Файл: 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особым богатством инвентаря отличаются мужские погребения с конем. С набором производственных инструментов хоронили кузнецов, литейщиков. Почти во всех погребениях мужчин встречается оружие: железные наконечники стрел и копий, иногда мечи.
Отдельную группу образуют памятники финских племен рязанскоокской группы. Это грунтовые могильники, расположенные на территории от устья Москвы-реки до Касимовской возвышенности, где известны Борхинский, Вахинский, Константиновский, Кулаковский, Тырновский и другие могильники. Исследование их началось еще в конце прошлого века. Это могильники с трупосожжением и трупоположением с восточной ориентировкой. Отмечается группа погребений с северной ориентировкой, которая в средневековье была характерна для широкого круга финских племен. Различия касаются и инвентаря. Для трупоположений с меридиональной ориентировкой характерны специфические шумящие подвески, входившие в состав нагрудных, поясных и головных украшений.
Инвентарь погребений с восточной ориентировкой включает браслеты с утолщенными концами, витые шейные гривны, головной убор из рядов спиральных пронизок.
По Волге, в устье Ветлуги и до Вятки на севере расположены грунтовые могильники и городища марийцев (средневековых черемисов). Для могильников V—XI вв. характерны три типа захоронений: ингумация, трупосожжение и кенотафы, представляющие собой захоронение завернутых в одежду вещей. В поздних могильниках XII— XIII вв. отмечается только трупоположение. Умершие погребались в грунтовых ямах без гробов, на подстилке из коры или войлока. Специфической чертой культуры является женский нагрудник в виде кожаной полосы, пришивавшейся к одежде на груди. К нему по сторонам подвешивались украшения — наборные проволочные и коньковые подвески.
В бассейне р. Чепца локализуются памятники удмуртской культуры IX—XV вв., известные под названием чепецкой культуры. Основным видом памятников являются городища, расположенные равномерно на береговых мысах
(Иднакар, Вальнар и др.). Для этой культуры характерны бревенчатые постройки с открытыми очагами и ямамикладовыми внутри. В развитии культуры выделяются два этапа: первый датируется IX — началом XIII в., второй — XIII—XV вв. В материалах археологической культуры встречаются предметы кузнечного, меднолитейного, костерезного и керамического производства. Керамическая посуда изготавливалась вручную. Наиболее распространенными были горшки с короткой шейкой. Материалы могильника Чемтай и других позволяют реконструировать одежду. Женским головным убором был своего рода кокошник из обтянутой материей бересты. На эту основу нашивался бисер, бляшки и бусы, прикреплялись шумящие украшения на цепочках или кожаных ремешках.
55.
Древняя Русь по археологическим данным.
В VIII-X вв. в восточнославянском мире происходили существенно важные эволюционные процессы, результатом которых явилось разрушение родового общества, оформление феодальных отношений, становление государственности. Реконструкция этих процессов по письменным источникам невозможна.
В IХ-Х вв. на территории лесостепной и лесной зоны Восточной Европы, освоенной славянским населением, распространяется один тип погребений — круглые курганы с трупосожжением, совершенным на месте последующего возведения насыпи. Курганные группы содержат по нескольку десятков насыпей, в каждой из которых, как правило, только одно погребение, урновое или безурновое. Погребальный инвентарь ограничен одним-тремя предметами, обычно это нож или наконечник стрелы, отдельные оплавленные бусины. Характерен обычай битья посуды при погребении: черепки встречаются на поверхности погребальных кострищ или в насыпи курганов. Нередко в погребениях встречаются пережженные кости лошадей или собак. Обычно эти многочисленные однотипные погребения рассматриваются как захоронения рядовых общинников. На фоне однородных по обряду и этнической принадлежности рядовых погребений в курганных могильниках X в. выделяются парные трупосожжения, сопровождающиеся многочисленным и разнообразным инвентарем часто включающим предметы вооружения, восточные монеты, весы и гирьки. Предполагают, что такие погребения принадлежат феодализирующимся представителям княжеской дружины. Большинство подобных погребений исследовано в самых крупных курганных могильниках Х в
. — Гнёздовском (под Смоленском), Тимеревском (под Ярославлем), Киевском, Шестовицком (близ Чернигова).
Одним из примеров погребения дружинника является курган, раскопанный в Гнёздове. Курган содержал остатки парного (мужчина и женщина) трупосожжения, совершенного на месте сооружения кургана. Обряд сожжения дополнен такими элементами ритуала, как «умерщвление оружия» — предварительно сломанный меч воткнут в слой погребального кострища, наличие амулета в виде железной шейной гривны с подвесками-молоточками Тора, битье посуды — обломки привозной крымской амфоры оказались рассеяны по всему кострищу. Погребение сопровождалось целыми лепными сосудами-урнами местного происхождения и византийским круговым кувшинчиком, десятками сердоликовых и хрустальных бус, остатками серебряной канители, которой была, видимо, расшита одежда погребенных, пятью арабскими монетами. Самая интересная находка — это надпись, процарапанная на амфоре до того, как та была разбита.
