Файл: 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 247
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
В крепости Кой-Крылган-кала обнаружено несколько древних надписей III — начала II в. до н. э., написанных тушью арамейскими буквами.
Погребения античного времени в квадратных глиняных ящиках-ассуариях, увенчаны скульптурными изображениями людей в натуральную величину. В них погребали кости умерших.
Наиболее ранние города античного типа возникли в Маргиане. Здесь в долине р. Мургаб, земледельческие оазисы существовали еще в начале I тысячелетия до н. э. Центром этих оазисов были поселения-крепости Яз-депе и Арват-депе. В ходе раскопок в Яз-депе установлено, что город занимал 16 га, имел мощную цитадель, возвышавшуюся на платформе из сырцового кирпича. Внутри цитадели находилось монументальное здание из вытянутых в четыре ряда узких помещений в виде коридоров со сводчатыми потолками и большим прямоугольным залом. Здание, очевидно, было дворцом местного правителя. Рядом располагались различные хозяйственные постройки. Помимо предметов быта, фрагментов посуды встречаются бронзовые наконечники стрел, ядра для пращи, сделанные из обожженной глины и отшлифованных камней.
В VIII в. до н. э. южные районы Средней Азии и современного Афганистана входили в состав Бактрии. В 329 г. до н. э. земли Бактрии были завоеваны армией Александра Македонского. Самобытная культура, насчитывавшая в Средней Азии несколько столетий, столкнулась с новым культурным миром Древней Греции, имевшим иную основу, иные традиции. Волна эллинизма не могла не оставить следа: приток греческого населения, развитие ремесла, торговли, строительство новых городов — явления этого периода. В коллекции греко-бактрийских археологических материалов много монет с изображением на оборотной стороне богов и героев греческого пантеона. Тем не менее во время раскопок поселений встречается посуда не греческого, а местного производства.
К северу от городов Бактрии, в самом центре Средней Азии лежала древняя страна Согд, или Согдиана, раскинувшаяся на землях, которые орошали воды Заравшана. Согдиана упоминается в клинописных текстах персидских царей, сочинениях греческих и арабских авторов. По свидетельству этих источников, здесь жили искусные земледельцы, ремесленники и купцы, замечательные музыканты и танцоры. В начале нашей эры согдийский язык распространился от Хорезма до Северной Индии и Монголии. Культурно-историческая роль согдийской письменности велика. От нее ведет свое происхождение уйгурский алфавит, который, в свою очередь, составил основу монгольского письма.
Культура древней Согдианы еще во многом остается неизученной. Ее древняя столица Мараканды (на окраине современного Самарканда) — современное городище Афрасиаб. Наиболее ранние материалы этого памятника датированы VI—IV вв. до н. э. В основном это глиняная посуда и предметы из железа: серпы с втулкой для насаживания на деревянную ручку и лопатки. На севере Афрасиаба обнаружена часть крепостной стены IV—III вв. до н. э., которая, видимо, была разрушена при осаде города греко-македонской армией. Однако господство греко-македонцев в Согде было мимолетным. Это подтверждают монеты с изображением согдийских правителей. К тому же в археологическом материале почти не чувствуется эллинистического влияния. Местный характер носят посуда и великолепные терракотовые статуэтки. Среди них много фигурок женщин: скорее всего, они олицетворяли покровительницу семейного очага. Фигуры плотно закутаны в тяжелые одежды, их застывшие лица суровы. Известны образцы, возникшие под влиянием греческой культуры. Таковы, например, скульптурные изображения головы Медузы-Горгоны и головы воина в коринфском шлеме.
Согд располагался в центре торгового пути, проходившего от границ Римской империи до Китая. Здесь останавливались богатые купцы, оседали товары. В Согдиане найдены египетские подвески и амулеты, римские терракотовые светильники, глиняная модель, изображающая обнявшихся за плечи трех граций, и т. д. Наличие торговых связей подтверждает обнаруженный около г. Ура-Тюбе клад — триста серебряных римских монет II в. до н. э.
