Файл: Оружие и системы вооружения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»

(БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»)

БГТУ.СМК-Ф-4.2-К5-01




Факультет




Е




Оружие и системы вооружения







шифр




наименование

Кафедра




Е5




Техносферная безопастность







шифр




наименование

Дисциплина




История

Доклад







Выполнил студент группы




Е521Б

Тихомиров Максим Максимович

Фамилия И.О.









Фамилия И.О. Подпись

Оценка







«_____»




2022г.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2022 г.

Введение:
Вопросы общественной жизни, затянутые тугими узлами в XVI в., перешли в XVII век. Опричнина породила не только Смуту его начала, как это принято считать, но и последующие социальные движения его середины и второй половины. Пожалуй, в русской истории до XVII в. не было такого времени, насыщенного столь острыми и драматическими общественными противоречиями. «Бунташными» были не только периоды непосредственных народных взрывов, но и время между ними с «тишайшими» царями Романовыми - Михаилом Федоровичем (1613-1645) и Алексеем Михайловичем (1645-1676).


Уже русские историки XIX в. разрабатывали концепцию «новой истории» в истории России, ее начала с XVII в. (С.М. Соловьев. Б.О. Ключевский и др.). В частности, Ключевский ее признаки видел в появлении новой династии, расширении территории страны (Русь Малая, Русь Белая, Новороссия, Сибирь), образовании нового строя общества во главе с дворянством как новым правительственным классом, в зарождении обрабатывающей фабрично-заводской промышленности. Этот период он доводит до середины XIX в.

Реформы времён правления Михаил Федоровича:
Реформы Михаил Федоровича Романова носили умеренный преобразовательный характер. Шли удачные переговоры с зарубежными странами.  М.Ф. Романову удалось исправить и улучшить экономическую ситуацию в стране, реорганизовать армию.

   В царствование Михаила Фёдоровича Романова были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир 1617г.) и Польшей (Деулинское перемирие, 1634 г.). Но из подчинения России вышла Ногайская Орда, и хотя правительство Михаила Федоровича ежегодно посылало дорогие подарки в Бахчисарай, набеги продолжались.
    В 1631—1634 гг. была осуществлена организация регулярных воинских частей (полков рейтарского, драгунского, солдатского), рядовой состав которых состоял из «охочих вольных людей» и беспоместных детей боярских, офицерами были иноземные военные специалисты. Под конец царствования Михаила Федоровича Романова возникли кавалерийские драгунские полки для охраны границ страны.
    В 1632 г. состоялось основание 1-го железоделательного завода под Тулой.
   В 1637 г. срок поимки беглых крестьян был увеличен до девяти лет, а в 1641 г.— ещё на год. Вывезенных крестьян другими владельцами разрешалось искать до 15 лет.
   По приказу Михаила в России развернулось строительство Большой засечной черты, крепостей Симбирской и Белгородской черты. При нем была восстановлена от последствий интервенции Москва (построены Теремной дворец, Филаретовская звонница, появились часы с боем в Кремле, основан Знаменский монастырь).
   В 1620–1640-х были установлены дипломатические отношения с Голландией, Турцией, Австрией, Данией, Персией.
   С 1633 в Свибловой башне Кремля были установлены машины для подачи воды из Москвы-реки (получила наименование Водовзводной). В Москве были созданы предприятия по обучению бархатному и камчатному делу – Бархатный двор.
   Желая также привить в Росси разные промыслы, правительство призывало на льготных условиях промышленников иностранцев. Среди них встречались “рудознатцы” , оружейники и литейщики. Отыскивая руды , правительство заботилось об оружейном и литейном деле. Тула славилась выделкой оружия , а в 1632 году голландский купец Андрей Вижусь получил позволение построить там завод для литья пушек и ядер.

   В 1642 году было положено начало преобразованию военного устройства, с помощью иностранных офицеров было начато обучение “ русских ратных людей” иностранному строю и стали появляться полки с иностранными названиями, солдатские, рейтарские, драгунские. Полки эти были переходной ступенью к постоянной, регулярной, национальной армии в России.
   За все время царствования Михаила Федоровича шла усиленная деятельность по постройке различных хором и зданий в Кремле. В 1635 и 1636 гг. были сооружены каменные хоромы для государя и его детей, построенные на стенах старого здания над мастерскою палатою , бывшею в начале XVI века приемною Софии Палеолог, а позже Елены Глинской и называлась заднею и западною, над палатами – подклетными , которые тянулись до палаты золотой.  Это место было занято прежде деревянными хоромами, на месте которых и построили три новых каменных этажа, являющихся продолжением царициных палат и с теремом на верху. Все пространство от Никольских до Спасских ворот в царствовании Михаила еще было застроено 15 церквами, построенными родственниками казненных на тех местах; церкви эти назывались “ на крови у голов, что на рву”.

РОССИЯ ВО ВРЕМЕНА АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА:

В правление царя Алексея произошло немало важных событий. Во всех делах, начинаниях царь Алексей Михайлович продолжал, с одной стороны, традиции старой Руси, с другой - не чурался новшеств, более того - стремился к ним, понимая, что Россия сильно отстала от европейских стран во всяких мастерствах, просвещении и военном деле.

Современники прозвали его «тишайшим царем». На жизнь приближенных, их имущество царь, как правило, не посягал. По отношению же к «подлым людям», поднимавшимся на мятежи против своих обидчиков, бывал, и не раз, беспощаден, и отнюдь не «тишайшим».

