиболее эффективных приемов привлечения внимания является тот, который условно называется приемом «нейтральной фразы». Суть его при всем многообразии конкретных применений сводится к тому, что в начале разговора, выступления произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато по каким-то причинам имеющая значение, смысл, ценность для человека и поэтому «собирающая его внимание».

Вторым приемом привлечения и концентрации внимания является так называемый прием «завлечения». Суть его заключается в том, что говорящий вначале произносит нечто трудно воспринимаемое слушателем, например, очень тихо, очень непонятно, слишком монотонно или неразборчиво. Слушателю приходиться предпринимать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять, а эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говорящий «завлекает» слушающего «в свои сети». В этом приеме говорящий как бы провоцирует слушающего самого применить способы концентрации внимания и потом их использует. Еще одним важным приемом «сбора» внимания является установление зрительного контакта между говорящим и слушающим. Этот прием широко используется в любом общении. Пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание, постоянно «уходя» от чьего-то взгляда, мы показываем, что не желаем общаться, поэтому любой разговор начинается с взаимного зрительного контакта. Однако зрительный контакт используется не только при привлечении внимания, но и, как мы увидим в дальнейшем, для его поддержания уже в самом процессе общения.

Вторая задача по управлению вниманиемподдержание его во время всего процесса общения. Умение поддерживать внимание, по сути, связано с осознанием тех же факторов, которые использовались при привлечении внимания, но на этот раз – это борьба с тем, чтобы внимание другого не отвлекалось какими-то «чужими», не от нас исходящими стимулами.

Внимание слушающего может быть отвлечено любым посторонним по отношению к данному взаимодействию стимулом – громким стуком двери, визгом тормозов проезжающей за окном машины, интересным разговором соседей, ярким плакатом на стене и т.д. Первая группа приемов поддержания внимания, в сущности, сводиться к тому, чтобы по возможности исключить все посторонние воздействия, максимально «изолироваться» от них. Поэтому эту группу можно назвать приемами «изоляции». Когда мы хотим спокойно поговорить с кем-то, мы отводим его в сторону (от возможных отвлекающих воздействий), уединяемся (чем меньше людей вокруг, тем больше мы можем уделить внимания друг другу). Всем известно, как тяжело и мало эффективно общение «под телевизор» или среди всеобщего (например, застольного) разговора. Поэтому все конкретные способы «изоляции» в целом повышают эффективность общения.

6. Имидж - это впечатление, производимое человеком, компанией или институтом на одну или несколько групп общественности. Это не рисунок, не калька, не точное изображение, а, скорее, несколько деталей, оказывающих эмоциональное воздействие.

Основной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Только на основе положительного отношения может возникнуть доверие, а затем и уверенный выбор. Более того положительный имидж способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж не появляется самостоятельно, он формируется основной деятельностью компании и целенаправленной информационной работой. Последняя в свою очередь должна быть ориентирована на целевые группы.

Ключевой задачей работы по организации связей с общественностью, осуществляемой фирмой, является формирование положительного имиджа компании: «Одним из важнейших направлений PR-деятельности является формирование позитивного или эффективного имиджа организации»

В нашей стране интерес руководителей предприятий к формированию имиджа управляемых ими компаний возрос в начале 90-х годов прошлого столетия. Именно тогда в отечественных организациях начали активно создаваться внутренние подразделения по связям с общественностью, главной задачей которых было формирование имиджа компании. Сегодня корпоративный имидж, корпоративная марка начинают занимать все больше внимания самых различных специалистов - экономистов, маркетологов, журналистов. Корпоративный имидж - это тот образ компании, который сформирован в представлении различных групп общественности: «Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке. Он привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем. Он облегчает доступ организации к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным) и ведение операций». Более того, положительный имидж важен не только для коммерческих организаций: государственные структуры, учебные заведения, учреждения культуры, средства массовой информации также нуждаются в одобрении и поддержке общественности, так как от подобного отношения представителей целевой аудитории к этим организациям зависит эффективность их деятельности.