Примечательно здесь сочетание элементов славянской и скандинавской погребальной обрядности и инвентаря. К славянским относятся формы лепных глиняных сосудов, височное спиральное кольцо, ритуальное битье посуды и граффити. Скандинавские элементы — порча и втыкание оружия в погребальное кострище, присутствие гривны с амулетами-молоточками Тора, женские фибулы овальной формы, характерные для североевропейского костюма.
Сочетание в погребении дружинника разноэтнических элементов неудивительно: присутствие скандинавов (варягов) в составе древнерусской дружины, полиэтничной по составу, неоднократно отмечается летописью.
С IX в. начинает формироваться, а в X в. складывается своеобразная дружинная культура, синтезировавшая разноэтничные элементы. В археологическом смысле дружинная культура определяется погребальным обрядом: способом и характером захоронения, конструкцией погребального сооружения, составом инвентаря и деталями его расположения в погребении. Обряд погребения в ладье — как сожжение, так и трупоположение — совершенно очевидно связан с выходцами из Скандинавии. Появление захоронений воина с конем можно рассматривать не только как указание на социальный статус погребенного. Совместные погребения человека и верхового коня хорошо известны в IX-XI вв. у мадьяр и тюркских племен восточноевропейских степей.
До X в. находки оружия в восточнославянских погребениях практически неизвестны. В Х в. на Руси распространились прямые двулезвийные рубящие мечи так называемого каролингского типа. Основные места их находок
связаны с Гнёздовом, Киевом, Черниговом и его окрестностями. Всего найдено около 100 мечей X — первой половины XI в. Большинство мечей было изготовлено в мастерских Рейнской области (Германия), о чем говорят латинские клейма на их клинках: INGELRII, ULFBERTH и др. Однако, вероятно, часть мечей могла быть выкована и на Руси. На это указывает находка меча из Фощеватой под Миргородом (Украина), на клинке которого обнаружено клеймо-надпись «ЛЮДОТА (ЛЮДОША) КОВАЛ(Ь)».
Значительная часть каролингских мечей попала на Русь через посредство скандинавов или вместе с ними. Формы боевых топоров разнообразны. Местное происхождение имеют некоторые узколезвийные топорики; среди них выделяются небольшие топорики-чеканы, хорошо известные по материалам кочевнических погребений. С миром кочевого и оседлого населения степи и лесостепи связана форма большинства найденных в дружинных погребениях стремян.
Характерной деталью дружинной культуры являются ременные наборы поясов и конской упряжи, богато украшенные бронзовыми или серебряными накладками, преимущественно восточного происхождения. Широкое распространение в дружинной среде Х в. получили игральные шашки — стеклянные или роговые. Наборы этих шашек вместе с игральными кубиками найдены в нескольких погребениях Киева, Гнёздова, Шестовицы (недалеко от Чернигова, Украина), Плакуна, на Гнёздовском поселении, Рюриковом Городище под Новгородом и других местах. Часть предметов, характерных для погребального инвентаря дружинных захоронений, является импортом, часть сделана на месте, часть принесена владельцами — выходцами из Скандинавии, Центральной Европы, Поволжья или южнорусских степей.
Наличие дружинных курганов указывает на процесс социальной стратификации общества.
Язычество. В обрядности погребений, безусловно, закодированы религиозные представления восточных славян. Обряд трупосожжения, широко распространенный вплоть до рубежа X-XI вв., и сооружение кургана — это наиболее яркие проявления языческих ритуалов. К элементам языческой культуры относится и обычай сопровождать погребение набором различных предметов, в том числе оружием (хотя славянские трупосожжения, как известно, были малоинвентарными). В конце X в. после официального акта
крещения Руси обряд трупосожжения постепенно начинает вытесняться обрядом трупоположения.
Археологические находки дают лишь некоторое представление о религии восточных славян. Также остаются практически неизвестными культовые сооружения языческой поры — храмы или святилища.
Одним из редких памятников славянского язычества является так называемый Збручский идол — каменное изваяние в виде высокого четырехгранного каменного столба, увенчанного четырьмя «ликами» с высеченными на боковых гранях масками, антропоморфными и зооморфными фигурами. Идол был найден в реке Збруч (Западная Украина) в 1848 г.
