Файл: Маркетинг на рынке транспортных услуг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Санкт-Петербургский университет повышения квалификации и профессиональной переподготовки 

 

 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по дополнительной профессиональной образовательной программе

 профессиональной переподготовки

«Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте»

 

Тема:

«Маркетинг на рынке транспортных услуг»

Дипломную работу подготовил:

Сергей Павлович Сальников

Должность:

Начальник производственного участка номер 4 станции г.Таганрог

Место работы:

Северо-Кавказская дирекция по управлению терминально-складским комплексом ОАО "РЖД" 

14   июля 2022 г.

 

г. Таганрог, Ростовская область

Российская Федерация

Содержание

Введение……………………………………………………………………… …3

Глава 1. Теоретический аспект маркетинга на рынке транспортных услуг…..5

1.1 Теоретические аспекты планирования расходов бюджета на развитие транспорта ………………………………………………………………………...5

1.2 Классификация транспортных услуг……………………………………..….8

1.3 Маркетинговые стратегии развития транспортных услуг…………….......11

Глава 2. Практическое применение маркетинга на рынке транспортных услуг……………………………………………………………………………. 16

2.1 Выбор подвижного состава…………………………………………………16

2.2 Разработка способов обеспечения конкурентоспособности…………………………………………………………20

2.3 Разработка политики предприятия в области продвижения транспортных услуг……………………………………………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы ……………………………………………………………...25

 

Введение

Актуальность исследования состоит в том, что приоритетной отраслью экономики становится транспорт, а транспортный ресурс - один из ведущих ресурсов его производственного потенциала, поэтому для современной экономики характерна все большая транспортная зависимость. В связи с переориентацией экономики развитых стран, - с производственного спроса на потребительский, за последние десятилетия изменилась и роль транспорта. Как показывают наблюдения, потребительский спрос населения по рангу значимости располагается в такой последовательности: продовольственные товары - жилье - транспорт.


Все более возрастают международные транспортные связи. Международные грузовые перевозки составляют 65-90% общего грузооборота индустриальных стран. Транспорт является необходимым условием производства материальных благ. Он играет важную роль в развитии экономики в целом и каждого предприятия в отдельности. Как отрасль народного хозяйства транспорт тесно взаимодействует со всеми другими его звеньями.

Цель исследования – исследовать рынок транспортных услуг и выявить перспективы его развития.

Исходя из цели, в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:

-изучить теоретические аспекты исследования рынка транспортных услуг;

-проанализировать современное состояние рынка транспортных услуг;

-провести маркетинговое исследование рынка транспортных услуг;

-выявить тенденции развития рынка транспортных услуг

Объектом данной работы является маркетинговая деятельность предприятий транспорта; предметом – продвижение и оказание транспортных услуг.

Глава 1. Теоретический аспект маркетинга на рынке транспортных услуг

1.Теоретические аспекты планирования расходов бюджета на развитие транспорта

Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей.

В современных условиях транспорт становится все более важной составляющей в жизни людей. В частности, транспорт рассматривается не только как отрасль, перевозящая грузы и людей, а как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Недавно разработанная Транспортная Стратегия России впервые главный акцент сделала на устойчивое развитие. В общем виде под устойчивым развитием понимается такое использование всех видов ресурсов (природных, финансовых и др.), при котором будущие поколения будут жить, по крайней мере, не хуже нынешних. Применительно к транспорту это означает последовательное улучшение потребительских индикаторов транспорта, закрепленных в первую очередь в свойствах территории (доступность, экология мест проживания и другие свойства, формируемые транспортной системой, которые «перейдут» следующим поколениям).

Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей, обеспечивая повышение качества жизни людей. Без решения проблем в транспортной отрасли не возможно добиться коренных изменений в хозяйственной деятельности в целом. Гарантированные ст. 8 Конституции РФ единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг сегодня возможны только на основе целенаправленного устойчивого развития транспорта.



Другими словами, необходимо создание опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест», ликвидация административных барьеров в системе движения товаров, устранение диспропорций в развитии транспортной системы различных регионов и т. д.

При этом процесс формирования рациональной транспортной системы должен проходить под знаком достижения четырех целей:

- максимизация внутреннего спроса, являющегося главным источником экономического роста (в соответствии со среднесрочной стратегией развития страны) и расширения транзитных возможностей территории как источника внешних поступлений;

- социально-территориальной справедливости, понимаемой как гарантия транспортной доступности для населения социальных благ, а также экономии свободного времени;

- снижение степени неопределенности (риска) хозяйственной деятельности в части, зависящей от транспортных факторов. При этом, важно сокращение удельных затрат времени на поездки, особенно на пассажирские и, частично, грузовые, в которых время доставки лимитировано;

- повышение безопасности, имея в виду ту ее часть, которая зависит от транспорта.

При планировании бюджетных расходов используются два основных метода: нормативный и программно-целевой.

Нормативный метод используется при планировании расходов на бюджетные мероприятия. Нормативы устанавливаются законом или подзаконными актами и являются основой для составления смет бюджетных учреждений. Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ.

