Файл: Отработка умений реагирования конфликтных ситуаций, получить навыки построения эффективного взаимодействия с участниками процесса, получить навыки использования процессов саморегуляции поведения в межличностном общении.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- прочие важные для диагностики обстоятельства.
5. Проанализировать полученную информацию, разработать комплексный план психолого-педагогического сопровождения:
- с жертвой – план индивидуальной реабилитации в зависимости от тяжести случая буллинга;
- с обидчиками - план коррекционной работы;
- со свидетелями - план коррекционной или реабилитационной работы, в зависимости от степени вовлеченности свидетелей в буллинг и их ролей в нем.
6. План профилактических мероприятий должен быть составлен для всей группы несовершеннолетних, с использованием рекомендуемых министерством Просвещения РФ методических рекомендаций.
7. Принять меры по защите жертв от дальнейшей агрессии.
Руководствоваться принципом реабилитации обидчиков в целях недопущения подобных явлений в дальнейшем.
8. Считать случай с проявлением насилия завершенным, когда всем его участникам оказана помощь, в отношении обидчиков приняты воспитательные (при необходимости - дисциплинарные) меры, обстановка в классе нормализовалась и повторных проявлений насилия не зафиксировано.
Используемая литература:
1. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды /
Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных
организаций. – М.: Министерство просвещения Российской Федерации,
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и
интересов детей», 2022. – с. – 52
2. Профилактика конфликтов, проявлений экстремизма и терроризма в
поликультурной образовательной среде / Методические рекомендации. – М.:
Министерство просвещения Российской Федерации, 2022. – с. – 4330
Профилактика буллинга в образовательной организации.
ЗАДАНИЕ 3
Максимальное количество баллов – 3
Раздел: Основы эффективного взаимодействия
Вы работаете в школе и планируете на следующий учебный год набрать первый класс. Вам предстоит выступить на первом родительском собрании будущих первоклассников. Подготовьте текст своего выступления по следующим вопросам:
1. Адаптационный период детей – первоклассников.
2. Особенности детей младшего школьного возраста.
3. Помощь и поддержка со стороны родителей и учителя.
4. Активность и участие родителей и педагогов в жизни детей (в том числе, во внеурочных и внеклассных мероприятиях).
5. Установление сотрудничества с родителями.
Оформите письменный ответ в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
ОТВЕТ:
Добрый день уважаемые родители!
Начало обучения в школе – это очень сложный и ответственный момент в жизни каждого ребенка, как психологически, так и физически.
Первые четыре недели являются самыми напряженными – период острой адаптации. В этот период меняется весь жизненный уклад жизни, социальные условия, начинается новая деятельность.
От того насколько благополучно наши с вами малыши пройдут адаптационный период, в значительной мере зависит успешность дальнейшего становления. В это время от нас с вами требуется особое внимание. В период адаптации у детей закономерно возникает повышение чувства тревожности в ответ происходит повышение активности нервной системы, и организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Это - «физиологическая буря» длится достаточно долго (минимум 2-3 недели).
Стадия тревоги переходит у первоклассников в стадию неустойчивой адаптации. В этот промежуток времени происходит выделение гормонов, усиливаются все обменные процессы в организме, что позволяет организму ребят лучше приспосабливаться к стрессорам.
На этих стадиях происходит нарушение динамического равновесия, существовавшего ранее в организме., все системы работают в напряженном режиме.
Нам с вами необходимо понять, что организм каждого ребенка в этот период работает в авральном режиме. Продолжительность зависит от особенностей организма и ситуации.
Если малыш чувствует себя защищенным во время пребывания в школе, удовлетворен отношениями со сверстниками, справляется с учебным материалом, то реакция тревоги стихает, организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, снижается напряжение, и адаптация становится устойчивой.
Одним детям требуется 2-3 месяца, другим до 6 месяцев. Если мы с вами не создадим оптимальных условий, то ребенок не будет не будет чувствовать себя защищенным
, тревожность будет расти, вместо устойчивой адаптации наступит стадия истощения.
Длительное напряжение, утомление и переутомление могут привести к нарушениям здоровья.
Каждому родителю будущего первоклассника необходимо знать как проявляется адаптационный синдром(школьный стресс):
- сильная усталость;
- истощение;
- плаксивость;
- головная боль;
- ухудшение сна;
- беспокойство;
- трудности засыпания и пробуждения;
- изменение аппетита;
- эмоциональные сдвиги (раздражительность, капризность, обидчивость, тревога, страх не успеть что-то, что-то сделать не так);
- перевозбуждение;
- двигательная гиперактивность;
- негативизм (капризничает, отказ выполнять требования, агрессия к сверстникам).
Многие во всем перечисленном видят проявление невоспитанности, не понимая серьезности проблем.
В результате можно упустить благоприятное время коррекции. В следствии у детей формируется позиция неуспешности, теряется желание учиться, снижается самооценка.
Чтобы помочь своему ребенку родителю необходимо организовать правильно режим дня, помочь организовать место для хранения школьных принадлежностей, формы, место для подготовки уроков, управлять его в правах со старшими детьми, сделать его «взрослым», помочь с уроками.
В школе – педагоги, дома – члены семьи должны создавать благоприятные условия: поддержку, понимание, заботу.
