Файл: 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
На смену сопкам в Х в. приходят круглые курганы с трупосожжением особенно распространенные в тех же ареалах. Характерной чертой этих курганов, указывающей на их связь с сопками, является валунное кольцо в основании.
Большинство круглых курганов содержит по одному-два захоронения, совершенных в верхней части насыпи. Вероятно, погребения помещались в уже сооруженную насыпь. В подавляющем большинстве погребений никаких вещей не найдено. Территория распространения сопок и возникших в значительной степени на их основе круглых курганов с сожжением, а затем — трупоположениями в пределах Северо-Запада Руси соответствует в основных чертах территории обитания племени новгородских словен.
54. Археология балтов и финно-угров.
Археология балтов.
Исконными древними этническими образованиями на западе территории были балты, занимавшие территорию юго-восточной Прибалтики, включая значительную часть бассейнов Немана и Западной Двины.
Археологические памятники средневековых балтов представлены в основном тремя группами: латышской, литовской и западнобалтской. В ходе накопления материала удалось связать латышские археологические памятники с тремя этническими группами: латгалами, селами и земгалами, образовавшими латышскую народность. На территории Литвы археологические памятники удается в ряде случаев связать с аукштайтами, литвой и жемайтами, а в юго-западной Прибалтике — с пруссами, куршами, ятвягами и скалвами.
Важнейшими археологическими памятниками являются грунтовые могильники второй половины I — начала II тысячелетия н. э. Хоронили в продолговатых могильных ямах, в вытянутом положении. Интересно, что погребения мужчин и женщин имеют разную ориентацию: женщины — головой на юго-запад, а мужчины — на северо-восток. В погребениях мужчин встречаются топоры, ножи, втульчатые и черешковые наконечники копий, а в более поздних погребениях IX—XII вв. — железные мечи и подковообразные застежки. В женских погребениях — головные украшения из бронзовых спиралей, колечек, нашитых на налобную ленту, бронзовые булавки и шейные гривны. В поздних погребениях значительно увеличивается количество бронзовых украшений.
Аукштайтам принадлежит значительное количество городищ и грунтовых могильников. Ранние погребения совершались по двум обрядам: кремация и трупоположение. С VII в. в могильниках преобладают погребения остатков совершенных на стороне трупосожжений. Инвентарь немногочисленный. Обычно это металлические украшения. Орудия труда и оружие встречаются очень редко. В поздних погребениях рядом с могилой человека хоронили коня,
часто вместе с богато украшенной сбруей.
В юго-восточной части современной Литвы и частично Беларуси проживала средневековая литва, давшая название литовской народности. Исследование археологических памятников на этой территории началось еще в конце прошлого века. Основными археологическими памятниками являются так называемые восточнолитовские курганы и поселения. В курганных насыпях, иногда близко от поверхности, встречаются погребения костей, сожженных на стороне. В ранних мужских погребениях обычно присутствуют предметы вооружения, а в погребениях конца I — начала II тысячелетия н. э. оружие встречается очень редко. В ранних погребениях находят короткие однолезвийные мечи, а в поздних — двусторонние, распространенные на значительной территории Европы. Известны два типа поселений: неукрепленные, где главным образом и жили люди, и городища, основанные еще в I тысячелетии н. э., которые использовались как временные убежища.
По письменным источникам IX—XIII вв. известны три этнонима западных балтов: пруссы, скалвы и курши. Пруссы населяли балтийское побережье от Вислы до Немана. Пруссы жили в прямоугольных в плане жилищах столбовой или срубовой конструкции с очагом в центре. Основание жилищ выкладывалось из камня. На территории обитания пруссов широко известны грунтовые могильники. Они расположены на возвышениях по берегу моря или рек. В грунтовых овальных ямах хоронили остатки кремации, совершенной на стороне. Погребения сопровождают глиняные пряслица, железные ножи, изделия из янтаря, иногда предметы вооружения. Выделяются отдельные богатые по инвентарю погребения с позолоченными и серебряными предметами.
К востоку от пруссов до низовьев Немана жили курши. Ранние могильники середины I тысячелетия н. э. (Курманчяй, Капсиде) имеют каменные сооружения — венцы. Для более позднего времени характерны грунтовые могильники. Типичным для этой этнической группы является обычай класть в могилы миниатюрные сосуды, которые, однако, не повторяют по форме бытовую керамику. Погребения совершались по обряду как трупоположения, так и трупосожжения. Иногда остатки кремации помещались в небольшие деревянные ящики. Известны как неукрепленные, так и укрепленные поселения куршей. Например, поселение в Приедниеки площадью 100 × 20 м было защищено двумя параллельными валами. В поздний период (XIII— XVI вв.) существовали наземные каменные жилища с глинобитными или каменными печами.
