Файл: 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 238
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Хорошо изучен город того времени Гарни недалеко от Еревана. Там обнаружены крепостные стены III—II вв. до н. э. из огромных базальтовых глыб, скрепленных железными скобами и свинцом, и развалины храма II в. до н. э. Храм был построен в греческом стиле. Прямоугольное здание храма имело высокий фронтон на колоннах. Его выступы украшали барельефные фигуры атлантов, поддерживающих небесный свод, а стены покрывал орнамент. Армянская архитектура того времени испытывала значительное влияние греческого зодчества.
В III в. до н. э. в среднем течении Куры возникло самостоятельное Иберийское царство. Основатель местной династии выстроил на берегу Куры укрепленный город Армази, назвав его в честь божества луны Армази. Этот город стал столицей государства. Развалины его открыты в окрестностях Мцхеты в Восточной Грузии. Город занимал выгодное географическое положение: он стоял на высоком возвышении при слиянии Арагвы и Куры.
При раскопках Армази были обнаружены каменные крепостные стены и башни, остатки обширного дворца с черепичной крышей и бани, построенной по римскому образцу, с подогревом пола и трубами, по которым подавалась холодная и горячая вода.
Неподалеку от Армази открыт богатейший на Кавказе Самтаврский могильник. Большое число могил относится ко времени расцвета Армази. Могилы резко отличаются от прежних однообразных погребений в глиняных сосудах. Для умерших стали строить пышные гробницы из черепицы, обожженных кирпичей и каменных плит. Хоронили умерших теперь не в скорченном, а в вытянутом положении. Главное явление времени — четкое различие бедных и богатых погребений. Известны бедные погребения, вообще лишенные какого-либо инвентаря. Очевидно, это погребения общинников, попавших в рабскую зависимость и не имевших имущества.
Особым богатством выделяются погребения иберийских правителей. Их хоронили в каменных саркофагах, на ложе с серебряными ножками. На специальных каменных плитах вырезали их имена. В гробницах найдено множество драгоценных поделок: украшенные камнями фаната и альманида серебряные бляшки, подвески-серьги, височные кольца, великолепно выполненные художественные блюда и чаши. Глиняные сосуды сделаны на гончарном круге и по форме подражают греческой и римской керамике того времени. Появляется стеклянная посуда, которой пользовалась преимущественно иберийская
знать.
Погребение знатной женщины, относящееся к этому времени, найдено в Ахалгори. Вещи из погребения получили название Ахалгорийского клада. Среди предметов золотые височные украшения со статуэтками лошадей, серебряные чаши, украшенные лотосами, ожерелья из золотых бус с кулончика- ми в виде золотых лягушек. Эти вещи по своему исполнению тесно связаны с греческим искусством. В могилах второй половины I тысячелетия до н. э. часто находят надежный датирующий материал — римские монеты. Письменные и археологические памятники свидетельствуют о том, что в Восточной Грузии, в Иберии, в конце I тысячелетия до н. э. сложилось раннеклассовое общество и образовалось государство.
К первым векам н. э. относится много эпиграфических, письменных источников, высеченных на камне. Официальным языком в то время был греческий. Однако до проникновения в Иберию греческой письменности там существовала своя собственная — так называемое армазское письмо,— созданная на основе арамейской системы письма. С образованием классового общества связано и распространение единых религиозных культов. Верховным божеством иберов был Армаз. Его изображали в образе грозного воина с мечом в руке. Кроме того, в Иберии, особенно среди знати, почитали иранскую богиню Митру.
По-иному сложилась в раннем железном веке история племен Абхазии. Эта часть Закавказья с древнейших времен известна под названием Колхиды. Колхидская культура прошла несколько этапов развития, включая бронзовый век и эпоху раннего железа. В VIII—VII вв. до н. э. культура колхов находилось под влиянием киммерийцев, а потом скифов. Это влияние засвидетельствовано материалами из могильников около Гагр. Там обнаружены похожие на скифские акинаки и покрытые орнаментом железные кинжалы, боевые секиры и ножи.
Памятником древнейших колхов является поселение на Сухумской горе. Здесь люди жили в каменных жилищах, занимались огородничеством, разводили коров, коз, овец и свиней. Гончарные изделия колхов представлены посудой в виде крупных греческих пифосов, узкогорлых вытянутых сосудов с ручками, украшенных изображениями животных, глубоких блюд и бронзовых котлов.
