Файл: Самостоятельная работа психологопедагогические основы организации общения с детьми дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ситуация 15. Миша (4,5 года) стремится только к физическому контакту с мамой: обнимает, целует ее. Малыш замирает от удовольствия, когда его гладят по головке. При этом всякий разговор или совместная игра вызывают у него смущение, замкнутость. Единственно, что нужно ребенку от взрослого, — это внимание и доброжелательность.

  • В чем причина такого поведения Миши?


Причина такого поведения может лежать в нехватке внимания в период до 12 месяцев. Незримая эмоциональная связь между мамой и её ребенком не заканчивается после его рождения, а наоборот, усиливается! Еще во время беременности женщина становится более чувствительной и у нее развивается интуиция. Всё это помогает ей лучше чувствовать и понимать эмоциональные и физические потребности своего новорожденного малыша.

Эмоциональная привязанность к определенному человеку начинает складываться у детей в конце первого года жизни и наиболее ярко проявляется на протяжении второго года. Обычно, хотя и не всегда, первым объектом привязанности является мать, чуть позднее (через 1–2 месяца) ребенок начинает проявлять привязанность к отцу, братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам.

Для ребенка очень важны первые впечатления от воссоединения сразу после родов. Кроха нуждается в успокоении, мамином тепле и её защите. Для этого маме достаточно взять малыша на руки, прижать к себе, нежно погладить, посмотреть ему в глаза, приложить к груди, прошептать ласковые слова. И тогда выражение его лица станет довольным и умиротворенным, а не потерянным и неудовлетвореннымИсключительно эмоциональное общения до дошкольного возраста является плохим показателем. Это говорит о задержке умственного развития ребенка. Обычно эта задержка обусловлена тем, что в раннем возрасте ребенок не получил нужного ему лично эмоционального общения со взрослым. Это наблюдается, как правило, у воспитанников детских домов, родители которых пропали без вести.
Ситуация 16. Перед прогулкой с детьми 4 лет воспитательница беседует с ними о том, что можно будет увидеть во время прогулки, во что и как можно играть. А перед занятием по рисованию она спрашивает: «Как лучше нарисовать цветы в вазе?», «Какие для этого нужны краски, карандаши?», «Кому можно подарить рисунок?» и т. д.

  • Какие формы общения преобладают в данных ситуациях? Какую цель преследует воспитательница, ведя такие разговоры?



Внеситуативно-познавательное общение – это деятельность, предполагающая высокий уровень познавательной активности. Активность, как правило, связана с конкретной практической деятельностью. Как известно, ребёнок в дошкольном возрасте – ребёнок «деятель». Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет.

В данной ситации речь идет именно об этом. Преподаватель способствует расширению знаний детей об окружающем мире, побуждает их активно наблюдать, понимать, задавать вопросы, вступать в общение и способствует развитию функции планирования речи.

Желательно проводить такие беседы сразу с группой, что будет способствовать развитию у детей необходимости уточнять свои мысли, осваивать свою речь, бороться со стеснение и т. д. При этом важны интерес взрослого к делам детей, дружеское отношение к ним, соответствующее личностно-ориентированному подходу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

  1. Зезгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. – М., 2015.

  2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013.

  3. Коноваленко М.Ю. Психология общения. Учебник для СПО. М:, Юрайт, 2016.

  4. Корягина Н.А. Психология общения. Учебник и практикум для СПО. М:, Юрайт, 2016.

  5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. -СПБ, 2009

  6. Обухов А.С. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Учебник и практикум для академического бакалавриата.- М: Юрайт, 2017.

  7. Панфилова М.А. Психология общения: Учебник. – М.: Академия, 2017.

  8. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребёнка: проблемы, диагностика, коррекция. – СПб., 2014.

  9. Смирнова Е.О. Общение дошкольников со сверстниками и сверстниками. -М., 2018

  10. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция – М., 2010.

  11. Широкова Г.А. Школа общения для дошкольников. -Ростов-на-Дону, 2012


Дополнительные источники:

  1. Арнаутова Е.А. Педагог и семья. – М., 2002.

  2. Битянова В.Г. Социальная психология. Учебное пособие. Спб, Питер, 2008.

  3. Бодалев А.А. Психология общения. Воронеж, МОДЭКС., 2002.

  4. Волкова А.И. Психология общения. Учебник для психолого-педагогических специальностей. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.

  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2003.

  6. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии общения. – М., 2001.

  7. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013.

  8. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. – Ярославль, 2001.

  9. Куницына В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов. Спб., Питер, 2011.

  10. Леонтьев А.А. Психология общения. М., Смысл, 2007.

  11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 2006.

  12. Морозов А.В. Социальная психология. Учебник для студ. высш. и сред.спец.учеб.заведений. М., Gaudeamus, 2012.

  13. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - М.: Гном, 2012.

  14. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина М.Л. и др. Учимся общаться с ребенком. – М., 2000.

  15. Репина Т.А. Социально – психологическая характеристика группы детского сада. – М., 2008.



Информационные ресурсы:

Садовская В.С. Психология общения. [Электронный ресурс]: Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. (ЭБС)

Психология общения. [Электронный ресурс]: Учебник и практикум./ Отв. ред. Бороздина Г.В. –М.: Юрайт, 2017. ( ЭБС)

Электронный журнал «Психологическая наука и образование». Изд-во ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет.

Электронный сборник статей PsyJournals.ru.

Электронный журнал Psyedu.ru.

Каталог образовательных интернет-ресурсов. Курс «Психология общения»; Форма доступа:

  1. http://www.voppsy.ru

  2. http://www.psy/msu.ru


Публикации за последние 5 лет можно посмотреть на сайтах

https://elibrary.ru

https://cyberleninka.ru

https://psyjournals.ru