Файл: 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 251
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
(Основу хозяйства этих культур составляло придомное и полукочевое скотоводство. В некоторых районах таёжной зоны Западной Сибири формирование культур с элементами чёрной металлургии относится к середине — последней трети I тыс. до н. э. Часть культур Урала и Западной Сибири переходного времени от бронзы к железу, возникла вследствие миграции таёжных групп населения. Для них характерно сочетание скотоводства с охотой и рыболовством.)
Для лесных культур Восточной Сибири I тыс. до н. э. (пясинская, усть-мильская, цэпаньская и др.), характерно господство охоты и рыболовства при слабом развитии цветной металлообработки и заметном южном импорте бронзовых изделий. Первые железные изделия появляются здесь не ранее последних веков до нашей эры.
Саргатская культура
Ареал: расселено от восточных предгорий Урала до среднего течения р. Оми (основная часть территории, падает на Россию, а южная ее периферия находится в Северном Казахстане)
Дата: VII — VI вв. до н.э
Изменения: Саргатская культура прекратила свое существование в конце IV в. н.э. Судя по всему, население, находившееся к этому времени на грани перехода к кочевничеству, оказалось легко вовлеченным в Великое переселение народов. Основная его часть передвинулась на запад в составе разноэтничного гуннского объединения, явившись одним из компонентов этногенеза венгров. Оставшееся население либо было истреблено, либо передвинулось на север.
Хозяйство: Хозяйство имело комплексный характер. Его основой являлось скотоводство. Примерно 90% найденного остеологического материала принадлежат домашним животным. Сначала в составе стада было примерно поровну крупного рогатого скота и лошадей. Скотоводство было пастушеским. Скотоводство было в основном придомным, что не исключало отгона части стада летом на отдаленные пастбища. У саргатского населения существовало земледелие, развита была охота (лося, кабана, оленей, косулю и др.)Находки костей и чешуи рыб говорят о существовании рыболовства. Ремесло
носило домашний характер. Бронзолитейное производство особенно было развито на первом этапе саргатской культуры, когда железо еще не вошло прочно в жизнь населения.
Орудия труда: это многочисленные железные ножи и тесла. Интересны такие находки, как тигль и сопла для поддува воздуха в горны (для получения железа). Пряслица чаще всего изготавливали из обломков сосудов. Игольники выполнены из трубчатых костей. Широко распространены костяные проколки. С рыбной ловлей связаны каменные грузила для сетей и поплавки для сетей в виде мотков бересты.
Поселения: Большинство саргатских поселений— это селища. В то же время хорошо изучены и городища — мысовые и береговые, защищённые с напольной стороны или по периметру рвами и валами. Конструктивную основу вала могли составлять бревенчатые срубы, а на самом валу иногда возводился частокол либо стена из плетня на вертикальных бревенчатых опорах. Жилища полуземляночные и наземные, каркасно-столбовые, с очагами-кострищами. Изначально они были однокамерными, однако постепенно, обрастая пристройками, дома становились двухкамерными — с большим (жилым) и меньшим (хозяйственным) помещениями — и даже трёх- и четырёхкамерными. Раскопаны три полуземлянки площадью до 180 м2. Глубина котлованов достигает 120 см. Поселения были долговременными: прослеживаются следы неоднократных перестроек жилищ. Встречаются неукрепленные поселения и городища.
Курганы: Они располагались группами, в которые входило до 40 насыпей (одно поселение). Курганы сооружали из пластов дерна. Первоначально они имели вид усеченной пирамиды. Характерной особенностью большинства курганов является наличие рва, окружавшего площадку вокруг могил. В плане он был круглым или многоугольным. Для многих курганов саргатской культуры типично присутствие свидетельств культа огня: остатки кострищ, обожженные стенки камеры, разведение костра на перекрытиях могил, углистая или меловая подсыпка. В ряде могил следы огня отмечены на скелетах.Характерная черта большинства саргатских курганов — наличие ритуальных рвов вокруг насыпей, содержащих, как и сама насыпь, остатки тризны
(керамика, кости животных, следы огня). Хоронили в ямах, по обряду трупоположения, на спине, в вытянутом состоянии. Погребённого сопровождали керамические сосуды, орудия труда, украшения, оружие. Над могильной ямой могла воздвигаться бревенчатая шатровая или пирамидообразная конструкция, обкладывавшаяся затем дерновыми брикетами, формировавшими собственно курганную насыпь.