Более поздняя культура Колхиды (IV в. до н. э.) испытала
влияние сначала греческой, а потом римской культуры. Однако в Колхиде сохранился местный обряд захоронения в больших глиняных сосудах. Такие кладбища сосудов открыты в ряде районов Абхазии. Особенность их состоит в том, что с умершим не клали орудий труда, а только личные вещи. От греков был воспринят обычай класть погребенному в рот монету.
В III в. до н. э. на территории Абхазии образовалось самостоятельное государство. Известны монеты этого времени с именем царя Ака, правившего во второй половине III в. до н. э. В конце I в. до н. э. Колхида была завоевана понтийским царем Митридатом, а затем захвачена римлянами. Римляне построили в Колхиде города-крепости, а ранее существовавшие крепости укрепили мощными оборонительными стенами и башнями, сложенными из обожженного кирпича.
В это время почти исчезает широко распространенный ранее обряд так называемых кувшинных погребений. Вместо него появляются роскошные погребения знати, в которых находят римские монеты, драгоценные изделия, чеканные серебряные ковши с ручкой, кубки, бокалы и ложки. Эти материалы свидетельствуют о высоком уровне развития ремесла у колхов. Среди археологических находок часто встречаются изображения оленя и коня. Объясняется это просто: у древних жителей Колхиды существовал культ этих животных, образы которых олицетворяли небесные светила и силы плодородия, в частности олень и конь символизировали солнце.
Древнейшее население Азербайджана принадлежало к кавказской группе и включало племя древних каспиев, название которых перешло к морю. Каспии жили в степных областях Азербайджана, в Муганской степи.
В начале I тысячелетия до н. э. главенствующую роль среди народов Азербайджана играли горные скотоводческие племена. К этому времени относятся могильники в Нагорном Карабахе. В каменных склепах обнаружены погребения вождей с большим количеством оружия и убитые рабы. Интересны золотые цилиндрические печати, украшенные головками львов. Богатством населения был скот. Разводили в основном мелкий рогатый скот и лошадей карабахской породы.
В западных областях Азербайджана в раннем железном веке определилось другое направление развития хозяйства. Здесь сложилась
культура оседлых поселений. Люди жили в домах, представлявших собой циклопические кладки из громоздких каменных глыб. Расселившиеся в Прикаспийской низменности племена находились под воздействием продвигавшихся вдоль побережья Каспийского моря скифов. В силу этого в образовании и развитии культур в этом районе участвовали две группы — местное древнее население и ираноязычные скифские племена. В Мингечауре, например, известны погребения, совершенные по скифскому обряду: с конями в богатом уборе, бронзовыми и железными короткими наконечниками копий, колчанами и большим количеством различных скифских стрел. Среди украшений известны бронзовые предметы с головками хищников на концах, бронзовые «зеркала» с ручками и чаши.
Области по нижнему течению Куры и Аракса и Муганскую степь греческие и римские историки называли Албанией. Предпосылки для возникновения городов в Албании сложились к середине I тыс. до н.э.. В I в. н.э. крупнейшим городским центром и столицей страны стала Кабала. Населением этой страны была создана древняя земледельческая культура. Поселения ее открыты в ряде мест в Азербайджане. Эту культуру отличает специфическая керамика: кувшины с клювообразным длинным сливом и глиняной сеточкой, изящные вазочки на тонких глиняных подставках, тарелки и чашки на трех ножках с ручками, круглодонные фляги, сосуды, похожие на чайники, и другие предметы. Установлено, что у албанцев существовало пашенное земледелие. Земля обрабатывалась деревянной сохой с железным наконечником, широко было развито виноградарство. В ряде мест по Араксу применялась система искусственного орошения земель.
В I в. до н. э. племена, жившие севернее Куры, объединились с албанами в союз. В Закавказье образовалось Албанское государство. Это было рабовладельческое государство, однако основными производителями являлись свободные общинники. г
У народов Закавказья рано начали складываться феодальные отношения. Но этот процесс был длительным. Все раннее средневековье отмечено борьбой народов Закавказья с чужеземными поработителями, сначала римлянами, Византией и Ираном, а позднее арабами. К сожалению, археологические источники этого периода недостаточно изучены. В IV в. в результате завоевания Великой Армении Ираном многие города были разрушены и перестали существовать как центры ремесла и торговли. Возрождение городской культуры относится к VI в. Среди городов отмечен Двин, который стал крупнейшим торговым центром Востока. В него стекались товары из Закавказья, Крыма, придонских и поволжских степей. В Армении очень рано, уже в III в., распространилось христианство и сложилась христианская культура. К V в. относится создание при Эчмиадзинском монастыре верховного патриархата Армении. Матенадаран стал центром, где хранятся христианские пергаменты V—VII вв. и обнаруженные в пещерах рукописи IX—X вв.