В первые века н. э. вокруг Мараканды (древнее название Самарканда) возникло несколько десятков укрепленных усадеб, в которых проживали согдийские аристократы. Одна из таких усадеб — Тали-Барзу — хорошо изучена. В центре усадьбы открыт дом, выстроенный на специальной платформе. Здание было укреплено башнями и снабжено бойницами. Усадьбу окружала прямоугольная стена. В культурном слое найдены сосуды-вазы на широкой ножке, кувшины, расписанные крупными красными кольцами, изящные краснолощенные кувшинчики и другие предметы роскоши.
В Южной Туркмении и соседнем Северо-Восточном Иране находились земли Парфии. Парфия издревле была центром культуры древних земледельцев. В VI—IV вв. до н. э. она, как и другие земли Средней Азии, входила в состав Персидской державы. В середине III в. до н. э. в Парфии установилась власть местной династии Аршакидов (по имени царя Аршака). В период расцвета государства парфянские правители подчинили Иран, Месопотамию, Афганистан и Армению. Огромное царство было грозным соперником Рима на Востоке.
Северные земли древней Парфии лежат на территории Туркменистана. Только в районе Ашхабада известно свыше сорока древних поселений, содержащих слои парфянского времени. Очевидно, одной из столиц Аршакидов была Ниса около Ашхабада. Под развалинами погребены два города: один назывался Новая Ниса, это собственно город, другой — Старая Ниса — крепость с дворцами и храмовыми постройками. Новая Ниса — многослойное поселение. Слой парфянского города здесь обнаружен под поздними напластованиями. Старая Ниса была заброшена еще в древности и целиком относится к парфянскому времени.
Старая Ниса служила царской резиденцией. За мощной крепостной стеной археологами обнаружены остатки монументальных храмов, дворцовый комплекс, царская с глухим внутренним двором. Среди строений дворца центральное место занимал большой парадный зал. Его перекрытие поддерживали четыре восьмиметровые колонны. Внутреннее устройство зала несет на себе черты эллинистических традиций: капители колонн, поддерживавших своды, пышно украшены терракотовыми лепными листьями, так же, как колонны в классической Греции. Вверху зала шел фриз из терракотовых плит с изображениями эмблем, выполненных в традициях эллинистического искусства: парфянский лук, полумесяц, якорь, палица Геракла, маска льва и другие знаки. Стены были украшены крупными глиняными скульптурами, установленными в нише второго яруса.
Рядом с тронным залом располагалась сокровищница и винные склады. Двери сокровищницы были заложены кирпичом и опечатаны. Стены и опечатанные двери так и остались нетронутыми, но несмотря на это ценности подверглись разграблению еще в древности. Наиболее ценное было унесено, но в углах сохранились обломанные ручки серебряных сосудов, бронзовые фигурки, серебряные монеты, ритоны из слоновой кости, из которых были вынуты драгоценные камни. Найденные вещи относятся к III—I вв. до н. э., т. е. к периоду расцвета Парфянского государства.
Среди уцелевших сокровищ больше всего предметов из слоновой кости: шкатулки и ритоны в виде рога, греческая скульптура крылатого сфинкса, изящные статуэтки Эрота, Афины и орла. Произведения местных мастеров создавались с учетом особенностей восточного искусства. Наглядным примером соединения художественных стилей служат ритоны.
Отдельную группу предметов сокровищницы составляют мраморные статуи, выполненные в греческой манере. Лучше других сохранилась статуя богини, задрапированной в ниспадающие одежды. Образец совершенства — статуя обнаженной женщины с классически строгим и немного задумчивым лицом и великолепно моделированным телом. Скульптура, судя по всему, была привезена из Греции.
Старая Ниса являлась важным административным центром Северной Парфии, сюда стекались продукты со всей сельскохозяйственной округи. Вскрыты подвалы с хумами, обнаружены тексты, согласно которым производился учет продуктов и вина. Склады Нисы могли хранить большое количество продукции виноделов.