В качестве PR-технологий, как правило, могут использоваться:

  1. 1) устное сообщение (пресс-конференции, выступления перед различными социальными группами, планирование и резервирование наиболее значимых мест выступления, а также подготовка речей для других сотрудников фирмы и их тренинг в области ораторского искусства);

  2. 2) паблисити (в том числе через контакты с прессой, радио и ТВ, издателями для содействия последующей публикации материалов с новостями об организации);

  3. 3) написание репортажей, пресс-релизов, текстов к буклетам, рекламных статей и пр., а также любых технических материалов и описания продукции;

  4. 4) издательская работа;

  5. 5) специальные мероприятия по представлению фирмы, ее товаров и услуг, например выставки, специальные показы новой продукции, дни «открытых дверей», способные восприниматься как интересные для аудитории новости и обеспечивать атмосферу доверия к фирме;

  6. 6) распространения с наибольшей эффективностью печатных, фото- и видеоматериалов среди различных групп общественности;

  7. 7) имиджевая реклама (имени и репутации фирмы);

  8. 8) спонсорство;

  9. 9) аналитические и консалтинговые технологии


Достичь желаемого результата, сделать так, чтобы создаваемому имиджу поверили, не просто.

Имидж должен быть синтетическим, производить определённое впечатление с помощью фирменного знака, торговой марки и сорта товара.

7. Под культурой речи мы понимаем умение правильно, чётко, и коротко излогать свои мысли.

Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек пишет, говорит можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным показателем профессиональной пригодности для людей самых разных профессий. Культурой речи принципиально владеть всем, кто по роду собственной деятельности связан с людьми , организует и направляет их работу, учит, воспитывает, ведёт деловые переговоры, оказывает людям разные сервисы. Культура речи и общение имеют важное значение в развитии и становлении человека как личности.
В нашем обществе со временем сложились свои нормы, и соответствии этим нормам и считается культурной речью. Можно выделить 10 типов :

  1. Политический тип общения- это пропаганда, агитация, дисскусия;

  2. Дипломатическое общение- переговоры, переписки;

  3. Деловая речь- деловые переговоры, постоянный контакт(телефон);

  4. Военное красноречие - приказ, призыв, военный устав;

  5. Академический тип речи - лекции, доклады, семинары;

  6. Педагогическое общение - рассказ, объяснение урока;

  7. Правовая сфера - тексты законов, кодекс законов;

  8. Духовно- нравственная речь- церковная проповедь, исповедь;

  9. Бытовое общение - дружеская беседа, переписка;

  10. Диалог с самим собой - мечты, соображения, подходы к творчеству;


Со временем они могут расширятся, дополнятся, и осмысливаться. Это и есть культура общения и культура речи.

В разговорной речи, надо правильно поставить ударения, культура речи не возможна без слов вежливости в общении со старшими, исключить не цензурные слова.

Отсутствие культуры речи проявляется, например,в том, что человек неправильно произносит звуки в словах, неправильно строит словосочетание, придает словам не правильный смысл.
Я свою речь считаю культурной, так как у меня есть уважение к старшим, и я обращаюсь на "ВЫ", так же имеются слова благодарности (СПАСИБО).В своей речи я не использую ругань, нецензурные слова. Моя речь больше разговорная или бытовое общение, но со временем, когда будет педагогическая деятельность, подготовка к урокам, речь будет пополняться( новыми словами, терминами) одним словом обогащаться.
8. Сложный коммуникативный навык, способствующий смысловому восприятию всего, что скажет собеседник- активное слушание.
Активное слушание позволяет легко направлять разговор в нужное русло, избегать конфликтов, оставлять после себя приятное впечатление. В процессе общения возникает доверительная атмосфера, люди начинают сопереживать собеседнику, понимая его мысли и даже чувства в конкретный момент.
Техники активного слушания часто используются психологами во время приема клиентов. Специалист таким образом входит в положение собеседника, погружаясь в его проблему с головой. Это помогает найти верное решение и подтолкнуть клиента к нему, не давая прямого ответа.
Такая методика активирует механизмы сопереживания в подсознании, поэтому активное слушание нередко называют эмпатическим. Оно помогает наладить отношения между:
начальником и подчиненным;

родителями и детьми;

учителем и учеником;

сверстниками.
Впервые о понятии активное слушание общественность узнала от семейного психолога Юлии Гиппенрейтер. Она разработала основные приемы активного слушания, которые успешно используются и по сегодняшний день.