Во второй половине I тысячелетия н. э. наблюдается подъем ремесла и горного дела. Ремесленная продукция армянских мастеров и даже сырье вывозились далеко за пределы страны. Возникают новые города. Наиболее крупный из них в X в. Ани. Конец I тысячелетия отмечен храмовым строительством. До сих пор сохранился христианский храм X в., расположенный на оз. Севан.
V—VI вв. — время, когда укрепляются позиции христианства, развивается городская культура и складываются феодальные отношения в Грузии. Выделяются средневековые центры Мцхета и Рустави. С 80-х годов VI в. в Грузии чеканится местная монета. Картлийские (название Древней Грузии) монеты широко распространены на Кавказе. В Грузии, в Атене, сохранился один из древнейших христианских храмов.
Территория Азербайджана в большей мере, чем другие части Закавказья, находилась под влиянием сасанидского Ирана. На севере Азербайджана и в Дагестане в V—VI вв. было построено несколько оборонительных линий. Наиболее ранняя была сооружена вдоль р. Гильгинчай. Остатки оборонительных укреплений сохранились близ Дербента. От крепости тянулись высокие каменные стены с укрепленными фортами, в которых размещались воинские гарнизоны.
Значительное влияние на культуру народов Закавказья оказали арабы, завоевавшие в VII в. территорию Армении и Азербайджана. В результате арабского завоевания в Восточном Закавказье распространяется мусульманство, города превращаются в военно-административные центры. Начинается новый этап развития, отмеченный влиянием мусульманской культуры.
48. Географическая среда и культура. Великий шелковый путь
Среднюю Азию в середине — второй половине I тысячелетия до н. э. населяли оседлые земледельцы, обитавшие в древних земледельческих районах, и кочевые скотоводы предгорной и горной территории. На такое деление хозяйственного уклада народов оказала влияние геосреда. Скотоводы и земледельцы не были изолированы друг от друга. Мирные отношения между ними сменялись острой борьбой, определяя историю народов Средней Азии. В Евразии нет другого такого региона, где бы так соприкасались и даже переплетались культуры или, вернее, цивилизации земледельцев и скотоводов. Земледельцы всецело зависели от речных долин и той системы орошения, которую они создавали. В этом смысле орошаемое земледелие всегда ограничено территориально и не может в силу своих особенностей развиваться экстенсивным путем. Без орошения земледелие в районах Средней Азии невозможно. Другое же направление хозяйства — скотоводство — обладало возможностями для экстенсивного развития, в этом отношении оно было более перспективным.
В III в. до н. э. в среднем течении Куры возникло самостоятельное Иберийское царство. Основатель местной династии выстроил на берегу Куры укрепленный город Армази, назвав его в честь божества луны Армази. Этот город стал столицей государства. Развалины его открыты в окрестностях Мцхеты в Восточной Грузии. Город занимал выгодное географическое положение: он стоял на высоком возвышении при слиянии Арагвы и Куры.
При раскопках Армази были обнаружены каменные крепостные стены и башни, остатки обширного дворца с черепичной крышей и бани, построенной по римскому образцу, с подогревом пола и трубами, по которым подавалась холодная и горячая вода.
Неподалеку от Армази открыт богатейший на Кавказе Самтаврский могильник. Большое число могил относится ко времени расцвета Армази. Могилы резко отличаются от прежних однообразных погребений в глиняных сосудах. Для умерших стали строить пышные гробницы из черепицы, обожженных кирпичей и каменных плит. Хоронили умерших теперь не в скорченном, а в вытянутом положении. Главное явление времени — четкое различие бедных и богатых погребений. Известны бедные погребения, вообще лишенные какого-либо инвентаря. Очевидно, это погребения общинников, попавших в рабскую зависимость и не имевших имущества.
Особым богатством выделяются погребения иберийских правителей. Их хоронили в каменных саркофагах, на ложе с серебряными ножками. На специальных каменных плитах вырезали их имена. В гробницах найдено множество драгоценных поделок: украшенные камнями фаната и альманида серебряные бляшки, подвески-серьги, височные кольца, великолепно выполненные художественные блюда и чаши. Глиняные сосуды сделаны на гончарном круге и по форме подражают греческой и римской керамике того времени. Появляется стеклянная посуда, которой пользовалась преимущественно иберийская
знать.