В современной историографии распространено мнение, что модернизация России - создание нового государства европейского образца - началась при Петре I. Правда, иногда делаются оговорки о том, что программа преобразований была готова и до Петра, что делались первые нерешительные шаги к ее исполнению. Однако Нефедов С.А. считает, что модернизация России началась во времена правления Алексея Михайловича и реформы середины XVII века, не уступали по своему значению реформам Петра I. Он аргументирует свою точку зрения тем, что военная реформа стала свершившимся фактом уже в середине XVII века - и это имело колоссальное значение для будущего России. Военная организация во все времена является основой государственной организации. В старом Московском царстве основой государства была поместная система, воины-дворяне получали средства на содержание за счет доходов с крестьян. После польской
войны поместное ополчение перестало существовать; в новой армии солдаты набирались из крестьян и обеспечивались за счет государства. Это означало, что поместная система становится ненужной, что содержание армии должно производиться за счет сбора налогов, что на смену помещикам должны прийти чиновники-фискалы и чиновники-офицеры. Это подразумевало увеличение налогов и финансовую реформу - эта реформа не удалась, и пришлось создавать армию на временной основе инфляционной политики. Таким образом, для последующих поколений реформаторов, для Ордин-Нащокина, Голицына и Петра I, еще оставалось много работы. Но главное было сделано - был сделан решающий шаг к модернизации страны по европейскому образцу; России больше не грозила участь Индии или Польши.

Монарх в руководстве страной опирался, прежде всего, на Боярскую думу - высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин - боярский - царь жаловал представителям более чем двух десятков наиболее знатных родов, из Рюриковичей, Гедиминовичей, старомосковских боярских родов.

Следующий чин - окольничий; до половины из них были князья, остальные - потомки московских бояр. Среди думных дворян князей не было. В основном они - из рядовых дворян; как правило, выбивались в люди благодаря личным заслугам, верной и долгой службе государю. Думные дворяне — это своего рода дворянско-«демократический» элемент Боярской думы. Как и думные дьяки, составляющие четвертый думный чин. Обычно они - выходцы из дьяков, подьячих; ими становились те же дворяне, но иногда и представители низших сословий. Думные дворяне, особенно же думные дьяки - люди, обладавшие административным опытом, приказные дельцы, были опорой царской власти в делах повседневного управления. Дьяки докладывали в Думе обсуждавшиеся вопросы, формулировали ее решения.

По своему составу Дума в течение всего столетия оставалась аристократической, но все более пополнялась людьми не очень знатными или совсем незнатными. Ее численность постепенно увеличивалась; например, в конце 70-х годов в ней было около 100 человек.

Наряду с «большой» Боярской думой существовала Дума малая, «ближняя», «тайная», «комнатная» - группа из наиболее доверенных лиц царя. Вместе с думцами в нее могли входить и не члены Думы; все зависело от воли государя. Роль ее возрастала
; «большой» же Думы, наоборот, падала.

Еще быстрее сходят с исторической авансцены Земские соборы. После 1653 г ., когда Земский собор вынес решение о принятии Левобережной Украины и Киева в российское подданство, деятельность этого сословно-представительного учреждения, по сути дела, прекращается. Правительство иногда созывает выборных от какого-либо одного сословия, и подобные комиссии рассматривают по его поручению различные вопросы. Формирующаяся абсолютная монархия уже не нуждается в подобном органе управления. Главной ее опорой выступают бюрократия и армия.

В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. В XVII в. приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной жизни число центральных ведомств быстро росло. В XVII в. существовало до 80-90 приказов, но постоянных - вдвое меньше; остальные возникали по мере надобности и, просуществовав год - другой, исчезали.

Между приказами отсутствовало четкое разделение функций. Одни ведали какой-либо отраслью управления в масштабе всей страны. Другие могли заниматься теми же делами на определенной территории. Чересполосица, запутанность в приказном управлении сильно мешали делу. Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, не имели никакой самостоятельности в решении дел; с другой - давили, как пресс, на органы местного, в том числе и особенно выборного управления.

В последней четверти столетия стало почти обычаем объединять приказы в группы. Одну из них составляли Посольский, Новгородский, Владимирский, Галицкий, Устюжский, Малороссийский, Великия России и Смоленский. В другую входили Большой приход, Большая казна и Новая четь. В третью - Костромская четь и Стрелецкий. В четвертую - Пушкарский и Рейтарский. Это были опыты, попытки не очень удачного упрощения громоздкой приказной машины. Они подготовили реформу центрального управления, проведенную при Петре.

Основной территориально-административной единицей был уезд. Его формирование восходит к временам окончания феодальной раздробленности, когда в единое государство включались отдельные княжества и их уделы. Из них и выросли уезды, различавшиеся и размерами, и численностью населения. Они делились на станы и волости.

Управление огромной страной с ее более чем 250 уездами, а в восточных районах их размеры были очень велики, представляло большие трудности. Этим вызвано формирование более крупных территориально-административных единиц, так называемых разрядов. Уже в предыдущем столетии формируются группы городов, где ставились гарнизоны и полки для защиты пограничных областей от нападений воинственных соседей. Прежде всего это «Береговой разряд», линия городов-крепостей по берегу реки Оки, на которые опирались войска для борьбы с нашествиями крымских и ногайских татар. Центром береговой линии был Серпухов. К югу от Оки сложился Украинный, или Тульский, разряд - пограничный военно-административный округ.