Целевая программа – комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный период задачи. В зависимости от сложности задач, финансовых и организационно-технических возможностей программы принимаются на срок от 2 до 5-8 лет. Как правило, на 3-5 лет.

Целевые программы подразделяются на: программы развития отраслей, например, Федеральная целевая программа модернизации транспортной системы России 2002-2012 г.

Необходимость перехода от сметного принципа формирования бюджета к планированию бюджета по конечным целям, когда эффективность затрат будет определяться по приросту значимых для налогоплательщика индикаторов жизнеобеспечения, обрела, наконец, форму Постановления Правительства РФ №249 от 22.05.2004 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».


Данная программа направлена прежде всего на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

В ходе реализации программы должны быть созданы условия и предпосылки для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики и переход от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами».

1.2 Классификация транспортных услуг

Транспортные услуги – это не только перевозка груза из точки А в точку Б, но и выполнение обширного комплекса работ для выстраивания логистической цепочки. Они делятся на 3 категории:

  • Основные – перевозка груза и пассажиров.

  • Сопутствующие – погрузка, разгрузка, перегрузка товаровкросс-докингвременное или ответственное хранение продукции на складе, экспедиционные, складские и другие виды работ.

  • Дополнительные – маркетинговые, информационные, страховые и ряд прочих мероприятий, связанных с транспортировкой товара.

Компания – логистический оператор, занимающийся экспедиционной деятельностью, выполняет полный комплекс работ по выстраиванию логистической цепочки, и берет на себя ответственность за доставку продукции конечному получателю.

Наиболее частое разделение – перевозочные и не перевозочные. Перевозочные – все, что непосредственно связано с доставкой продукции, не перевозочные – складские операции, маркетинг, информационная поддержка. Классификация перевозок может производиться по разным критериям:

-используемый транспорт – железнодорожные, воздушные, морские, автотранспортные грузоперевозки;

-территориальный признак – междугородная, внутригосударственная, международная доставка;

-количество видов транспорта – унимодальные или мультимодальные;

-и другим критериям.

Услуга считается внешней, если она оказывается предприятию, не имеющему отношения к сфере логистики. Если фирма имеет отношение к данной сфере – внутренней.

Классификация видов транспортных услуг позволяет адекватно идентифицировать конкретные образцы этих услуг и выявлять особенности формирования региональных рынков транспортных услуг.

Общая совокупность всех видов транспортных услуг в сфере транспорта общего пользования представляет собой услуги, выполняемые и потребляемые в соответствии с договорами (контрактами), заключенными между производителями этих услуг (перевозчиков, транспортных агентов и транспортных экспедиторов) и потребителями (пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями).


По виду объекта перевозки (грузы или пассажиры) транспортные услуги делятся на грузовые и пассажирские.

К грузовым видам услуг относят: подготовка груза к перевозке, подача подвижного состава, погрузка груза, оформление перевозочных документов, осуществление перевозки, выгрузка груза и т.п.

К пассажирским видам услуг относят: подача пассажирского подвижного состава, обеспечение удобной посадки людей, перемещение пассажиров с необходимым комфортом, организация выхода пассажиров из подвижного состава по окончании поездки и др.

Каждому виду транспорта свойственна определенная специфика обслуживания (услуг по перевозке) поэтому, по виду грузовых перевозок они подразделяются на:

  • грузовые виды услуг железнодорожного транспорта;

  • грузовые виды услуг автомобильного транспорта;

  • грузовые виды услуг морского транспорта;

  • грузовые виды услуг водного внутреннего транспорта;

  • грузовые виды услуг воздушного транспорта.

Все железнодорожные услуги можно разделить на:

· сопутствующие транспортные услуги, объективно необходимые для выполнения железнодорожной перевозки определенного вида, обеспечивающие необходимое количество перемещения необходимого количества груза и определенного количества пассажиров;

· сопутствующие транспортные услуги, субъективно приемлемые для выполнения железнодорожной перевозки определенного вида, обеспечивающие приемлемое качество перевозки (своевременность, скорость, сохранность, экономичность доставки и др.)

· сопутствующие транспортные услуги, общественно необходимые для выполнения железнодорожной перевозки определенного вида, выполняемые по требованию государственных организаций (страхование груза, таможенный досмотр, безопасность окружающей среды и др.).

Каждая из приведенных выше транспортных услуг может подвергаться дальнейшей классификации, но поскольку наиболее актуальной является построение модели рынка железнодорожных транспортных услуг, то рассмотрим дальнейшую классификацию совокупности грузовых видов услуг железнодорожного транспорта

1.3 Маркетинговые стратегии развития транспортных услуг

Транспортные услуги, как правило, рассматриваются в качестве средства реализации различных торговых сделок. Вместе с тем широкий ассортимент транспортных услуг, оказываемых предприятиями транспортной сферы, представляя собой самостоятельный вид предпринимательской деятельности, имеет свои характерные особенности и специфику маркетинговой деятельности.