Файл: 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 211
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Ведущие формы изделий: Керамика со следами рогожи и ткани, или сетчатая – имитирующая отпечатки рогожи (она называется еще псевдорогожной). Если гладкая, то грубая, хотя в более позднее время — лощеная. Металлургия железа была известна обитателям городецких городищ, но на ранних городецких памятниках находок металлических изделий очень мало (ножи, шилья, наконечники стрел из железа, а из меди – подвески, бляшки, браслеты), преобладают орудия из кости, в том числе наконечники стрел и гарпуны.
Хозяйство: Население занималось скотоводством и подсобным мотыжным земледелием, насколько позволяли условия жизни в лесной полосе, а также охотой, рыболовством, бортничеством. Связи документированы со скифами, с дьяковской культурой и с Прикамьем.
Юхновская культура.
Дата: культура раннего железного века (1-е тыс. до н. э.)
Ареал: в бассейне рр. Десны и верхней Оки. Название по городищу у деревни Юхново, близ г. Новгород-Северский (Черниговская область УССР).
Поселения и жилища: На небольших городищах и селищах, расположенных по берегам рек, — наземные жилища с глинобитными печами, грунтовые погребения, зерновые ямы.
Ремесла: Обнаружены керамика, глиняные грузила и пряслица, железные ножи и наконечники стрел, изделия из кости, бронзовые украшения. В формировании Ю. к. значительную роль сыграла бондарихинская культура бронзового века; на развитие Ю. к. сильно влияла скифская лесостепная культура. Племена Ю. к. занимались пашенным земледелием, скотоводством, рыболовством и охотой; их отождествляют с меланхленами, упомянутыми Геродотом.
Ананьинская культура.
Ареал: в бассейне Камы до её впадения в Волгу
Дата: IX/VIII-IV/III вв. до н.э.
Этническая принадлежность: прежде всего коми-пермяков и удмуртов.
Хозяйство: Основа хозяйства — животноводство (состав стада — свиньи, крупный рогатый скот, низкорослые лошади, овцы). Земледелие играет подсобную роль (известны бронзовые серпы, костяные мотыги, зернотёрки). Широко практиковалась охота, в том числе на пушных зверей, а также рыболовство.
Основные памятники ананьинской области — поселения и могильники.
Поселения: Большинство поселений занимают естественно укреплённые места — мысы; известны как городища, так и селища и временные стоянки. Распространена оборонительная система, состоящая из рва и вала, на котором могла стоять бревенчатая стена; иногда валы обкладывали известняковыми плитами.
Жилище: Жилищами служили в основном наземные дома срубной либо каркасно-столбовой конструкции. Известны и длинные дома, разделённые на продольно размещённые жилые отсеки с очагом в каждом.
Погребения: Могильники бескурганные, размещаются по берегам рек (крупнейшие — Ананьинский, Старший Ахмыловский и др.). Изредка для обкладки стен могильной ямы использовали каменные плиты или же сооружали в ямах каменные ящики. Над могилами могли насыпаться небольшие земляные холмики, устанавливаться столбы и даже небольшие срубы-жилища, служившие своеобразным наземным домом для погребённого (либо, в большинстве случаев, закрытого в яме, либо оставленного непосредственно в срубе). Иногда в межмогильном пространствеили над могилами устанавливались каменные стелы: псевдоантропоморфные столбы с изображением оружия (топора и кинжала) и геометрических знаков, позднее — изваяния в виде человеческих фигур в полный рост с оружием.
Погребальный обряд: Практиковалось трупоположение в ямах (чаще на спине, в вытянутом состоянии), значительно реже — трупосожжение на стороне (с последующим помещением праха в ямы-могилы или же в «домики мёртвых», аналогичные дьяковским). Известны и кенотафы. Могилы размещаются рядами, в них присутствует напутственная пища, оружие, орудия труда, украшения, керамические сосуды. Известны также жертвенные места — как самостоятельные, так и в пределах могильников и поселений. При обнаружении они представляют собой участки с массой пережжённых костей животных и предметов обихода. Иногда золой жертвенного костра засыпали дно могилы и самого погребённого.
Изделия: Ананьинская область существенно отличается от других лесных культур гораздо бóльшим количеством бронзы и железа уже в ранний период. Высокий уровень местной цветной металлургии подтверждается находками не только соответствующих изделий, но и местных бронзолитейных орудий, имеющих однотипную форму и орнамент. Что же касается чёрной металлургии, то, как уже отмечалось выше, южнотаёжное Волго-Камье было одним из передовых районов железообработки наряду с Предкавказьем (тесные металлургические связи с которым подтверждены данными металлографического анализа), Закавказьем и лесостепным Поднепровьем. На основании раскопок поселений и могильников восстанавливается яркая
материальная культура ананьинцев. Особого мастерства они достигли в цветной и чёрной металлургии. Многочисленны бронзовые «кельты» и наконечники копий с отверстием в нижней части пера или с рифлением по перу. Хорошо известны мечи и кинжалы. Сначала, в VIII-VII вв. до н.э., они бронзовые и биметаллические, предскифского (киммерийского) типа, а затем, в VI-V вв. до н.э., здесь распространились железные акинаки местного производства. Боевые ножи имели широкий клинок с горбатой спинкой и вогнутым или прямым лезвием. Наконечники стрел костяные черешковые и втульчатые (аналогичные дьяковским), а также бронзовые и железные втульчатые скифо-савроматского типа. Многочисленны боевые чеканы (клевцы) с трубчатой втулкой — как цельнобронзовые, так и биметаллические (с железной боевой частью и бронзовой втулкой). Оружие и некоторые другие категории изделий порой украшены в местном зверином стиле, возникшем, как и многие местные типы оружия, под скифо-савроматским влиянием. Керамика ананьинской области лепная. В основном это кругло- и плоскодонные сосуды, декорированные вдавлениями крученого шнура и гребенчатого штампа, а на западе ареала, в зоне контакта с дьяковской культурой — сосуды с «текстильным» орнаментом.
