Файл: Отработка умений реагирования конфликтных ситуаций, получить навыки построения эффективного взаимодействия с участниками процесса, получить навыки использования процессов саморегуляции поведения в межличностном общении.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ход классного часа:

1.Организационный момент.

В классной комнате стулья расставлены полукругом. При входе в класс обучающиеся рассаживаются, а в это время звучит музыка Б. Савельева на слова М. Пляцковского «Дружба крепкая не сломается». На интерактивной доске включена презентация с коллективными фотографиями из жизни класса.

2.Вступительное слово классного руководителя:

- Ребята, сегодня у нас с вами очень интересная тема для разговора: «Общение без преград». У каждого есть свой дом, где живут с нами родители, братья и сестры, бабушки и дедушки – наша семья. А еще есть «дом», где мы проводим много времени с нашей дружной школьной семьей – одноклассниками, учителями. И в нем нам жить до 11 класса дружно и весело.

Но в каждой семье бывают споры, разногласия, недопонимания. Плохо ли это? Можно ли этого избежать? И как поступать, если с кем-то не складываются отношения? Ну а для начала поговорим о членах школьной семьи.

1.Игра «Знаешь ли ты?» Если ребенок знает ответ на вопрос, он записывает номер этого вопроса. Если же не знает, то записывает номер этого вопроса и обводит его кружком.

Возможные вопросы:

1. Где живет сосед (ка) по парте?
2. Есть ли у него (нее) брат, сестра?
3. Когда у него (нее) день рождения?
4. Есть ли у него (нее) дома какие-либо животные?
5. Любимые его (ее) школьные предметы (уроки)?
6. С кем он (она) дружит в классе?
7. С кем он (она) дружит во дворе?

Сравни, чего больше: ответов с кружочками или без.

Учитель:

- Какой вывод можно сделать? Достаточно ли мы внимательны друг к другу в классе?

2. Какие качества мы ценим в людях, в своих одноклассниках, в друзьях?

Ребята называют различные качества, записывают их на доске.

Для обсуждения следующего вопроса классный руководитель предлагает разделить лист на две части:

Я Мой (я) сосед (ка)

• Подумайте, какие качества вы особенно цените в своем соседе. Запишите
их в части листа «Мой сосед».

• Теперь подумайте о себе: за какие качества уважают вас другие? Запишите
их в части листа «Я».

Теперь сравним. Есть ли совпадения? Как много? Что это может означать?

Какие выводы сделаем?

3. Как можно обидеть одноклассника?

• Вспомните сегодняшний день в школе (минутка тишины). Вы сегодня
кого -то обидели?

• Вспомните, извинились ли вы?


Как вы думаете, кому легче извиниться: неуверенному в себе или тому, кто
уверен в своих силах?

Как вы думаете, извинение унижает или возвышает человека?

Обсуждение данных вопросов не требует ответов от каждого.

Высказываются только желающие. Возможно, по некоторым из них никто не выскажется, тогда они останутся для самостоятельного размышления или обсуждения с родителями.

Учитель:

- Ребята, вы учитесь вместе. Я надеюсь, что за это время вы успели подружиться, узнать друг друга. Наш класс – это маленькая семья внутри большой семьи – школы. Какими словами вы могли бы охарактеризовать наш классный коллектив?

Ответы детей записываются на доске.

После каждого ответа, дети приводят примеры из жизни класса, доказывая свою точку зрения: «Наш класс дружный, потому что мы всегда играем вместе, вместе ездили на экскурсию, нам нравится общаться с одноклассниками». Если дети произносят слово, характеризующее класс отрицательно, например, «конфликтный», эта характеристика обязательно обсуждается.

Игры-ситуации:

Психолог: В общении между людьми большое значение имеют умения принять человека таким, какой он есть, понять образ его мыслей, поставить себя на его место в той или иной ситуации. Попытаемся сделать это.

Игра 1. Двум ученикам предлагают роли учителя и ученика. Необходимо сыграть сцену беседы учителя с учеником по поводу ухудшения его успеваемости и дисциплины.

Игра 2. Двум ученикам предлагают роли учителя и родителя одного из нерадивых учеников. Они должны сыграть сцену их разговора.

(Одну и ту же сцену играют несколько раз разные ученики, затем идет обсуждение наиболее удачных вариантов взаимодействия партнеров по общению.)

Вывод:

Психолог: Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, не доставляешь ли неудобства людям? Делай все так, чтобы окружающим тебя людям было хорошо.

Взаимопонимание – это согласие, т. е. общие или близкие взгляды на жизнь, на отдельные ситуации, поступки и т. д. и совместная реализация общих стремлений. Взаимопонимание возникает тогда, когда есть желание договариваться перед тем, как действовать, стремление принимать решения совместно.

Взаимопонимание проявляется и в умении не создавать конфликтов при общении, не вызывать неприязненного к себе отношения и в желании жить без личных врагов. Взаимопонимание есть, как правило, у друзей и товарищей (по учебе и по увлечениям). Ваша жизнь в школьном коллективе, общение были бы невозможны без взаимопонимания. Там, где его нет, жизнь становится невыносимой.



Взаимопонимание связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. И наоборот, разногласия возникают из- за неумения и нежелания думать, прежде чем делать. При возникновении разногласий взаимопонимание восстанавливается в ходе спора, беседы при помощи просьбы, извинения, убеждения. Таким образом, можно разрешать разногласия, не доводя их до конфликта, ссоры. Не согласен с чем-то – скажи, почему ты против, но не дерись.