Погребение знатной женщины, относящееся к этому времени, найдено в Ахалгори. Вещи из погребения получили название Ахалгорийского клада. Среди предметов золотые височные украшения со статуэтками лошадей, серебряные чаши, украшенные лотосами, ожерелья из золотых бус с кулончика- ми в виде золотых лягушек. Эти вещи по своему исполнению тесно связаны с греческим искусством. В могилах второй половины I тысячелетия до н. э. часто находят надежный датирующий материал — римские монеты. Письменные и археологические памятники свидетельствуют о том, что в Восточной Грузии, в Иберии, в конце I тысячелетия до н. э. сложилось раннеклассовое общество и образовалось государство.
К первым векам н. э. относится много эпиграфических, письменных источников, высеченных на камне. Официальным языком в то время был греческий. Однако до проникновения в Иберию греческой письменности там существовала своя собственная — так называемое армазское письмо,— созданная на основе арамейской системы письма. С образованием классового общества связано и распространение единых религиозных культов. Верховным божеством иберов был Армаз. Его изображали в образе грозного воина с мечом в руке. Кроме того, в Иберии, особенно среди знати, почитали иранскую богиню Митру.
По-иному сложилась в раннем железном веке история племен Абхазии. Эта часть Закавказья с древнейших времен известна под названием Колхиды. Колхидская культура прошла несколько этапов развития, включая бронзовый век и эпоху раннего железа. В VIII—VII вв. до н. э. культура колхов находилось под влиянием киммерийцев, а потом скифов. Это влияние засвидетельствовано материалами из могильников около Гагр. Там обнаружены похожие на скифские акинаки и покрытые орнаментом железные кинжалы, боевые секиры и ножи.
Памятником древнейших колхов является поселение на Сухумской горе. Здесь люди жили в каменных жилищах, занимались огородничеством, разводили коров, коз, овец и свиней. Гончарные изделия колхов представлены посудой в виде крупных греческих пифосов, узкогорлых вытянутых сосудов с ручками, украшенных изображениями животных, глубоких блюд и бронзовых котлов.
Более поздняя культура Колхиды (IV в. до н. э.) испытала
влияние сначала греческой, а потом римской культуры. Однако в Колхиде сохранился местный обряд захоронения в больших глиняных сосудах. Такие кладбища сосудов открыты в ряде районов Абхазии. Особенность их состоит в том, что с умершим не клали орудий труда, а только личные вещи. От греков был воспринят обычай класть погребенному в рот монету.
В III в. до н. э. на территории Абхазии образовалось самостоятельное государство. Известны монеты этого времени с именем царя Ака, правившего во второй половине III в. до н. э. В конце I в. до н. э. Колхида была завоевана понтийским царем Митридатом, а затем захвачена римлянами. Римляне построили в Колхиде города-крепости, а ранее существовавшие крепости укрепили мощными оборонительными стенами и башнями, сложенными из обожженного кирпича.
В это время почти исчезает широко распространенный ранее обряд так называемых кувшинных погребений. Вместо него появляются роскошные погребения знати, в которых находят римские монеты, драгоценные изделия, чеканные серебряные ковши с ручкой, кубки, бокалы и ложки. Эти материалы свидетельствуют о высоком уровне развития ремесла у колхов. Среди археологических находок часто встречаются изображения оленя и коня. Объясняется это просто: у древних жителей Колхиды существовал культ этих животных, образы которых олицетворяли небесные светила и силы плодородия, в частности олень и конь символизировали солнце.
Древнейшее население Азербайджана принадлежало к кавказской группе и включало племя древних каспиев, название которых перешло к морю. Каспии жили в степных областях Азербайджана, в Муганской степи.
В начале I тысячелетия до н. э. главенствующую роль среди народов Азербайджана играли горные скотоводческие племена. К этому времени относятся могильники в Нагорном Карабахе. В каменных склепах обнаружены погребения вождей с большим количеством оружия и убитые рабы. Интересны золотые цилиндрические печати, украшенные головками львов. Богатством населения был скот. Разводили в основном мелкий рогатый скот и лошадей карабахской породы.
В западных областях Азербайджана в раннем железном веке определилось другое направление развития хозяйства. Здесь сложилась
культура оседлых поселений. Люди жили в домах, представлявших собой циклопические кладки из громоздких каменных глыб. Расселившиеся в Прикаспийской низменности племена находились под воздействием продвигавшихся вдоль побережья Каспийского моря скифов. В силу этого в образовании и развитии культур в этом районе участвовали две группы — местное древнее население и ираноязычные скифские племена. В Мингечауре, например, известны погребения, совершенные по скифскому обряду: с конями в богатом уборе, бронзовыми и железными короткими наконечниками копий, колчанами и большим количеством различных скифских стрел. Среди украшений известны бронзовые предметы с головками хищников на концах, бронзовые «зеркала» с ручками и чаши.