Основные техники

Техника активного слушания всегда состоит из множества приемов, позволяющих достичь нужного эффекта. Специалисты утверждают, что окончательной целью всегда должна быть неискаженная призмой восприятия информация.
Слушатель внимательно смотрит на собеседника, чтобы услышать не только слова, но и оценить его позу, жесты, выражение лица. Такие «мелочи» могут сыграть большую роль, они подскажут, насколько искренен собеседник. Заинтересованный в беседе слушатель всегда настроен «на одну волну» с оппонентом, он внимает его словам всем телом. Со стороны это выглядит так:
глаза устремлены на говорящего или сфокусированы на предмете, расположенном рядом с ним;

корпус тела слегка подается вперед;

лицо повернуто в сторону собеседника;

во всем теле ощущается легкое напряжение, заметно, что слушатель не «витает в облаках», а внимательно слушает.

Методы слушания

Методы активного слушания неразрывно связаны с нашей эмоциональной сферой. Чтобы лучше понять собеседника, настроиться на его эмоциональный фон, используется несколько методов. Главным критерием является эмпатия, которая может проявляться в трех основных формах:
симпатия — изначально теплое отношение к окружающим, способность не видеть или не замечать намеренно их ярко выраженных недостатков;

сопереживание — способность переживать эмоции собеседника в режиме «здесь и сейчас»;

сочувствие — острое желание помочь собеседнику решить его психологические проблемы.

Эмпатическое слушание подразумевает проявление одной или нескольких форм одновременно. То, насколько человек способен проникаться проблемами других, зависит от особенностей его нервной системы. Но не всегда это качество является врожденным, постоянная работа над собой приводит к развитию и закреплению эмпатических навыков. Во время беседы человек не только слушает то, что ему говорят другие, но и проявляет разного рода активность в процессе. Он постоянно задает наводящие вопросы, позой и жестами стремится доказать, что весь есть внимание. Желательно в этот момент полностью отгородиться от окружающего мира, не идти на поводу посторонних мыслей, стараться отогнать предвзятое отношение к другим, если таковое возникло.
В психологии выделяют такие методы активного слушания:
перефразирование — все значимые моменты передаются собеседнику в форме обратной связи;

резюмирование — в конце беседы нужно коротко подытожить сказанное, если информация понята неверно, говорящий обязательно об этом скажет;



уточнение — несколько раз во время беседы нужно мягко и негромко уточнить, правильно ли понят собеседник;

логическое следствие — попытка определить, насколько все высказывания связаны между собой звеньями логической цепи;

эмоциональный повтор — повторение высказанной мысли с той же интонацией и теми же словами (возможно использование диалекта или сленга), это сильный прием активного слушания, несущий в себе позитивный заряд;

вербальные знаки — слова, подталкивающие собеседника к продолжению рассказа, можно говорить «а что было дальше», «продолжайте», «я внимательно вас слушаю» и другие;

невербальные знаки — это жесты, позволяющие говорящему понять, что озвученный им монолог имеет практическую ценность, это может быть открытая, искренняя улыбка, кивок головой, касание руками.
Приемы активного слушания

Техники активного слушания многокомпонентны. Начинать нужно с более простых психологических операций. Это правило действует всегда, как бы мы ни хотели.

Приемы активного слушания очень просты и понятны даже новичку, который не вникал в суть психологии. Среди них выделяют следующие способы.

Уточнение — короткий и емкий вопрос, содержащий перефразирование или интерпретационную фразу. Оно позволяет понять, правильно ли воспринимается смысл слов. Неправильные выводы неминуемо приведут к конфликтной ситуации или недомолвкам. Такой прием активного (эмпатичного) слушания чаще всего используют мужчины с их тягой ко всему конкретному и рациональному.

Пауза в мыслях — в момент, когда слушается монолог рассказчика, нужно отвлечься от всего и оставить голову «чистой» для восприятия информации. Это основной прием слушания, он позволяет сосредоточиться и услышать то, что сказано «между строк», т. е. не произнесено вслух.

Сообщение о восприятии — иногда бывает полезно высказать свои мысли о собеседнике в его присутствии. Не стоит делать это за его спиной: если информация дойдет до нужного адресата, конфликт неминуем. Всегда лучше говорить искренне, открыто и в глаза, даже если эти слова содержат критику.

Развитие мысли — можно самостоятельно продолжить тему беседы. Делать это лучше в тот момент, когда собеседник ненадолго умолк. Такой прием активного (эмпатичного) слушания повысит уровень доверия к персоне не только со стороны говорящего, но и всех остальных участников беседы.


Перечисленные выше приемы активного слушания могут использоваться в любой момент разговора, по одному или все вместе. Главное, чтобы все выглядело натурально и как бы непроизвольно.

