Файл: Отработка умений реагирования конфликтных ситуаций, получить навыки построения эффективного взаимодействия с участниками процесса, получить навыки использования процессов саморегуляции поведения в межличностном общении.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина:
Ручное практическое задание ПНК, КП
-
Ручное практическое задание ПНК, КП
Цель занятия: отработка умений реагирования конфликтных ситуаций, получить навыки построения эффективного взаимодействия с участниками процесса, получить навыки использования процессов саморегуляции поведения в межличностном общении.
ЗАДАНИЕ 1
Максимальное количество баллов – 5
Раздел «Основы теории конфликтного поведения»
Внимательно прочитайте представленные ниже педагогические ситуации:
Ситуация 1. Девочка (2 класс) испытывает трудности с выполнением домашнего задания. Учительница неоднократно замечала, что задание не выполняется, поэтому однажды после уроков обратилась к ученице с вопросом: «Скажи пожалуйста, что у тебя не получается? С чем возникают трудности при выполнении домашнего задания?». Ученица ответила, что очень сильно устаёт, так как после школы она каждый день до позднего вечера проводит на дополнительных занятиях и тренировках по художественной гимнастике.
Ситуация 2. Мальчик (1 класс) несколько раз в течение первого месяца обучения в начальной школе проявлял агрессию, много задирался с остальными учениками, проявлял нетерпимость. Согласно социальному статусу, мальчик из неполной семьи, занимается воспитанием ребёнка бабушка. На замечания о поведении ребёнка неоднократно говорилось маме и бабушке. Классный руководитель понимает, что «правила учителя» постоянно нарушаются со стороны ребёнка, поэтому учитель применяет меры наказания (в виде выхода из класса, отсаживания на последнюю парту от всего класса). Ребёнок не контактирует с коллективом.
Ситуация 3. Девочка (4 класс) к концу начальной школы стала очень закрытой по сравнению с первыми годами обучения, односложно отвечает на вопросы учителя. При встрече с родителями, учитель выясняет, что проблем дома и на дополнительных занятиях у ребёнка нет, девочка активна, любознательна, участвует во всех мероприятиях.
Вопросы:
1. Проанализируйте ситуации и представьте свой развернутый ответ, согласно указанным признакам, представленными в таблице.
Таблица – Виды конфликтов
Признак для анализа | Ситуация 1 | Ситуация 2 | Ситуация 3 |
Вид конфликта | Учитель – родитель | Учитель - ученик | Ученик - ученик |
Характерные действия | Позиция учителя состоит в том, что выполнение задания в приоритете, а родители в приоритет ставят дополнительное образование | Ученик сложно проходит адаптацию в 1 классе, нарушая «установленные правила» | Девочка стала замкнутой в школе, а дома и на внеурочных занятиях активна и таких проблем нет |
Способы коррекции | | | |
Стиль общения учителя с ребёнком | Демократический, так как обучающаяся находится с педагогом в доверительных отношениях, и не скрывает своих чувств и мыслей | Авторитарный стиль. Учитель с позиции «учитель всегда прав» применяет к ребенку наказания и не пытается помочь адаптироваться | Либеральный стиль. Педагог запустил ситуацию, изначально не обращая внимание на происходящее. Попустительство привело к ухудшению микроклимата в классе и психологического состояния девочки |
Влияние стиля учителя на поведение ребёнка | Установление доверительных отношений | Авторитарный стиль является фактором тревожности и дезадаптации первоклассников. | Отсутствие контакта, доверительных отношений и замкнутость девочки |
Рекомендации учителю по разрешению ситуации | Выяснить какое значение придают родители занятиям дополнительным образованием, как перспективе в будущем, определить уровень успешности, достижений ребенка в данном направлении. При высокой результативности занятий дополнительным образованием в данном направлении, имеющихся у родителей и ребенка притязаний на профессиональную реализацию в будущем педагогу необходимо постараться найти индивидуальный подход при реализации программного материала. В противном случае убеждать родителей в перспективном будущем за счет успешной учебной деятельности, а дополнительное образование продолжить в рамках хобби. | Учителю необходимо использовать белее спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить принижение его на фоне других, изменение отношения к нему. Воспользоваться психофизиологической коррекционной программой по преодолению школьной дезадаптации, применить различные тренинговые упражнения | Пообщаться с родителями девочки попробовать найти общее решение. В спокойной форме, без давления на ребенка постараться поднять авторитет девочки в классе, уделяя е положительное внимание и «приблизив к себе» выстроить доверительные отношение. Вовлекать в общую с классным коллективом деятельность, стараясь создать ситуацию успеха |
ЗАДАНИЕ 2
Максимальное количество баллов – 5
Раздел «Основы теории конфликтного поведения»
Предлагается для решения следующая педагогическая задача: Вы – классный руководитель 3 класса. К Вам обращается мама одного из учеников (мальчика) с просьбой помочь в ситуации – ребёнок не хочет ходить в школу, жалуется на обзывательства и издевательства со стороны одноклассников (группой лидеров в классе). С родителями ребёнок открыт и чувствует себя в безопасности. Отмечается, что нежелательное поведение происходит после уроков, вне школы. Классный руководитель не сталкивался с подобным поведением в рамках школы.
