ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова» (БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова») |
БГТУ.СМК-Ф-4.2-К5-01 |
Факультет | | Е | | Оружие и системы вооружения |
| | шифр | | наименование |
Кафедра | | Е5 | | Техносферная безопастность |
| | шифр | | наименование |
Дисциплина | | История |
Доклад
| | ||||||
Выполнил студент группы | | Е521Б | |||||
Тихомиров Максим Максимович | |||||||
Фамилия И.О. | |||||||
| | | |||||
Фамилия И.О. Подпись | |||||||
Оценка | | | |||||
«_____» | | 2022г. |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2022 г.
Введение:
Вопросы общественной жизни, затянутые тугими узлами в XVI в., перешли в XVII век. Опричнина породила не только Смуту его начала, как это принято считать, но и последующие социальные движения его середины и второй половины. Пожалуй, в русской истории до XVII в. не было такого времени, насыщенного столь острыми и драматическими общественными противоречиями. «Бунташными» были не только периоды непосредственных народных взрывов, но и время между ними с «тишайшими» царями Романовыми - Михаилом Федоровичем (1613-1645) и Алексеем Михайловичем (1645-1676).
Уже русские историки XIX в. разрабатывали концепцию «новой истории» в истории России, ее начала с XVII в. (С.М. Соловьев. Б.О. Ключевский и др.). В частности, Ключевский ее признаки видел в появлении новой династии, расширении территории страны (Русь Малая, Русь Белая, Новороссия, Сибирь), образовании нового строя общества во главе с дворянством как новым правительственным классом, в зарождении обрабатывающей фабрично-заводской промышленности. Этот период он доводит до середины XIX в.
Реформы времён правления Михаил Федоровича:
Реформы Михаил Федоровича Романова носили умеренный преобразовательный характер. Шли удачные переговоры с зарубежными странами. М.Ф. Романову удалось исправить и улучшить экономическую ситуацию в стране, реорганизовать армию.
В царствование Михаила Фёдоровича Романова были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир 1617г.) и Польшей (Деулинское перемирие, 1634 г.). Но из подчинения России вышла Ногайская Орда, и хотя правительство Михаила Федоровича ежегодно посылало дорогие подарки в Бахчисарай, набеги продолжались.
В 1631—1634 гг. была осуществлена организация регулярных воинских частей (полков рейтарского, драгунского, солдатского), рядовой состав которых состоял из «охочих вольных людей» и беспоместных детей боярских, офицерами были иноземные военные специалисты. Под конец царствования Михаила Федоровича Романова возникли кавалерийские драгунские полки для охраны границ страны.
В 1632 г. состоялось основание 1-го железоделательного завода под Тулой.
В 1637 г. срок поимки беглых крестьян был увеличен до девяти лет, а в 1641 г.— ещё на год. Вывезенных крестьян другими владельцами разрешалось искать до 15 лет.
По приказу Михаила в России развернулось строительство Большой засечной черты, крепостей Симбирской и Белгородской черты. При нем была восстановлена от последствий интервенции Москва (построены Теремной дворец, Филаретовская звонница, появились часы с боем в Кремле, основан Знаменский монастырь).
В 1620–1640-х были установлены дипломатические отношения с Голландией, Турцией, Австрией, Данией, Персией.
С 1633 в Свибловой башне Кремля были установлены машины для подачи воды из Москвы-реки (получила наименование Водовзводной). В Москве были созданы предприятия по обучению бархатному и камчатному делу – Бархатный двор.
Желая также привить в Росси разные промыслы, правительство призывало на льготных условиях промышленников иностранцев. Среди них встречались “рудознатцы” , оружейники и литейщики. Отыскивая руды , правительство заботилось об оружейном и литейном деле. Тула славилась выделкой оружия , а в 1632 году голландский купец Андрей Вижусь получил позволение построить там завод для литья пушек и ядер.
В 1642 году было положено начало преобразованию военного устройства, с помощью иностранных офицеров было начато обучение “ русских ратных людей” иностранному строю и стали появляться полки с иностранными названиями, солдатские, рейтарские, драгунские. Полки эти были переходной ступенью к постоянной, регулярной, национальной армии в России.
За все время царствования Михаила Федоровича шла усиленная деятельность по постройке различных хором и зданий в Кремле. В 1635 и 1636 гг. были сооружены каменные хоромы для государя и его детей, построенные на стенах старого здания над мастерскою палатою , бывшею в начале XVI века приемною Софии Палеолог, а позже Елены Глинской и называлась заднею и западною, над палатами – подклетными , которые тянулись до палаты золотой. Это место было занято прежде деревянными хоромами, на месте которых и построили три новых каменных этажа, являющихся продолжением царициных палат и с теремом на верху. Все пространство от Никольских до Спасских ворот в царствовании Михаила еще было застроено 15 церквами, построенными родственниками казненных на тех местах; церкви эти назывались “ на крови у голов, что на рву”.
РОССИЯ ВО ВРЕМЕНА АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА:
В правление царя Алексея произошло немало важных событий. Во всех делах, начинаниях царь Алексей Михайлович продолжал, с одной стороны, традиции старой Руси, с другой - не чурался новшеств, более того - стремился к ним, понимая, что Россия сильно отстала от европейских стран во всяких мастерствах, просвещении и военном деле.
Современники прозвали его «тишайшим царем». На жизнь приближенных, их имущество царь, как правило, не посягал. По отношению же к «подлым людям», поднимавшимся на мятежи против своих обидчиков, бывал, и не раз, беспощаден, и отнюдь не «тишайшим».