Мы с вами должны объединить усилия и создать ситуацию, в которой дети будут ощущать единство нашего понимания и поддержки. В этом нам может помочь создание благоприятной обстановки: проведение совместных внеклассных мероприятий, где наша единая поддержка будет наиболее ощутима. Мы поможем нашим детям установить контакт друг с другом, и сплотить детский коллектив. Благодаря организации систематических экскурсий, посещений театров, представлений, поездок т.д. первоклассники будут видеть вас рядом, ощущать поддержку. Замечательным результатом нашего сотрудничества могут стать тематические праздники, общие творческие проекты, где общими усилиями детей, родителей и классного руководителя достигаются цели и получается видимый результат.
Очень надеюсь, что нам с вами это под силу! У нас все получится! Наши усилия – счастье наших детей!
ЗАДАНИЕ 4
Максимальное количество баллов – 5
Раздел «Основы эффективного взаимодействия»
Предлагается к решению следующая педагогическая задача. Вы – классный руководитель 3 класса. У Вас в классе есть ученик, который успевает по всем предметам (все оценки «5»), кроме одного – английского языка (у другого учителя). Ребёнок может прогулять этот урок, может не сделать домашнее задание. Родители организовали дополнительные занятия для ребёнка по английскому языку вне школы, на эти занятия ребёнок ходит с удовольствием, его хвалят. Но, придя на урок английского в школу, ребёнок закрывается. Классный руководитель намерен побеседовать с коллегой по возникшей ситуации.
Вопросы:
1. Предположите и объясните причины сложившегося поведения ребёнка с учителем английского языка.
2. Опишите признаки, по которым можно определить конфликтное взаимодействие между учителем английского языка и учеником.
3. Опишите поведение классного руководителя в возникшей ситуации.
4. Перечислите компоненты конфликтоустойчивости, которые помогут классному руководителю выстроить беседу с коллегой (учителем английского языка). Поясните их воздействие.
5. Разработайте план классного часа с целью профилактической работы с учениками по преодолению трудностей в общении: с одноклассниками, учителями, родителями. Отразите главные аспекты:
-
С какими трудностями можно столкнуться? -
Приведите примеры возможных трудностей с целью осознания ребёнком, что он не одинок. -
Сообщите детям, к кому можно обратиться в сложной ситуации. -
Опишите, насколько эффективно в современных школах информирование и просвещение учеников по данной проблематике.
Оформите письменный ответ на все вопросы в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Ответ:
Имеет место в данной ситуации конфликт между. учителем и учеником. Вид конфликта – конфликт деятельности.
Признаками данного конфликта являются:
- Отказ обучающегося выполнять учебное задание или плохое (недобросовестное) его выполнение.
- Нарушение обучающимся правил поведения на занятиях (прогуливание занятий).
Вероятными причинами конфликта могут являться со стороны обучающегося: неприязнь к педагогу; со стороны педагога: завышенные требования к усвоению предмета, использование оценки (отметки) как средства наказания; ограничение отношений только учебной деятельностью, неинтересное ведение урока учителем.
Классному руководителю необходимо раскрыть причины конфликтной ситуации, не допустить перехода в длительный конфликт, завладеть ситуацией, использовать её познавательные и воспитательные стороны, найти пути предупреждения или погашения конфликта.
Сохранять спокойствие. Выяснить причины возникновения у каждой стороны в отдельности. Не делать конфликт всеобщим достоянием. Не обращаться за помощью к родителям, одноклассникам, другим педагогам. Начать примирение с разговора на нейтральную тему. Проявить инициативу и построить диалог с учащимся на любую тему, кроме конфликта. Если обучающийся начал говорить, обязательно выслушать его. Обращать внимание на содержание, а не на форму реакций учащегося. Сочувствовать собеседнику. Принимать во внимание его переживания, дослушивать до конца, давать обратную связь. Использовать технику активного слушания.
1. Контролируя свои эмоции, важно оставаться объективным.
2. Важно предоставить возможность обучающемуся обосновать свои
претензии.
3. В процессе беседы использовать «я – высказывания».
4. Относится уважительно к обучающемуся, не оскорблять его, не
отвечать на агрессию агрессией (это принизит достоинство педагога в
первую очередь), не затрагивать личности воспитанника, если дело касается
только его конкретного действия или поступка.
5. Стараться не удалять обучающегося из учебного помещения за какие_либо проступки.
6. По возможности не обращаться к административным мерам
разрешения конфликтных ситуаций и не привлекать в качестве своих
помощников представителей административных структур.
7. Дать учителю и обучающемуся право на ошибку, не забывая о том, что «не
ошибается только тот, кто ничего не делает».
8. Независимо от результатов разрешения противоречия постараться не
разрушить отношения с обучающимся.
9. Брать на себя инициативу.
10. Не бояться конфликтов, повышать психолого-педагогическую компетентность по их конструктивному разрешению.Для того чтобы выстроить беседу кс учителем английского языка классному руководителю необходимо обладать спокойствием, взвешенностью, психологической устойчивостью личности, вариативностью ()гибкостью, высокой мобильностью психики), профессиональной компетентностью, конфликтоустойчивостью.
Классный час «Общение без преград»
План-конспект классного часа для учащихся 1-4 классов.
Цель: содействие в создании условий психологической безопасности обучающихся в образовательном процессе
Задачи:
1. Преодоление трудностей в общении, взаимоотношениях с участниками образовательных отношений;
2. Обучение навыкам выхода из кризисных ситуаций;
Оборудование: интерактивная доска, презентация, видеоролики