Области по нижнему течению Куры и Аракса и Муганскую степь греческие и римские историки называли Албанией. Предпосылки для возникновения городов в Албании сложились к середине I тыс. до н.э.. В I в. н.э. крупнейшим городским центром и столицей страны стала Кабала. Населением этой страны была создана древняя земледельческая культура. Поселения ее открыты в ряде мест в Азербайджане. Эту культуру отличает специфическая керамика: кувшины с клювообразным длинным сливом и глиняной сеточкой, изящные вазочки на тонких глиняных подставках, тарелки и чашки на трех ножках с ручками, круглодонные фляги, сосуды, похожие на чайники, и другие предметы. Установлено, что у албанцев существовало пашенное земледелие. Земля обрабатывалась деревянной сохой с железным наконечником, широко было развито виноградарство. В ряде мест по Араксу применялась система искусственного орошения земель.
В I в. до н. э. племена, жившие севернее Куры, объединились с албанами в союз. В Закавказье образовалось Албанское государство. Это было рабовладельческое государство, однако основными производителями являлись свободные общинники. г
У народов Закавказья рано начали складываться феодальные отношения. Но этот процесс был длительным. Все раннее средневековье отмечено борьбой народов Закавказья с чужеземными поработителями, сначала римлянами, Византией и Ираном, а позднее арабами. К сожалению, археологические источники этого периода недостаточно изучены. В IV в. в результате завоевания Великой Армении Ираном многие города были разрушены и перестали существовать как центры ремесла и торговли. Возрождение городской культуры относится к VI в. Среди городов отмечен Двин, который стал крупнейшим торговым центром Востока. В него стекались товары из Закавказья, Крыма, придонских и поволжских степей. В Армении очень рано, уже в III в., распространилось христианство и сложилась христианская культура. К V в. относится создание при Эчмиадзинском монастыре верховного патриархата Армении. Матенадаран стал центром, где хранятся христианские пергаменты V—VII вв. и обнаруженные в пещерах рукописи IX—X вв.
Во второй половине I тысячелетия н. э. наблюдается подъем ремесла и горного дела. Ремесленная продукция армянских мастеров и даже сырье вывозились далеко за пределы страны. Возникают новые города. Наиболее крупный из них в X в. Ани. Конец I тысячелетия отмечен храмовым строительством. До сих пор сохранился христианский храм X в., расположенный на оз. Севан.
V—VI вв. — время, когда укрепляются позиции христианства, развивается городская культура и складываются феодальные отношения в Грузии. Выделяются средневековые центры Мцхета и Рустави. С 80-х годов VI в. в Грузии чеканится местная монета. Картлийские (название Древней Грузии) монеты широко распространены на Кавказе. В Грузии, в Атене, сохранился один из древнейших христианских храмов.
Территория Азербайджана в большей мере, чем другие части Закавказья, находилась под влиянием сасанидского Ирана. На севере Азербайджана и в Дагестане в V—VI вв. было построено несколько оборонительных линий. Наиболее ранняя была сооружена вдоль р. Гильгинчай. Остатки оборонительных укреплений сохранились близ Дербента. От крепости тянулись высокие каменные стены с укрепленными фортами, в которых размещались воинские гарнизоны.
Значительное влияние на культуру народов Закавказья оказали арабы, завоевавшие в VII в. территорию Армении и Азербайджана. В результате арабского завоевания в Восточном Закавказье распространяется мусульманство, города превращаются в военно-административные центры. Начинается новый этап развития, отмеченный влиянием мусульманской культуры.
48. Географическая среда и культура. Великий шелковый путь
Среднюю Азию в середине — второй половине I тысячелетия до н. э. населяли оседлые земледельцы, обитавшие в древних земледельческих районах, и кочевые скотоводы предгорной и горной территории. На такое деление хозяйственного уклада народов оказала влияние геосреда. Скотоводы и земледельцы не были изолированы друг от друга. Мирные отношения между ними сменялись острой борьбой, определяя историю народов Средней Азии. В Евразии нет другого такого региона, где бы так соприкасались и даже переплетались культуры или, вернее, цивилизации земледельцев и скотоводов. Земледельцы всецело зависели от речных долин и той системы орошения, которую они создавали. В этом смысле орошаемое земледелие всегда ограничено территориально и не может в силу своих особенностей развиваться экстенсивным путем. Без орошения земледелие в районах Средней Азии невозможно. Другое же направление хозяйства — скотоводство — обладало возможностями для экстенсивного развития, в этом отношении оно было более перспективным.