Пьяноборская культура.
Дата: III в. до н.э. — II в. н.э.
Ареал: в Верхнем и Среднем Прикамье
В рамках этой области нашли продолжение и развитие ананьинские традиции фортификации, домостроительства, погребального ритуала и культа.
Поселения: В этот период на многих поселениях, существовавших ещё в ананьинскую эпоху, продолжается жизнь, но возникает и много новых укреплённых поселений.
Погребения: Пьяноборские могильники (в том числе у с. Пьяный Бор, давшего название всей археологической культуре) — бескурганные, как и ананьинские.
Погребальный обряд: Преемственность пьяноборского погребального обряда по отношению к ананьинскому отразилась, в частности, в сохранении обычая обёртывания умерших в луб или берёсту. Но появились и захоронения нового типа — в деревянных гробовищах. При этом для пьяноборских погребальных комплексов (в особенности женских) характерно наличие множества украшений и деталей костюма. Это в первую очередь височные подвески в виде вопросительного знака, округлые нагрудные бляхи и в особенности крупные (до 30 см в длину) женские парные поясные застёжки эполетовидной формы, состоящие из двух бронзовых блях, соединённых между собой железными стержнями, обмотанными бронзовыми листками. В погребениях обнаружено также множество стеклянных бус, поступавших в данный район из северопричерноморских античных городов. Типичными стали ритуальные центры с массовыми жертвоприношениями, дошедшие до наших дней в виде так называемых костищ с остатками глинобитных и каменных площадок, с мощными напластованиями пережжённых и непережжённых костей животных, с многочисленными вещевыми приношениями. Самое известное костище — Гляденовское близ Перми — содержало около 19 тысяч изделий (украшения, предметы обихода и их модели, культовые статуэтки, монеты), в том числе античного и среднеазиатского производства.
Хозяйство: Как и в ананьинскую эпоху, скотоводство оставалось основой хозяйства. Мотыжное земледелие, охота, рыболовство играли подсобную роль.
Изделия: Ананьинскую традицию продолжает и лепная круглодонная чашевидная посуда пьяноборской эпохи с ямочным орнаментом, с хорошо выраженной шейкой, но без утолщения вокруг неё, столь типичного для ананьинского времени. Наиболее существенные изменения, отразившие эволюцию ананьинской области в пьяноборскую, связаны с дальнейшим развитием чёрной металлургии. Пьяноборские сыродутные горны своеобразны и представляют собой спаренные ямы, в одной из которых осуществлялся сам сыродутный процесс, а вторая служила предтопочным помещением для накачивания воздуха через глиняные сопла с помощью мехов. Железо в пьяноборскую эпоху практически вытеснило бронзу из сферы производства оружия и орудий труда. Вместе с тем цветная металлургия также совершенствовалась в связи с изготовлением украшений и элементов одежды: каменные литейные формы сменились глиняными, широко распространилась пайка, появилось комбинированное литьё. Набор вооружения в культурах пьяноборской области соответствует уже не скифской, а сарматской традиции: в первую очередь это стрелы с железными черешковыми трёхлопастными наконечниками, а также с костяными втульчатыми и черешковыми наконечниками.
35.Культура племен лесной полосы Сибири и Дальнего Востока в раннем железном веке.
В горно-лесных и таёжных районах Урала и Западной Сибири находится область культур, связанных с протоуграми и протосамодийцами (иткульская, «крастовой» и «гребенчато-ямочной» керамики, усть-полуйская, кулайская, белоярская, богочановская и др.), а к югу от них — область лесостепных культур Западной Сибири, бывших северной периферией раннекочевнического мира (южные протоугры).
(В лесостепной и лесной полосе Зауралья и Западной Сибири наступление раннего железного века происходит на 2–3 века позднее по сравнению с Восточной Европой. Вплоть до V–IV вв. до н.э. здесь сохранялась преимущественная ориентация на цветную металлообработку. Переходный период завершается только в середине I тыс. до н. э. )
Во второй трети
I тыс. до н. э. в лесостепной зоне на основе местной позднебронзовой традиции складываются культуры, относящиеся к раннему железному веку: воробьёвская — в Зауралье и носиловско-баитовская — в Тоболо-Иртышье, вслед за которыми здесь утвердилась саргатская культура, или саргатско-гороховская культурно-историческая общность, существовавшая в конце скифской и в течение всей сармато-гуннской эпохи; в лесостепном Приобье складывается большереченско-берёзовская культура.