К югу от куршей жили скалвы, а к югу от прусских и литовских поселений — ятваги, занимавшие значительную территорию Литвы, Брестской области и Белорусское Понеманье. Археологически территория их обитания в средневековье отмечена специфическими могильниками, состоящими из каменных курганов. Это погребальные насыпи, сложенные только из камня или из камня и земли. Они круглые в плане, их диаметр 10—15 м. Большой могильник раскопан в Литве в деревне Вилькяутиним. Сожжение умерших совершалось на стороне. Затем кости ссыпались на площадку, которая ограждалась камнями.
Археология финно-угров.
Археология средневековых финно-угров обширна по территории, разнообразна по археологическим комплексам. Важно отметить, что средневековая история финно-угорских народов, в отличие от истории балтов, плохо освещена письменными источниками. В силу этого археологические материалы приобретают особую ценность.
На востоке территории финно-угорского мира как район особой группы археологических культур угров и самодийцев, отмеченных рядом общих черт, выделяются Урал и лесная территория Западной Сибири. Еще в раннем железном веке, в I тысячелетии до н. э., угро-самодийцы заселяли почти все лесное и лесостепное Прииртышье и Приобье. Во второй половине I — начале II тысячелетия н. э. в лесном Зауралье существовало несколько археологических культур, связанных с угорским этносом. Они выделены в основном по особенностям керамики и поэтому осторожно называются памятниками молчановского (VII—IX вв.), юдинского (X—XIII вв.) и макушинского (XIII—XIV вв.) типов. К позднему периоду (XIV—XVI вв.) относятся памятники туралинского типа.
Памятники молчановского типа локализуются по среднему и нижнему течению р. Туры. Это городища, расположенные на мысах, они защищены валами и рвами. На площади городищ заметны впадины. Жилищами служили прямоугольные полуземлянки. Основной инвентарь — керамика. Характерными являются приземистые круглодонные сосуды, плечики которых украшены оттисками шнура
. Обнаружены железные ножи с прямоугольной спинкой, изделия из кости, костяные наконечники стрел с листовидным пером, железные прямоугольные пряжки, широко известные в Евразии, медные скрученные браслеты, перстни и подвески.
Бассейны рек Туры и Тавды занимали памятники юдинской культуры, изученной по поселениям, городищам, грунтовым и курганным могильникам и жертвенным местам. Небольшие по площади городища укреплены валом с деревянной конструкцией в виде срубов. На Юдинском, Ликинском, Андреевском III городищах исследованы остатки крупных жилищ в виде полуземлянок. Известны и наземные конструкции трех типов: шатровые полуземлянки, наземные столбовые жилища и срубовые дома. Обнаружено несколько грунтовых могильников этой культуры. Людей погребали по обряду кремации и ингумации с остатками костров. В инвентаре много украшений: браслеты из серебра и бронзы, плоские, витые, круглые серьги и височные подвески, бронзовые бубенчики, пронизки, зооморфные подвески. Юдинскую культуру связывают со средневековыми манси.
К IX—XIII вв. в лесном Нижнем Прииртышье относятся памятники усть-ишимской культуры, представленные укрепленными городищами, грунтовыми и курганными могильниками. Раскопки поселений производились в основном по Иртышу и в низовьях Тары: Новоягодное I, Белый Яр, Кипо-Кулары, Безымянное. Городища укреплены валами и рвами. На поселениях были жилища двух типов: полуземлянки и постройки шатровой конструкции с полом, деревянными стенками, которые крепились на опорных столбах, и входом в виде коридора. Погребальный обряд связан с земляными округлыми или овальными курганами. Хоронили по обряду трупоположения под курганной насыпью. В ногах у погребенных ставились глиняные сосуды, клались наконечники стрел, зооморфные и антропоморфные бляшки, железные ножи.
Средневековая история муромы изучена по могильникам. Известно два типа погребений: трупоположение в грунтовой яме и трупосожжение. Трупы сжигались на стороне на особых площадках или в кремационных ямах. Состав инвентаря для обоих типов погребений один и тот же. Особенно примечательны женские украшения — от головного убора до обуви, отражавшие имущественное, семейное и социальное положение женщины. Богатые женские погребения отличались инвентарем и захоронением с конем.