Файл: 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Хозяйство: Основой скифской экономики было кочевое скотоводство. Необходимые продукты питания и ремесленного труда получались военным путем/обменом от соседей-земледельцев. Основной состав стада формировали лошади и мелкий рогатый скот. Затем появились постоянные зимники и летники, а рядом с ними образовались родовые кладбища, четко определились границы кочевок. Начался процесс постепенного оседания части населения, появились свои поселки и города. Земледелиев северопричерноморской степи у скифов появилось местами не ранее рубежа V-IV вв. до н.э., причем оно играло здесь исключительно подсобную роль. Здесь найдены деревянные плуги (сходные с гальштатскими) и железные серпы - некоторые с наварным стальным лезвием, с рукоятками из кости. Применялись также железные топорики-тесла и железные мотыги. В черной металлургии использовался в основном бурый железняк, добытая руда обогащалась, обжигалась в горнах ямных и шахтных; порой получали сталь за счет первичного науглероживания в сыродутном горне или в результате преднамеренной цементации. Ковка осуществлялась при высоких температурах в кузнечных горнах с воздуходувными мехами. Обнаружены остатки кузнечного дела: молоты, клещи, пробойники, пуансоны, зубила. Сырье для цветной металлургии приходило с Северного Кавказа, Южного Урала, Казахстана, с балкано-карпатских рудников. Найдены глиняные и каменные литейные формы, тигли и льячки. Плавильные печи найдены на Бельском и др. городищах. Также производились штамповка и тиснение украшений из золота и серебра. В VII-V вв. до н.э. на высоком уровне находилась обработка кости и рога. Широко было распространено ткачество. Сырьем служили овечья шерсть, лен, конопля. Был известен вертикальный ткацкий станок с каменными грузиками.
Искусство: Изобразительное искусство богато и разнообразно представлено в памятниках скифской культуры. При наличии геометрических и растительных тем, данное искусство особенно знаменито своими зооморфными и антропоморфными образами.
За
пределами "скифского мира", но в тесном контакте с собственно скифской культурой находились создатели оседлых земледельческо-скотоводческих культур Северного Кавказа, существовавших более длительное время и отличавшихся высокоразвитым ремеслом. Это меотская и кобанская археологические культуры.
-
Археологические культуры Скифо-Сибирской области («Савроматская культура», культуры сако-массагетского круга, Пазырыкская культура, Уюкская культура, Тагарская культура).
Савроматская культура - археологическая культура раннего железного века, время существования которой VII–IV вв. до н.э. Получила название от имени создавших ее ирано-язычных савроматов – кочевых скотоводов, упоминавшихся в античных письменных источниках. Территория распространения – степи Подонья и Поволжья. Ранее в этот перечень включали степные районы Южного Приуралья.
Ареал:степи Подонья и Поволжья
Дата: VII–IV вв. до н.э
Культуры сако-массагетского круга. Соотносимые со скотоводами 8/7–3 вв. до н. э. «скифо-сибирского мира». Отождествляют гл. обр. с массагетами, саками и близким им народами.
Ареал: Ср. Азии и Казахстана
Дата:8/7–3 вв. до н. э.
Пазырыкская культура.Сведения в основном получены при раскопках так называемых Пазырыкских курганов. Носители этой культуры обитали на смежных территориях нынешних России (плато Улаган, Укок), Казахстана и Монголии. Культура выявлена в 1865 году В. В. Радловым при раскопках Берельского и Катандинского курганов.
Ареал: Горный Алтай
Дата: VI—III вв. до н. э.
Уюкская культура.Названа по месту первых научных раскопок курганов на реке Уюк Пий-Хемского района Тувы, произведённых в 1916 году А. В. Адриановым и в 1920-х годах С. А. Теплоуховым.
Культура выделена и описана Л. Р. Кызласовым.
Ареал: Турано-Уюкской котловины в Туве, входят Восточный Алтай и Северо-Западная Монголия. Финал Уюкской культуры связан с экспансией прото-хунну из Центральной Азии на север.
Дата: IX—III века до н. э.
Тагарская культура.
Ареал: остров Тагарский на реке Енисей
Дата: VIII—III века до н. э.
Основные памятники: К основным культурам скифо-сибирского мира относятся: собственно скифская, савроматская, культура саков, пазырыкская культура Горного Алтая, тагарская и уюкская культуры Тувы и культура Ордоса скифского времени.