Вопросы:
1. Опишите явления, которые способны проявляться в детском коллективе и пути их нейтрализации. Результат ответа представьте в таблице.
2. Опишите действия, которые должны предпринять классный руководитель.
3. Поясните, к каким специалистам следует обратиться классному руководителю для помощи. Аргументируйте свой выбор.
4. Предложите алгоритм действий педагога, который выявил данный факт в детском коллективе.
Оформите письменный ответ в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Таблица – Сравнительный анализ сложных взаимоотношений в детском коллективе
№ п/п | Явление | Отличительные особенности | Пути нейтрализации |
1. | Конфликт | всегда есть предмет (причина) конфликта (предметы, интересы, ценности и прочее); стороны сохраняют свою субъектность; Решение участвовать в конфликте стороны принимают сами (и могут не соглашаться на него); все стороны равны; стороны могут выйти по своей воле (например, отказавшись от предмета своего интереса); непреднамеренность, однократность; Конфликт и его разрешение ведут к развитию; Можно разрешить. | - не занимать сразу позицию одного из учащихся, чтобы сохранить их доверие; - разобрать ситуацию и не определять правых и виноватых, дать понять, что ответственность лежит на обоих сторонах; - следить чтобы в процессе беседы ученики не переходили на личности, а описывали причины конфликта; - в процессе общения педагог не должен доминировать. Он должен быть посредником; - Чтобы между учителем и учащимися возникло диалоговое взаимодействие, важно выполнять следующие условия: - если задается вопрос, то нужно подождать, когда собеседник ответит на него; - если высказывать свою точку зрения, то важно дать возможность обучающемуся высказать свое отношение к ней; - при несогласии, формулируйте четкие аргументы и поощряйте самих обучающихся аргументировать свою точку зрения; - нельзя захватывать все «коммуникативное пространство»; - чаще смотреть в лицо своему собеседнику; - чаще повторяйть фразы: «как ты сам считаешь», «как ты думаешь» |
2. | Буллинг | "причиной" как бы становится сам человек или его качества; "жертва" объективизируется и со временем "овеществляется" и по отношению к ней/нему становится можно то, чего нельзя по отношению ко всем остальным; решение участвовать в травле принимает только обидчик (агрессор); отмечается дисбаланс сил, когда с одной стороны находится обидчик, имеющий физическую или психологическую силу, а с другой – жертва, которая не имеет такой силы и нуждается в поддержке и помощи со стороны; стороны не могут выйти из конфликта самостоятельно; преднамеренность, длительность, систематичность; никогда не ведет к развитию и каждый новый эпизод, к сожалению, становится более изощренным и жестоким; нельзя разрешить – можно только прекратить | 1. Зафиксировать и признать факт травли. Классный руководитель должен сообщить о выявленном факте администрации (директору, завучу по воспитательной работе) в письменном виде. 2. Принять решение о неотложности реагирования на выявленный факт. Сформировать команду специалистов (психолог, социальный педагог, учитель, воспитатель и др.) для составления плана действий по выявленному факту буллинга, назначить ответственных исполнителей. 3. Подключить правоохранительные органы в случае совершения правонарушения несовершеннолетними; психиатров и наркологов при подозрении на психическое (наркологическое) неблагополучие. 4. Собрать информацию о факте выявленного буллинга от пострадавшего, агрессора, участников, свидетелей по следующим направлениям: - длительность; - характер (физический, психологический, смешанный); - основные проявления буллинга – что конкретно происходило, в каких формах выражалось, кто принимал участие; - участники (инициаторы и исполнители буллинга); - свидетели и их отношение к происходящему; - поведение жертвы (пострадавшего); - прочие важные для диагностики обстоятельства. 5. Проанализировать полученную информацию, разработать комплексный план психолого-педагогического сопровождения: - с жертвой – план индивидуальной реабилитации в зависимости от тяжести случая буллинга; - с обидчиками - план коррекционной работы; - со свидетелями - план коррекционной или реабилитационной работы, в зависимости от степени вовлеченности свидетелей в буллинг и их ролей в нем. 6. План профилактических мероприятий должен быть составлен для всей группы несовершеннолетних, с использованием рекомендуемых министерством Просвещения РФ методических рекомендаций. 7. Принять меры по защите жертв от дальнейшей агрессии. Руководствоваться принципом реабилитации обидчиков в целях недопущения подобных явлений в дальнейшем. 8. Считать случай с проявлением насилия завершенным, когда всем его участникам оказана помощь, в отношении обидчиков приняты воспитательные (при необходимости - дисциплинарные) меры, обстановка в классе нормализовалась и повторных проявлений насилия не зафиксировано. |
ОТВЕТ:
1. При взаимодействии субъектов в учебно-воспитательном процессе возникают противоречия – конфликты. Появление конфликтов считается нормальным социальным явлением для современной образовательной организации, при их своевременном разрешении. Образовательная деятельность невозможна без конфликтов.