Тексты в Парфии писали черными чернилами кистью на глиняных черепках от больших сосудов, на которых делали предварительные «черновые» записи. Свыше двух тысяч черепков с надписями местным парфянским письмом или на греческом языке найдено во время раскопок. На черепках обозначено, сколько вина, в каком году и из какого района привезено. В документах упоминается семнадцать сельскохозяйственных районов и десять отдельных селений, что позволяет предположить о существовании вокруг Нисы довольно обширной сельскохозяйственной округи.
На северо-восточной окраине государства располагался город Мерв, обнесенный мощной четырехугольной стеной с более чем сотней башен. Во внутренней застройке города заметна социальная дифференциация его обитателей. Особняком от богатых домов рабовладельцев размещались небольшие домики ремесленников, где рядом с жильем находились мастерские. За городской стеной простирались обширные сельские усадьбы с бахчами, виноградниками и садами. Сельский пригород был также обнесен глинобитной стеной с воротами.
50. Археология кушанского и раннемусульманского периодов Средней Азии.
История народов Средней Азии в эпоху средневековья делится на два больших периода. До завоевания арабами Средняя Азия находилась под влиянием могущественной Кушанской империи с ее буддизмом. В начале I тыс. н. э. Кушанская империя включала Северную Индию, территорию современного Афганистана и часть Средней Азии. Поворотным событием средневековой истории народов Средней Азии было арабское завоевание в IX в. и распространение мусульманства.
К кушанскому периоду (I—III вв.) относится дворец правителей Хорезма —
Топрак-кала. Он представляет собой огромный замок с тремя башнями. Стены замка сохранились, их высота 25 м. По углам возвышались большие квадратные башни, внутри которых размещались жилые помещения. Во дворце было множество различных строений. Расчищена группа парадных залов, в том числе огромный «зал царей», в котором на высоких, примыкавших к стенам суфах для отдыха возвышались скульптурные группы, изображавшие царей Хорезма в окружении родных и богов-покровителей. Вход во внутренние помещения дворца шел через небольшой «алебастровый зал», имевший тоже парадный вид. Их стены украшали пышные горельефные изображения царя. С другой стороны «алебастрового зала» был расположен так называемый зал темнокожих гвардейцев, где представлены скульптуры темнокожих воинов в железных чешуйчатых панцирях и высоких головных уборах. В южной части дворца находился гарем и другие помещения. Стены гарема также украшали великолепные росписи. Целый комплекс помещений дворца-крепости занимал арсенал, где находились мастерская по производству луков, склады оружия и военного снаряжения.
Во время раскопок крепости Топрак-кала найдено около ста текстов на глине, дереве и коже. Некоторые из них датированы началом III в. Интересные сведения о правителях Хорезма дает и нумизматический материал, собранный на поселениях.
Пенджикент был поздним согдийским городом, погибшим в результате арабских завоеваний. Он располагался в долине Заравшана. Раскопки города по-настоящему начались только в 40-х годах XX в. Укрепленное поселение Пенджикент возникло в V в., а в VII — начале VIII в., как показывают раскопки, город переживал период расцвета. Очевидно, уже в начале VII в. он стал Центром отдельного согдийского владения.
Планировка. В центре города, за крепостной стеной находилась площадь с двумя храмами, а за ней тянулся огромный массив строений. Около цитадели были разбросаны усадьбы пенджикентского пригорода, а далее к югу — погребальные склепы. В пригороде открыты винодельни, стекольная мастерская, хозяйственные дворы.
Храмы на центральной площади города были обращены входом на восток, навстречу лучам восходящего солнца. Каждый храм имел три входа, которые были оформлены красивыми глиняными рельефами. Большой открытый двор в центре храма ограждали глухие стены с расположенными внутри них помещениями. Вдоль внутренних стен двора тянулись высокие суфы для отдыха, прикрытые сверху навесами. В центре двора имелся водоем, обсаженный деревьями. Стены покрывала красочная роспись.