Файл: Абай Кунанбаев великий мыслитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поурочный план или краткосрочный план для педагога организаций среднего образования
__ Абай Кунанбаев – великий мыслитель___________

Раздел:


7.4 А Культура Казахстана в XIХ- начале ХХ веков


ФИО педагога

Шамекешова Г.С.



Дата:



Класс:

Количество присутствующих:



Количество отсутствующих:


Тема урока

Абай Кунанбаев – великий мыслитель



Цели обучения в соответствии
с учебной программой

7.2.2.2 – оценивать деятельность А. Кунанбаева как акына, мыслителя, общественного деятеля

Цели урока

- оценивать деятельность Абая Кунанбаева через понятия акын, общественный деятель, мыслитель;

- на основе произведений Абая Кунанбаева доказать , что поэт по праву зовется хакимом казахской степи.

Термины и понятия

Акын, мыслитель, казахское общество, общественный деятель, «Слова Назидания»


      Ход урока

Этап урока/ Время

Формат взаимодействия

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Орг. Момент

2 мин



Дистанционный


Приветствие учителя. Организационный момент.

Приветствие ученика.







Проверка Д.З.

3 мин






Повторение пройденного материала:

Заполнение кластера Ы.Алтынсарин – Педагог новатор.





Самостоятельная работа учеников.



ФО:

Взаимо-

оценивание



Презентация.

Слайд .



Основная часть
26 мин

Закрепление

7 мин




Выход на тему:

Рассмотрите иллюстрации. Кого мы видим?

Кем являлись данные люди?

Почему память о них сохранилась в истории?



Как вы считаете, кому будет посвящен сегодняшний урок?

Задание 1. Изучите видео материал. Ответьте на следующие вопросы. (Либо приложение 1)

А) Что повлияло на формирование личности Абая в детстве?

Б) Почему Абай отказался от административной деятельности и занялся творчеством?
В) Назовите самые знаменитые произведения поэта.
Делаем вывод: Чему решил посвятить свою жизнь Абай?

Задание 2. Опираясь на собственные знания, материал параграфа, заполните схему. Соотнесите род деятельности с определением и докажите, что данные роли присущи Абаю Кунанбаеву


Критерии оценивания:

- понимание вопроса исследования;

- соотносит понятия с определениями;

- указывает не менее 2х доказательств.

Мы с вами знали, что Абай Кунанбаев, истинный сын Великой степи. Он автор многочисленных произведений, переводов Пушкина, Лермонтова и др. Сегодня мы сумели раскрыть Абая Кунанбаева как мыслителя и мудреца.

Как вы понимаете значение слов «Великий», «Знаменитый»? Какие качества позволяют стать знаменитым в наши дни?


Задание 3. Внимательно прочтите одно из Слов Назидания Абая Кунабаева.

Слово Девятнадцатое:

Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает. Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает.
Слово Седьмое: невежды и кликуши

Ребенок рождается на свет, наследуя два начала. Первое из них требует еды, питья и сна. Другое - тяга к познаниям. Младенец тянется к ярким вещам, берет их в рот, пробует на вкус, прикладывает к щеке. …теряет покой, спрашивая обо всем, что видят глаза и слышат уши: “Что это? Зачем это? Почему он так делает?”- это уже потребность души, желание все видеть, все слышать, всему учиться.

… Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, Не объяснив всего себе, человеку не стать человеком. И бытие души такого человека тогда ничем не разнится от бытия иного живого…
Подумайте, к чему призывает Абай в этом «Назидании»?

Почему важно стремление к познанию?

Актуальны ли «Слова Назидания» Абая в наше время?


Ответы учеников.

Записывают тему урока


Письменная работа.

Пометки в тетради делаются походу просмотра видеоматериала.


Делают вывод.

Свою жизнь Абай посвятил просветительской деятельности, общественной деятельности, поэзии.

Изучают материал параграфа.

Дескриптор:

  1. Изучает материал параграфа.

  2. Соотносит понятие с определением – 1 б.

  3. Указывает не менее 2х доказательств – 1 б.


Ученики анализируют «Назидание».

Обсуждение, к чему же призывает поэт?

Почему важно стремление к познанию?

Называют примеры, которые доказывают, что «Слова Назидания» актуальны в наше время.

Комментарий учителя.

Поправить в случае ошибки.

ФО: Взаимооценивание

ФО: Комментарий учителя

ФО: коллективная оценка.

Комментарий учителя.


Презентация.

Видеоматериал : https://www.youtube.com/watch?v=mChUtchGqpI

Параграф 58. Стр 164-166

Слайд

Рефлексия

2 мин




Рефлексия. Подведение итогов.

Учащиеся оценивают свои достижения

1 Все разобрал. Было интересно

2.Некоторые вопросы я не понял.

3. Не проявил интерес , пассивно работал













Д.З. параграф 58-59. Вопросы к параграфу(устно)

Видеоматериал:

https://www.youtube.com/watch?v=-q0GaHPNn0s

Ресурс для дополнительного чтения: http://bourabai.kz/articles/black_word.htm
Синквейн : Абай – мыслитель. (письменно)












Приложение 1.

Будущий поэт родился в Чингисской волости Семипалатинской области 10 августа 1845г. При рождении его назвали Ибрагимом, но бабушка Зере звала внука Абаем, что означало «осмотрительный, вдумчивый, внимательный». Отец Абая Кунанбай-кажы был влиятельным управителем рода тобыкты, занимал должность старшего султана в Каркаралинском округе. Кунанбай-кажи хорошо знал русский язык и общался с представителями передовой российской интеллигенции. Дед Абая Оскенбай был одним из самых уважаемых биев Северо-Восточного Казахстана.

Начатое в детстве домашнее обучение было продолжено Абаем в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно он посещал русскую школу. С 13 лет отец начинает приобщать Абая к деятельности главы рода, но в 28 лет Абай отходит от нее, занявшись самообразованием.

Детство и юность поэта совпали со временем продвижения царских войск в Южном Казахстане, затем были введены административные реформы. Будучи волостным правителем, Абай старался решать дела честно, но понимал, что проблемы общества таким образом не решить.

  Абаем создано 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер» 45). Абай был талантливым и оригинальным композитором. Им создано около двух десятков мелодий. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, И. Гете и Дж. Байрона.

Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» (в дословном переводе «Простое слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Кара соз» создана Абаем на склоне лет. Он знает цену всему — делам, искушению, соблазнам, но все проходит и остается только мудрость.

В поэзии он стыдил богачей, не желавших протянуть руку помощи обедневшим сородичам. Также осуждал некоторых биев, потерявших уважение своего народа. Абай призывал общество к труду, к
занятию земледелием, ремеслами и торговлей, потому что джуты в степи приносили нищету простому народу. В борьбе с бедностью, он возлагал надежды на справедливых волостных управителей, которые не должны забывать об обещаниях, данных на выборах.