Вооружения: Армия состояла из дружинников, во главе которых стояли вожди. Основой ополчения были легковооруженные всадники с луком и стрелами. Разнообразно и богато вооружение элиты населения. Можно говорить о наличии военной дружины, оснащенной оружием ближнего и дальнего боя. Встречаются мечи, кинжалы, железные наборные доспехи, Это было потестарное общество, которое можно назвать «вождеством». Некоторые исследователи полагают, что у саргатцев существовала ранняя форма государственности.
Дальний Восток.
На Дальнем Востоке можно говорить не столько о веке бронзы и веке железа, сколько об эпохе раннего металла, непосредственно перешедшей в средневековье. С одной стороны, эпоха бронзы не имела здесь столь яркого выражения, как на сопредельных территориях Сибири, Китая, Кореи и Монголии, но уже на рубеже II–I тыс. до н.э. здесь началось освоение железа, происходившее в рамках урильской культуры в Приамурье и янковской культуры в Приморье, а затем сменившей их польцевской культуры. Более северные материковые и прибрежные культуры Дальнего Востока (лахтинская, охотская, усть-бельская и др.), как и восточносибирские, являют собой хозяйственно-культурный тип подвижных охотников и рыболовов. На крайнем северо-востоке, от Колымы до Анадырского залива, развивается культура охотников на морского зверя (древнеберингоморская), относящаяся к предкам эскимосов.
Язык и раса: На переходной стадии от эпохи бронзы к эпохе железа в европейской части степей, а также в Северном Причерноморье и на прилегающих территориях в предскифское время (примерно IX -
VII века до н.э.) существовала кочевническая скотоводческая культура, которая может с определенной долей вероятности соотноситься с киммерийцами. Этот народ зафиксирован как античными, так и переднеазиатскими письменными источниками. Ряд авторов называет прародиной киммерийцев Северное Причерноморье. Происхождение киммерийцев неясно. Предполагается, что в основном они были связаны с иранскими или фракийскими говорящими группами, которые мигрировали под давлением скифской экспансии 9-го-8-го века до нашей эры.
Киммерийцы.
Письменные свидетельства: Свидетельство о киммерийцев в античных источниках чрезвычайно скупы. Древнейшие упоминания о них находим в знаменитого Гомера (вторая половина VIII в. До н. Э.). В "Илиаде" (XIII, 1-7) именно их, пожалуй, охарактеризованы такими эпитетами, как "странные гиппемолгы" (дояры кобыл), "галактофагы" (молокоедами), "бедные" (Абийи) и "справедливые". В "Одиссее" (XI, 13-19) уже фигурирует этот этноним, однако киммерийцы предстают как мифический народ, проживающий на краю света - на входе в царство Аида, покрытого вечным мраком. К этому добавим, что упоминание о Боспор Киммерийский и какое киммерийское город также в предшественнике Геродота - Гекатея из Милета (рубеж VI-V вв. До н. Э.). А старший современник Геродота, знаменитый трагик Эсхил (525-456 pp. До н. Э.), В "приковано Прометее" вспоминает Киммерийский перешеек (ст 755). И более поздние авторы однозначно связывают киммерийцев с Северным Причерноморьем.