Изображения на боковых гранях столба расположены в три яруса. В верхнем ярусе находятся две женские и две мужские фигуры (одна из женских фигур держит в руке рог), четыре фигуры среднего яруса как бы образуют хоровод (руки каждой из них разведены в стороны), нижний ярус образуют схематизированные мужские фигуры, у которых подробно проработаны только лица. Верхний ярус олицетворяет небесную сферу, средний — земное пространство, нижний — подземный мир. Изображения фигур дополнены солярными знаками, зооморфными фигурами и изображениями оружия. Специалисты усматривают в этих фигурах изображения Перуна, бога грозы и войны, Хорса или Даждьбога, солнечных божеств, Велеса-Волоса, одна из ипостасей которого связывалась с миром мертвых, а также видят изображения Макоши-матери урожая (фигура женщины с рогом в руке) и Лады, богини весенней пахоты и сева, покровительницы брака. Кроме Збручского известны несколько находок каменных антропоморфных изваяний на территории лесной зоны, но они отличаются условностью и схематизмом и не имеют оснований для датировки.
Археология, как и для предшествующих эпох, дает разнообразную и объемную информацию, значительно превышающую данные письменных источников, которые для средневековой Руси, во-первых, единичны и, во-вторых, информативно ограничены.
Хозяйство восточных славян во второй половине I тысячелетия характеризуется развитием отраслей, сложившихся в предшествующий период. Традиционным занятием восточных славян было земледелие. Определение характера земледелия производится на основании изменения либо усовершенствования орудий труда.
Отдельную группу образуют памятники финских племен рязанскоокской группы. Это грунтовые могильники, расположенные на территории от устья Москвы-реки до Касимовской возвышенности, где известны Борхинский, Вахинский, Константиновский, Кулаковский, Тырновский и другие могильники. Исследование их началось еще в конце прошлого века. Это могильники с трупосожжением и трупоположением с восточной ориентировкой. Отмечается группа погребений с северной ориентировкой, которая в средневековье была характерна для широкого круга финских племен. Различия касаются и инвентаря. Для трупоположений с меридиональной ориентировкой характерны специфические шумящие подвески, входившие в состав нагрудных, поясных и головных украшений.
Инвентарь погребений с восточной ориентировкой включает браслеты с утолщенными концами, витые шейные гривны, головной убор из рядов спиральных пронизок.
По Волге, в устье Ветлуги и до Вятки на севере расположены грунтовые могильники и городища марийцев (средневековых черемисов). Для могильников V—XI вв. характерны три типа захоронений: ингумация, трупосожжение и кенотафы, представляющие собой захоронение завернутых в одежду вещей. В поздних могильниках XII— XIII вв. отмечается только трупоположение. Умершие погребались в грунтовых ямах без гробов, на подстилке из коры или войлока. Специфической чертой культуры является женский нагрудник в виде кожаной полосы, пришивавшейся к одежде на груди. К нему по сторонам подвешивались украшения — наборные проволочные и коньковые подвески.
В бассейне р. Чепца локализуются памятники удмуртской культуры IX—XV вв., известные под названием чепецкой культуры. Основным видом памятников являются городища, расположенные равномерно на береговых мысах
(Иднакар, Вальнар и др.). Для этой культуры характерны бревенчатые постройки с открытыми очагами и ямамикладовыми внутри. В развитии культуры выделяются два этапа: первый датируется IX — началом XIII в., второй — XIII—XV вв. В материалах археологической культуры встречаются предметы кузнечного, меднолитейного, костерезного и керамического производства. Керамическая посуда изготавливалась вручную. Наиболее распространенными были горшки с короткой шейкой. Материалы могильника Чемтай и других позволяют реконструировать одежду. Женским головным убором был своего рода кокошник из обтянутой материей бересты. На эту основу нашивался бисер, бляшки и бусы, прикреплялись шумящие украшения на цепочках или кожаных ремешках.
55.
Древняя Русь по археологическим данным.
В VIII-X вв. в восточнославянском мире происходили существенно важные эволюционные процессы, результатом которых явилось разрушение родового общества, оформление феодальных отношений, становление государственности. Реконструкция этих процессов по письменным источникам невозможна.
В IХ-Х вв. на территории лесостепной и лесной зоны Восточной Европы, освоенной славянским населением, распространяется один тип погребений — круглые курганы с трупосожжением, совершенным на месте последующего возведения насыпи. Курганные группы содержат по нескольку десятков насыпей, в каждой из которых, как правило, только одно погребение, урновое или безурновое. Погребальный инвентарь ограничен одним-тремя предметами, обычно это нож или наконечник стрелы, отдельные оплавленные бусины. Характерен обычай битья посуды при погребении: черепки встречаются на поверхности погребальных кострищ или в насыпи курганов. Нередко в погребениях встречаются пережженные кости лошадей или собак. Обычно эти многочисленные однотипные погребения рассматриваются как захоронения рядовых общинников. На фоне однородных по обряду и этнической принадлежности рядовых погребений в курганных могильниках X в. выделяются парные трупосожжения, сопровождающиеся многочисленным и разнообразным инвентарем часто включающим предметы вооружения, восточные монеты, весы и гирьки. Предполагают, что такие погребения принадлежат феодализирующимся представителям княжеской дружины. Большинство подобных погребений исследовано в самых крупных курганных могильниках Х в
. — Гнёздовском (под Смоленском), Тимеревском (под Ярославлем), Киевском, Шестовицком (близ Чернигова).