В современной историографии распространено мнение, что модернизация России - создание нового государства европейского образца - началась при Петре I. Правда, иногда делаются оговорки о том, что программа преобразований была готова и до Петра, что делались первые нерешительные шаги к ее исполнению. Однако Нефедов С.А. считает, что модернизация России началась во времена правления Алексея Михайловича и реформы середины XVII века, не уступали по своему значению реформам Петра I. Он аргументирует свою точку зрения тем, что военная реформа стала свершившимся фактом уже в середине XVII века - и это имело колоссальное значение для будущего России. Военная организация во все времена является основой государственной организации. В старом Московском царстве основой государства была поместная система, воины-дворяне получали средства на содержание за счет доходов с крестьян. После польской
войны поместное ополчение перестало существовать; в новой армии солдаты набирались из крестьян и обеспечивались за счет государства. Это означало, что поместная система становится ненужной, что содержание армии должно производиться за счет сбора налогов, что на смену помещикам должны прийти чиновники-фискалы и чиновники-офицеры. Это подразумевало увеличение налогов и финансовую реформу - эта реформа не удалась, и пришлось создавать армию на временной основе инфляционной политики. Таким образом, для последующих поколений реформаторов, для Ордин-Нащокина, Голицына и Петра I, еще оставалось много работы. Но главное было сделано - был сделан решающий шаг к модернизации страны по европейскому образцу; России больше не грозила участь Индии или Польши.
Монарх в руководстве страной опирался, прежде всего, на Боярскую думу - высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин - боярский - царь жаловал представителям более чем двух десятков наиболее знатных родов, из Рюриковичей, Гедиминовичей, старомосковских боярских родов.
Следующий чин - окольничий; до половины из них были князья, остальные - потомки московских бояр. Среди думных дворян князей не было. В основном они - из рядовых дворян; как правило, выбивались в люди благодаря личным заслугам, верной и долгой службе государю. Думные дворяне — это своего рода дворянско-«демократический» элемент Боярской думы. Как и думные дьяки, составляющие четвертый думный чин. Обычно они - выходцы из дьяков, подьячих; ими становились те же дворяне, но иногда и представители низших сословий. Думные дворяне, особенно же думные дьяки - люди, обладавшие административным опытом, приказные дельцы, были опорой царской власти в делах повседневного управления. Дьяки докладывали в Думе обсуждавшиеся вопросы, формулировали ее решения.
По своему составу Дума в течение всего столетия оставалась аристократической, но все более пополнялась людьми не очень знатными или совсем незнатными. Ее численность постепенно увеличивалась; например, в конце 70-х годов в ней было около 100 человек.
Наряду с «большой» Боярской думой существовала Дума малая, «ближняя», «тайная», «комнатная» - группа из наиболее доверенных лиц царя. Вместе с думцами в нее могли входить и не члены Думы; все зависело от воли государя. Роль ее возрастала
; «большой» же Думы, наоборот, падала.
Еще быстрее сходят с исторической авансцены Земские соборы. После 1653 г ., когда Земский собор вынес решение о принятии Левобережной Украины и Киева в российское подданство, деятельность этого сословно-представительного учреждения, по сути дела, прекращается. Правительство иногда созывает выборных от какого-либо одного сословия, и подобные комиссии рассматривают по его поручению различные вопросы. Формирующаяся абсолютная монархия уже не нуждается в подобном органе управления. Главной ее опорой выступают бюрократия и армия.
В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. В XVII в. приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной жизни число центральных ведомств быстро росло. В XVII в. существовало до 80-90 приказов, но постоянных - вдвое меньше; остальные возникали по мере надобности и, просуществовав год - другой, исчезали.
Между приказами отсутствовало четкое разделение функций. Одни ведали какой-либо отраслью управления в масштабе всей страны. Другие могли заниматься теми же делами на определенной территории. Чересполосица, запутанность в приказном управлении сильно мешали делу. Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, не имели никакой самостоятельности в решении дел; с другой - давили, как пресс, на органы местного, в том числе и особенно выборного управления.
В последней четверти столетия стало почти обычаем объединять приказы в группы. Одну из них составляли Посольский, Новгородский, Владимирский, Галицкий, Устюжский, Малороссийский, Великия России и Смоленский. В другую входили Большой приход, Большая казна и Новая четь. В третью - Костромская четь и Стрелецкий. В четвертую - Пушкарский и Рейтарский. Это были опыты, попытки не очень удачного упрощения громоздкой приказной машины. Они подготовили реформу центрального управления, проведенную при Петре.
Основной территориально-административной единицей был уезд. Его формирование восходит к временам окончания феодальной раздробленности, когда в единое государство включались отдельные княжества и их уделы. Из них и выросли уезды, различавшиеся и размерами, и численностью населения. Они делились на станы и волости.
Управление огромной страной с ее более чем 250 уездами, а в восточных районах их размеры были очень велики, представляло большие трудности. Этим вызвано формирование более крупных территориально-административных единиц, так называемых разрядов. Уже в предыдущем столетии формируются группы городов, где ставились гарнизоны и полки для защиты пограничных областей от нападений воинственных соседей. Прежде всего это «Береговой разряд», линия городов-крепостей по берегу реки Оки, на которые опирались войска для борьбы с нашествиями крымских и ногайских татар. Центром береговой линии был Серпухов. К югу от Оки сложился Украинный, или Тульский, разряд - пограничный военно-административный округ.