Значительное влияние на конфликтное поведение оказывается учителем. Стиль общения учителя с обучающимся является основным примером взаимоотношений со сверстниками. Наибольшее количество конфликтов наблюдается при авторитарном стиле. При либеральном взаимодействии конфликты из-за попустительства могут усугубляться, переходить в затяжные конфликты. При демократическом стиле отношения между детьми более спокойные и доброжелательные.
Конфликты могут происходить между обучающимися (ученик-ученик), между обучающимися и педагогами (учитель-ученик), между родителями и учителями (учитель-родитель) и между педагогами и администрацией.
Конфликты не всегда носят разрушительный характер для участников образовательных отношений, как деструктивные конфликты. Конструктивные конфликты при определенных условиях могут способствовать прогрессивности и сохранению единства в коллективе.
При возникновении конфликтов в детском коллективе школы наибольшую ответственность всегда несет учитель за выбор и принятие наиболее правильного педагогического решения. Профессиональная позиция, которую занимает учитель в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении. В разрешении конфликта на первое место он обязан поставить интересы ученика. Ошибка педагога при разрешении конфликта приведет к новым проблемам, в которые включаются другие ученики.
В случаях, когда вмешательство учителя необходимо, педагог должен придерживаться следующих правил:
- не занимать сразу позицию одного из учащихся, чтобы сохранить их доверие;
- разобрать ситуацию и не определять правых и виноватых, дать понять, что ответственность лежит на обоих сторонах;
- следить чтобы в процессе беседы ученики не переходили на личности, а описывали причины конфликта;
- в процессе общения педагог не должен доминировать. Он должен быть посредником;
- Чтобы между учителем и учащимися возникло диалоговое взаимодействие, важно выполнять следующие условия:
- если задается вопрос, то нужно подождать, когда собеседник ответит на него;
- если высказывать свою точку зрения, то важно дать возможность обучающемуся высказать свое отношение к ней;
- при несогласии, формулируйте четкие аргументы и поощряйте самих обучающихся аргументировать свою точку зрения;
- нельзя захватывать все «коммуникативное пространство»;
- чаще смотреть в лицо своему собеседнику;
- чаще повторять фразы: «как ты сам считаешь», «как ты думаешь»
Если в конфликте причиной становятся не интересы, предметы, ценности, а сам человек или его личные качества, наблюдается дисбаланс (неравность) сторон: выделяется агрессор и жертва, выражена преднамеренность, длительность и систематичность, значит речь идет о травле – буллинге.
Принцип работы при выявлении буллинга
1. Этапность: изучение ситуации, выработка программы помощи, реализации программы помощи, ее оценка.
2. Комплексность (учет всех аспектов ситуации и участие разных специалистов в работе).
3. Индивидуальный подход в каждом случае буллинга.
4. Смещение акцента с наказания обидчиков на их реабилитацию.
5. Особое внимание следует обращать на случаи, когда действия обидчика представляют опасность для жизни и здоровья других или являются нарушением закона. Примерный алгоритм действий:
1. Зафиксировать и признать факт травли. Классный руководитель должен сообщить о выявленном факте администрации (директору, завучу по воспитательной работе) в письменном виде.
2. Принять решение о неотложности реагирования на выявленный факт.
Сформировать команду специалистов (психолог, социальный педагог, учитель, воспитатель и др.) для составления плана действий по выявленному
факту буллинга, назначить ответственных исполнителей.
3. Подключить правоохранительные органы в случае совершения
правонарушения несовершеннолетними; психиатров и наркологов при
подозрении на психическое (наркологическое) неблагополучие.
4. Собрать информацию о факте выявленного буллинга от пострадавшего,
агрессора, участников, свидетелей по следующим направлениям:
- длительность;
- характер (физический, психологический, смешанный);
- основные проявления буллинга – что конкретно происходило, в каких формах выражалось, кто принимал участие;
- участники (инициаторы и исполнители буллинга);
- свидетели и их отношение к происходящему;
- поведение жертвы (пострадавшего);