Языковая принадлежность: Киммерийцы, возможно, были ираноязычными племенами, но наследовали и традиции ностратического содружества. От их языка сохранилось всего несколько имён собственных в ассирийской транскрипции (Te-ush-pa, Dug-dam-me, Sandaksatru). В письменных источниках сохранились имена киммерийских царей- Теушпа, Тугдаме, Шандакшатра. Они доказывают ираноязычие киммерийских племен
Историческая судьба: во второй половине VII в. к н. э. мощная волна многочисленных скифских племен вытеснила киммерийцев из Причерноморья. Часть из них поселилась в Южный Причерноморье, часть мигрировала на Ближний Восток. Историки считают, что определенная часть киммерийцев осталась в Крыму под названием тавров. Некоторые киммерийские племена, очевидно были ассимилированы скифами. Часть ученых придерживается мнения, что от киммерийцев могут брать свое начало племена кельтов и болгар. По преданию, приведенными в античной «Истории монаха Спиридона» и в «Истории Зографа» во время скифского нашествия киммерийский царь Колед имел двух сыновей. Один из них, Брэм, отправился с частью киммерийцев на запад и захватил западно-европейские земли. От Брэма и его спутников появились кельты и бритони. Первоначально британский народ назывался Кимрами, что подтверждает теорию происхождения от киммерийцев.
Хозяйство: Основой их хозяйства было кочевое скотоводство, ведущая роль в котором принадлежала коневодству, что обеспечивало «средствами передвижения» киммерийских воинов и пастухов. Они были первым народом, который в полной мере приспособился к природным условиям восточноевропейских степей и благодаря кочевому способу производства максимально использовал имеющиеся здесь богатые пастбища.
Переход от земледелия к скотоводству заставлял киммерийцев постоянно кочевали по степи:
летом на север, где предместья не так быстро выгорали под солнцем;
зимой – на юг, где снег не так сильно покрывал траву.
Киммерийцы были прекрасными ремесленниками. Они первыми научились изготовлять орудия труда, оружие и украшения из железа. Сами они металл не добывали, пользовались железом, добытым лесостепнивиками или кавказскими племенами, которые добывали руду в болотах. Киммерийцы устраивали кузницы в своих временных зимовках и производили как простое крицеве железо, так и высоко углеродистую сталь. Кузнецы хорошо владели основными приемами своей профессии. В широком употреблении были бронзовые, реже золотые и стеклянные украшения, глиняная и металлическая посуда.
Для лесных культур Восточной Сибири I тыс. до н. э. (пясинская, усть-мильская, цэпаньская и др.), характерно господство охоты и рыболовства при слабом развитии цветной металлообработки и заметном южном импорте бронзовых изделий. Первые железные изделия появляются здесь не ранее последних веков до нашей эры.
Саргатская культура
Ареал: расселено от восточных предгорий Урала до среднего течения р. Оми (основная часть территории, падает на Россию, а южная ее периферия находится в Северном Казахстане)
Дата: VII — VI вв. до н.э
Изменения: Саргатская культура прекратила свое существование в конце IV в. н.э. Судя по всему, население, находившееся к этому времени на грани перехода к кочевничеству, оказалось легко вовлеченным в Великое переселение народов. Основная его часть передвинулась на запад в составе разноэтничного гуннского объединения, явившись одним из компонентов этногенеза венгров. Оставшееся население либо было истреблено, либо передвинулось на север.
Хозяйство: Хозяйство имело комплексный характер. Его основой являлось скотоводство. Примерно 90% найденного остеологического материала принадлежат домашним животным. Сначала в составе стада было примерно поровну крупного рогатого скота и лошадей. Скотоводство было пастушеским. Скотоводство было в основном придомным, что не исключало отгона части стада летом на отдаленные пастбища. У саргатского населения существовало земледелие, развита была охота (лося, кабана, оленей, косулю и др.)Находки костей и чешуи рыб говорят о существовании рыболовства. Ремесло
носило домашний характер. Бронзолитейное производство особенно было развито на первом этапе саргатской культуры, когда железо еще не вошло прочно в жизнь населения.