Погребения: Все савроматские курганы являются большими родовыми усыпальницами, которые расположены группами, иногда до сотни и более курганов вместе. Под их насыпями находятся узкие прямоугольные ямы, в которых хоронили рядовых общинников. Встречаются и другие типы могил - обширные квадратные погребальные камеры. Вырытые в грунте ямы были специально оборудованы: на дно клали подстилку, а стены укрепляли деревом. Обычным для савроматов является вытянутое трупоположение, чаще всего головой на запад.
Поселения: Скифы жили в домах-полуземлянках с глинобитным полом и печами. Обязательной принадлежностью таких домов были хозяйственные ямы для хранения зерна. На поселениях много костей домашних животных - коров, овец и лошадей.
Ведущие изделия: Хорошо известен скифский меч-акинак, сделанный из железа, короткий, клиновидный, а также бронзовые наконечники стрел. Самые ранние образцы наконечников стрел - плоские с втулкой (специальным отверстием для надевания на древко) и с шипом. Но больше всего трехгранных или трехлопастных стрел. Кроме того, известны железные
наконечники копий, крючки для колчанов, железные пластины от панцирей и детали конской сбруи. Скифы были конными воинами, вооруженными небольшими луками. Лук и стрелы помещались в горите - специальном деревянном футляре, обтянутом кожей. Гориты знатных скифов украшались золотыми и серебряными рельефными пластинками. Многие всадники имели доспехи, которые состояли из бронзового шлема, панцирной рубашки из нашитых на кожаную основу бронзовых или железных пластин и поножей. Воина надежно защищал овальный или прямоугольный щит из дерева, обтянутый толстой кожей. В снаряжение воина входили кожаный пояс, украшенный железными или бронзовыми пластинками, слева к нему подвешивался горит, а справа - ножны с мечом. В бою применялось различное оружие: дротики, тяжелые копья с массивным железным наконечником, железные мечи и боевые топоры.
Искусство: Бронзовые или золотые изображения оленя с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствует распространение так называемых скифских котлов, отлитых из бронзы на поддоне в виде раструба, с вертикальными массивными ручками и выпуклым двойным пояском по поверхности, имитирующим шнур и круглых
бляшек - символов солнца, а также появление обширных погребальных склепов, одинаковых украшений, алтарей и глиняной посуды. Пектораль.
Феномен «звериного стиля»: Оно представлено изображениями на каменных стелах - оленных камнях, образами наскального искусства скифской эпохи, искусством из погребальных комплексов и прикладным искусством (орнаментами, изображениями глаз, копыт, клювов и проч. на предметах вооружения и других предметах).
Религия и пантеон: В том числе грек (Геродот) перечисляет восемь богов, которые, по его словам, только и составляют круг почитаемых скифами.
-
На первое место Геродот ставит богиню Табити, которую отождествляет с греческой Гестией, богиней домашнего очага.
2-3) На втором месте в пантеоне стоят божественные супруги Папай и Апи, Небо-Отец и Земля-Мать.
4) Ойтосира отождествляют с божественным стрелком-охотником, который изображен на золотой пластине из одного скифского кургана.
5) Богиню Аргимпасу греки и сами скифы отождествляли с Афродитой Уранией («Небесной») и ближневосточной Астартой.
6) Следующим Геродот называет «Геракла» — то есть Таргитая, почитавшегося как первопредок скифов (и вообще подлинных людей) и неоднократно изображавшегося на памятниках скифского искусства. Это бог-воин, победитель чудовищ, предок и покровитель земных царей.
7) «Ареса» — бога войны, зримым воплощением которого считался скифский меч-акинак.
8) Наконец, в качестве восьмого бога скифов Геродот особо, отдельно от прочих, называет Тагимасада, которого отождествил с греческим Посейдоном.
39.Общая характеристика сармато-гуннской эпохи.
В западной части степей (в Приуралье, Поволжье, а затем и в Северном Причерноморье) господствуют сарматы – ираноязычные кочевники-скотоводы, родственные савроматам. В восточной части степей (в Прибайкалье, в степях Сибири, Казахстана и в Средней Азии) в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э. наблюдается расширение политического и культурного влияния (344/345) племенных объединений народов, известных как хунну (сюнну), часть из которых позднее вошла в гуннский полиэтничный массив, хлынувший в