Учитель:

То, что мы с вами все разные и у нас разные взгляды на одни и те же вещи - это очень хорошо. И в возникновении разногласий нет ничего плохого, так мы учимся находить подход в общении, развиваем коммуникативные способности. Но бывает так, что мы не можем найти выход и возникает конфликтная ситуация. Что делать?

Просмотр видеоролика «Школьная медиация, разрешения конфликтов» https://www.youtube.com/watch?v=T-o1Tw9oa-o

Презентация «Кто мне поможет»

4.Подведение итогов.

Какая игра вам понравилась больше всего?

Что было труднее: понять другого или объяснять самому?

Научились ли вы лучше понимать своих одноклассников?

Вы все большие молодцы. Я надеюсь, что наш класс с каждым днем, неделей, месяцем будет становиться сплочённее, вы будете искренне уважать друг друга, помогать, никогда не бросите в беде. Если вдруг будут возникать какие-то разногласия, то вы знаете, что можно сделать и к кому обратиться за помощью.

 

ЗАДАНИЕ 5

Максимальное количество баллов – 5

 

Раздел «Основы эффективного взаимодействия»

 

Посмотрите внимательно отрывок из драматического фильма 2007 года, режиссёрский дебют Аамира Хана «Звёздочки на земле». 

 

Воспроизвести видео

 

Ссылка на обучающее видео на YouTube

Воспроизвести видео

Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях. Ссылка на видео хостинга YouTubе

Воспроизвести видео

Предоставьте письменные ответы на следующие вопросы:

1.                  Опишите стиль общения, используемый учителем. Объясните свой ответ.

2.                  Охарактеризуйте приёмы эффективного взаимодействия учителя с детьми во время урока. Приведите примеры.

3.                  Опишите диалогическое взаимодействие в данном отрывке. Объясните свой ответ.

4.                  Разработайте план урока с использованием приёмов, используемых в отрывке. Тема урока определяется студентом самостоятельно.


 

Оформите письменный ответ на все вопросы в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

 Ответ:

Демократически стиль общения использует педагог в отрывке фильма «Звездочки на земле». Это ярко характеризуется пластичностью, гибкостью мышления и подходов в учебно-воспитательном процессе, которые использует учитель. Педагог нестандартно мыслит, не пускает не самотек все происходящее с учениками в детским коллективе.

Мы видим сотрудничество учителя и ученика. Учитель индивидуально подходит к особенностям своих учеников. Используя примеры биографии великих ученых, при этом не обличая конкретного ученика, поднимает ему самооценку и отношение классного коллектива. Учитель приближает его, не отторгает, тем самым помогая выйти из кризисной ситуации, позволяя ученику поверить в себя.

Для учителя характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, он стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и детьми.

Диалогическое взаимодействие имело следующую функциональную нацеленность диалога:

- информационная функция (сообщались новые факты о всемирно известных ученых);

- аналитическая функция (созданы условия для сравнения и анализа, сопоставления общего и особенного в людях с особенностями);

- Корректирующая функция (верификация полученной информации);

- синтезирующая функция (интеграция другой точки зрения к людям с определенными особенностями).

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1–4 классов

по теме «МЫ РАЗНЫЕ, МЫ ВМЕСТЕ»

Цель: показать обучающимся многообразие и единство народов Российской Федерации, формировать потребность знакомиться с особенностями разных регионов нашей страны, подвести к осознанию, что узнавать новое о своей Родине, путешествовать по России очень интересно и увлекательно.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: виртуальное путешествие по России с помощью интерактивной карты.


Комплект материалов:

− сценарий,

− методические рекомендации,

− интерактивная карта.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Перед началом занятия запускается интерактивное задание, представляющее собой мультимедийную карту России. Интерактив используется на протяжении всего занятия.

Часть 1. Мотивационная (до 5 минут)

Учитель.

Ребята, из предыдущих занятий вы помните, что страна, в которой мы с вами живём, самая большая страна на планете. Если мы полетим на самом быстром самолёте с запада на восток, то наше путешествие будет длиться целых 10 часов! Если мы на таком же быстром самолёте отправимся с севера на юг России, наш полёт будет длиться 5 часов!

Учитель во вкладке «Наша страна» запускает ролик нажатием на значок в центре карты.

Учитель (на фоне ролика).

Наша страна настолько большая, что в одной её части сейчас утро, а в другой – вечер, где-то ваши сверстники уже играют в снежки, а где-то наслаждаются видом и ароматом цветущих роз.

Но не только самая большая территория делает нашу страну уникальной.

В России живут представители почти 200 разных народов! И у каждого из них своя культура, обычаи и традиции.

Наша страна настолько многообразна и контрастна, что понадобятся не одни каникулы, чтобы везде побывать и познакомиться с особенностями каждого региона нашей страны.

Учитель.

Ребята, а что вы знаете о нашем регионе? В каких регионах хотели бы побывать и почему? А кто из вас путешествовал по России? Куда вы ездили?

Что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Часть 2. Основная (до 20 минут)

Учитель.

У нас сегодня с вами есть уникальная возможность совершить хоть и небольшое, но очень увлекательное путешествие по нашей такой разной, но дружной и единой стране.

Учитель открывает слой карты «Путешествие»

Далее путём нажатия на иконки на карте учитель предлагает посетить следующие регионы России (воспроизводится мультфильм):

Калининградскую область (границы разные, а страна одна)

Мурманскую область (природа разная, а страна одна)

Санкт-Петербург (ночи разные, а страна одна)

Рекомендуется акцентировать внимание детей на последних фразах ролика, повторив их вместе с обучающимися

Ставропольский край (времена разные, а страна одна)