Файл: Выполнение практической работы 3 Анализ содержания и методического аппарата умк с точки зрения требований примерных рабочих программ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема занятия: «Примерная рабочая программа по предмету: структура и содержание».
Самостоятельная учебная деятельность слушателей на занятии (4 ч.). Слушатели изучают особенности примерной рабочей программы по предмету: структуру, содержание, требования к результатам освоения программы, тематическое планирование.
Выполнение практической работы № 3: «Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».
Выбор УМК (класс) обусловлен рекомендуемой Министерством просвещения моделью введения ФГОС НОО/ФГОС ООО1.
Задание 1. Анализ содержания УМК на соответствие содержанию ПРП
УМК (предмет, класс) | Содержание учебного материала | |
Наличие элементов содержания согласно ПРП | Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП | |
УМК «Школа России» «Окружающий мир» 2 класс | Человек и общество Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Правила безопасной жизни Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | В ПРП по ФГОС за 2021г. в содержании выделены три раздела, а в УМК по ФГОС за 2009г.- 6 разделов (названия различны), а также изменен порядок изучения тем (как внутри класса, так и между классами). В УМК по ФГОС за 2009г отсутствуют следующие темы: - Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. - Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. (4 класс) - Заповедники, природные парки. Охрана природы. (4 класс) - Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. (частично в 1 классе) - Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. В УМК по ФГОС за 2009г частично соответствуют следующие темы: - Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. - Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. - Годовой ход изменений в жизни растений. - Годовой ход изменений в жизни животных. Все остальные темы ПРП имеют место в УМК по ФГОС за 2009г. |
Задание 2. Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов.
Задание 2. Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов (слушатель выбирает и анализирует 3 задания по разным предметам)
Задание 1 (математика) | Универсальные познавательные учебные действия: Базовые логические действия: — устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие); — применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; — приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных задач; Базовые исследовательские действия: — понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; — применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов). Универсальные коммуникативные учебные действия: — конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение; — комментировать процесс вычисления, построения, решения; — объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии. Универсальные регулятивные учебные действия: Самоорганизация: — планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий. |
Задание 2 (русский язык) Орфография и пунктуация, тема «Правила правописания и их применение» Помогите грамотно написать Николаю письмо другу «миша, привет Как утебя дела? Ты скучаеш? Вчера я ходил влес за гребами. Набрал целаю карзину. Приезжай, будем с тобой ходить на речьку. Пока!» | Личностный результат уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Метапредметный результат Познавательные УУД Базовые логические действия: выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; Базовые исследовательские действия: проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; Работа с информацией: распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; Регулятивные УУД Самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; Самоконтроль: находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; Коммуникативные УУД Общение: создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией |
Задание 3 (окружающий мир) | Универсальные познавательные действия Базовые логические действия • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии Базовые исследовательские действия • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования) Универсальные познавательные действия Базовые логические действия • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии Базовые исследовательские действия • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования) Универсальные регулятивные действия Самоорганизация • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; • выстраивать последовательность выбранных действий и операций Самоконтроль • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя) Самооценка: • объективно оценивать результаты своей деятельности; |
1Начальные классы (на примере любого класса и предмета), 5 класс – любые предметы, прочие предметы по мере введения ФГОС ООО.