Орудия труда: это многочисленные железные ножи и тесла. Интересны такие находки, как тигль и сопла для поддува воздуха в горны (для получения железа). Пряслица чаще всего изготавливали из обломков сосудов. Игольники выполнены из трубчатых костей. Широко распространены костяные проколки. С рыбной ловлей связаны каменные грузила для сетей и поплавки для сетей в виде мотков бересты.
Поселения: Большинство саргатских поселений— это селища. В то же время хорошо изучены и городища — мысовые и береговые, защищённые с напольной стороны или по периметру рвами и валами. Конструктивную основу вала могли составлять бревенчатые срубы, а на самом валу иногда возводился частокол либо стена из плетня на вертикальных бревенчатых опорах. Жилища полуземляночные и наземные, каркасно-столбовые, с очагами-кострищами. Изначально они были однокамерными, однако постепенно, обрастая пристройками, дома становились двухкамерными — с большим (жилым) и меньшим (хозяйственным) помещениями — и даже трёх- и четырёхкамерными. Раскопаны три полуземлянки площадью до 180 м2. Глубина котлованов достигает 120 см. Поселения были долговременными: прослеживаются следы неоднократных перестроек жилищ. Встречаются неукрепленные поселения и городища.
Курганы: Они располагались группами, в которые входило до 40 насыпей (одно поселение). Курганы сооружали из пластов дерна. Первоначально они имели вид усеченной пирамиды. Характерной особенностью большинства курганов является наличие рва, окружавшего площадку вокруг могил. В плане он был круглым или многоугольным. Для многих курганов саргатской культуры типично присутствие свидетельств культа огня: остатки кострищ, обожженные стенки камеры, разведение костра на перекрытиях могил, углистая или меловая подсыпка. В ряде могил следы огня отмечены на скелетах.Характерная черта большинства саргатских курганов — наличие ритуальных рвов вокруг насыпей, содержащих, как и сама насыпь, остатки тризны
(керамика, кости животных, следы огня). Хоронили в ямах, по обряду трупоположения, на спине, в вытянутом состоянии. Погребённого сопровождали керамические сосуды, орудия труда, украшения, оружие. Над могильной ямой могла воздвигаться бревенчатая шатровая или пирамидообразная конструкция, обкладывавшаяся затем дерновыми брикетами, формировавшими собственно курганную насыпь.
Вооружения: Армия состояла из дружинников, во главе которых стояли вожди. Основой ополчения были легковооруженные всадники с луком и стрелами. Разнообразно и богато вооружение элиты населения. Можно говорить о наличии военной дружины, оснащенной оружием ближнего и дальнего боя. Встречаются мечи, кинжалы, железные наборные доспехи, Это было потестарное общество, которое можно назвать «вождеством». Некоторые исследователи полагают, что у саргатцев существовала ранняя форма государственности.
Дальний Восток.
На Дальнем Востоке можно говорить не столько о веке бронзы и веке железа, сколько об эпохе раннего металла, непосредственно перешедшей в средневековье. С одной стороны, эпоха бронзы не имела здесь столь яркого выражения, как на сопредельных территориях Сибири, Китая, Кореи и Монголии, но уже на рубеже II–I тыс. до н.э. здесь началось освоение железа, происходившее в рамках урильской культуры в Приамурье и янковской культуры в Приморье, а затем сменившей их польцевской культуры. Более северные материковые и прибрежные культуры Дальнего Востока (лахтинская, охотская, усть-бельская и др.), как и восточносибирские, являют собой хозяйственно-культурный тип подвижных охотников и рыболовов. На крайнем северо-востоке, от Колымы до Анадырского залива, развивается культура охотников на морского зверя (древнеберингоморская), относящаяся к предкам эскимосов.
-
Общая характеристика предскифского периода и скифской эпохи.