9. Выступление перед аудиторией - волнительное событие, требует тщательной подготовки. Необходимо составить план своих действии и действовать по каждому пункту:


  1. 1. Поставьте цель и выберете тему

  2. 2. Продумайте структуру

  3. 3. Отредактируйте текст

  4. 4. Прорепетируйте

  5. 5. Поработайте над звучанием





  1. Основная цель выступления, это решение какой -то проблемы, или познакомить каким-то опытом. Раскрыть актуальность выступления поможет тема доклада.

Выбирая тему, следуйте двум главным правилам.

Высокий уровень понимания. Вы должны хорошо разбираться в материале, чтобы подготовить интересный доклад и ответить на вопросы слушателей.

Одно выступление — одна мысль. Даже если вы знаете всё по данной теме, выберете один аспект, который поможет достичь поставленной цели.

2. Разделите лист бумаги на две части. В левой напишите важные факты, формулы, цифры, в правой — аргументы, доказывающие вашу позицию. Записанное слева — это ступеньки к достижению цели, а правый столбец — детали-усилители.

По законам драматургии у каждого произведения должно быть вступление, завязка, развитие, кульминация и развязка. Речь публичного выступления — не исключение. Постарайтесь рассказать публике увлекательную историю, даже если ваша аудитория мыслит формулами и схемами.

Вступление — буквально пару слов о себе и теме доклада. Не более 5% от общего объёма выступления.

Завязка — актуальность проблемы, почему аудитория должна дослушать вас до конца. Здесь можно задавать риторические вопросы, приводить статистику.

Развитие — расположите компоненты из левой колонки в логичной последовательности и подкрепите каждый из них элементом из правой. Лучше всего запоминается начало и конец истории, поэтому начните с сильного, но не ключевого аргумента. Это позволит захватить внимание аудитории.

Кульминация — ваш главный посыл, самый сильный аргумент.


Развязка — решения, которое вы предлагаете, выводы и обобщения по теме. Постарайтесь не заканчивать на минорной ноте — дайте публике надежду на лучшее.

3. Отредактируйте текст

Структура, даже подробно описанная, — ещё неготовое выступление. Пока это алмаз, требующий огранки.

Ответьте на эти вопросы и отредактируйте текст своего доклада.

Какую лексику вы используете? Избегайте сленга, профессионализмов и засилья иностранных выражений. Старайтесь применять слова, которые понятны аудитории. Оперируя сложными терминами, мы кажемся себе взрослее и образованнее, но публика, скорее всего, заскучает и ничего не усвоит.

Легко ли читается текст? Несколько раз прочтите речь вслух. Перефразируйте места, где споткнулись. Убедитесь, что в словах нет двусмысленности, а фразы никого не обижают.

Насколько образна ваша речь? Используйте метафоры и эпитеты, которые врезаются в память. Только не переборщите и убедитесь, что средства выразительности имеют однозначную трактовку. Разбавьте выступление шуткой или анекдотом, если они остроумны и в тему.

4. Прорепетируйте

Выступающий должен хорошо помнить свою речь. Зубрить наизусть и импровизировать — не вариант. В первом случае легко сбиться и провалить выступление. Во втором — можно увлечься и отклониться от темы. Что же делать? Хорошенько отрепетировать!

Разложите текст речи на флеш-карточки.

5. Поработайте над звучанием

Интонации, чистота произношения, темп и громкость голоса — всё это имеет не меньшее значение, чем содержание выступления. Если спикер говорит невнятно и монотонно, его не будут слушать, какую бы гениальную мысль он ни пытался донести.

Запишите себя на аудио и проанализируйте свои ошибки. На что конкретно обратить внимание подскажут статьи и книги по технике речи.

Посмотрите выступления лучших спикеров современности. Например, Стива Джобса или Роберта Кийосаки.

Практикуйтесь как можно чаще! Не упускайте ни одной возможности блеснуть ораторским мастерством. Выступите перед родителями и друзьями, во время прямых эфиров в Instagram, участвуйте в дискуссионных клубах, высказывайтесь на уроках.

10. Люди по разному учатся и усваивают материал. Существуют 3 категорий, это: визуалы, аудиалы, кинестетики.

Я отношусь к аудиалу так как у меня идет восприятие через слух. Необходимые коррекции:материал, который необходимо выучить, записать на карточки и перечитывать в слух, учиться с кем -то, чтобы поговорить и обсудить изучаемый материал.