Язык и раса: На переходной стадии от эпохи бронзы к эпохе железа в европейской части степей, а также в Северном Причерноморье и на прилегающих территориях в предскифское время (примерно IX -
VII века до н.э.) существовала кочевническая скотоводческая культура, которая может с определенной долей вероятности соотноситься с киммерийцами. Этот народ зафиксирован как античными, так и переднеазиатскими письменными источниками. Ряд авторов называет прародиной киммерийцев Северное Причерноморье. Происхождение киммерийцев неясно. Предполагается, что в основном они были связаны с иранскими или фракийскими говорящими группами, которые мигрировали под давлением скифской экспансии 9-го-8-го века до нашей эры.
Киммерийцы.
Письменные свидетельства: Свидетельство о киммерийцев в античных источниках чрезвычайно скупы. Древнейшие упоминания о них находим в знаменитого Гомера (вторая половина VIII в. До н. Э.). В "Илиаде" (XIII, 1-7) именно их, пожалуй, охарактеризованы такими эпитетами, как "странные гиппемолгы" (дояры кобыл), "галактофагы" (молокоедами), "бедные" (Абийи) и "справедливые". В "Одиссее" (XI, 13-19) уже фигурирует этот этноним, однако киммерийцы предстают как мифический народ, проживающий на краю света - на входе в царство Аида, покрытого вечным мраком. К этому добавим, что упоминание о Боспор Киммерийский и какое киммерийское город также в предшественнике Геродота - Гекатея из Милета (рубеж VI-V вв. До н. Э.). А старший современник Геродота, знаменитый трагик Эсхил (525-456 pp. До н. Э.), В "приковано Прометее" вспоминает Киммерийский перешеек (ст 755). И более поздние авторы однозначно связывают киммерийцев с Северным Причерноморьем.
Языковая принадлежность: Киммерийцы, возможно, были ираноязычными племенами, но наследовали и традиции ностратического содружества. От их языка сохранилось всего несколько имён собственных в ассирийской транскрипции (Te-ush-pa, Dug-dam-me, Sandaksatru). В письменных источниках сохранились имена киммерийских царей- Теушпа, Тугдаме, Шандакшатра. Они доказывают ираноязычие киммерийских племен
Историческая судьба: во второй половине VII в. к н. э. мощная волна многочисленных скифских племен вытеснила киммерийцев из Причерноморья. Часть из них поселилась в Южный Причерноморье, часть мигрировала на Ближний Восток. Историки считают, что определенная часть киммерийцев осталась в Крыму под названием тавров. Некоторые киммерийские племена, очевидно были ассимилированы скифами. Часть ученых придерживается мнения, что от киммерийцев могут брать свое начало племена кельтов и болгар. По преданию, приведенными в античной «Истории монаха Спиридона» и в «Истории Зографа» во время скифского нашествия киммерийский царь Колед имел двух сыновей. Один из них, Брэм, отправился с частью киммерийцев на запад и захватил западно-европейские земли. От Брэма и его спутников появились кельты и бритони. Первоначально британский народ назывался Кимрами, что подтверждает теорию происхождения от киммерийцев.
Хозяйство: Основой их хозяйства было кочевое скотоводство, ведущая роль в котором принадлежала коневодству, что обеспечивало «средствами передвижения» киммерийских воинов и пастухов. Они были первым народом, который в полной мере приспособился к природным условиям восточноевропейских степей и благодаря кочевому способу производства максимально использовал имеющиеся здесь богатые пастбища.
Переход от земледелия к скотоводству заставлял киммерийцев постоянно кочевали по степи:
летом на север, где предместья не так быстро выгорали под солнцем;
зимой – на юг, где снег не так сильно покрывал траву.
Киммерийцы были прекрасными ремесленниками. Они первыми научились изготовлять орудия труда, оружие и украшения из железа. Сами они металл не добывали, пользовались железом, добытым лесостепнивиками или кавказскими племенами, которые добывали руду в болотах. Киммерийцы устраивали кузницы в своих временных зимовках и производили как простое крицеве железо, так и высоко углеродистую сталь. Кузнецы хорошо владели основными приемами своей профессии. В широком употреблении были бронзовые, реже золотые и стеклянные украшения, глиняная и металлическая посуда.