Одним из примеров погребения дружинника является курган, раскопанный в Гнёздове. Курган содержал остатки парного (мужчина и женщина) трупосожжения, совершенного на месте сооружения кургана. Обряд сожжения дополнен такими элементами ритуала, как «умерщвление оружия» — предварительно сломанный меч воткнут в слой погребального кострища, наличие амулета в виде железной шейной гривны с подвесками-молоточками Тора, битье посуды — обломки привозной крымской амфоры оказались рассеяны по всему кострищу. Погребение сопровождалось целыми лепными сосудами-урнами местного происхождения и византийским круговым кувшинчиком, десятками сердоликовых и хрустальных бус, остатками серебряной канители, которой была, видимо, расшита одежда погребенных, пятью арабскими монетами. Самая интересная находка — это надпись, процарапанная на амфоре до того, как та была разбита.
Примечательно здесь сочетание элементов славянской и скандинавской погребальной обрядности и инвентаря. К славянским относятся формы лепных глиняных сосудов, височное спиральное кольцо, ритуальное битье посуды и граффити. Скандинавские элементы — порча и втыкание оружия в погребальное кострище, присутствие гривны с амулетами-молоточками Тора, женские фибулы овальной формы, характерные для североевропейского костюма.
Сочетание в погребении дружинника разноэтнических элементов неудивительно: присутствие скандинавов (варягов) в составе древнерусской дружины, полиэтничной по составу, неоднократно отмечается летописью.
С IX в. начинает формироваться, а в X в. складывается своеобразная дружинная культура, синтезировавшая разноэтничные элементы. В археологическом смысле дружинная культура определяется погребальным обрядом: способом и характером захоронения, конструкцией погребального сооружения, составом инвентаря и деталями его расположения в погребении. Обряд погребения в ладье — как сожжение, так и трупоположение — совершенно очевидно связан с выходцами из Скандинавии. Появление захоронений воина с конем можно рассматривать не только как указание на социальный статус погребенного. Совместные погребения человека и верхового коня хорошо известны в IX-XI вв. у мадьяр и тюркских племен восточноевропейских степей.
До X в. находки оружия в восточнославянских погребениях практически неизвестны. В Х в. на Руси распространились прямые двулезвийные рубящие мечи так называемого каролингского типа. Основные места их находок
связаны с Гнёздовом, Киевом, Черниговом и его окрестностями. Всего найдено около 100 мечей X — первой половины XI в. Большинство мечей было изготовлено в мастерских Рейнской области (Германия), о чем говорят латинские клейма на их клинках: INGELRII, ULFBERTH и др. Однако, вероятно, часть мечей могла быть выкована и на Руси. На это указывает находка меча из Фощеватой под Миргородом (Украина), на клинке которого обнаружено клеймо-надпись «ЛЮДОТА (ЛЮДОША) КОВАЛ(Ь)».
Значительная часть каролингских мечей попала на Русь через посредство скандинавов или вместе с ними. Формы боевых топоров разнообразны. Местное происхождение имеют некоторые узколезвийные топорики; среди них выделяются небольшие топорики-чеканы, хорошо известные по материалам кочевнических погребений. С миром кочевого и оседлого населения степи и лесостепи связана форма большинства найденных в дружинных погребениях стремян.
Характерной деталью дружинной культуры являются ременные наборы поясов и конской упряжи, богато украшенные бронзовыми или серебряными накладками, преимущественно восточного происхождения. Широкое распространение в дружинной среде Х в. получили игральные шашки — стеклянные или роговые. Наборы этих шашек вместе с игральными кубиками найдены в нескольких погребениях Киева, Гнёздова, Шестовицы (недалеко от Чернигова, Украина), Плакуна, на Гнёздовском поселении, Рюриковом Городище под Новгородом и других местах. Часть предметов, характерных для погребального инвентаря дружинных захоронений, является импортом, часть сделана на месте, часть принесена владельцами — выходцами из Скандинавии, Центральной Европы, Поволжья или южнорусских степей.
Наличие дружинных курганов указывает на процесс социальной стратификации общества.
Язычество. В обрядности погребений, безусловно, закодированы религиозные представления восточных славян. Обряд трупосожжения, широко распространенный вплоть до рубежа X-XI вв., и сооружение кургана — это наиболее яркие проявления языческих ритуалов. К элементам языческой культуры относится и обычай сопровождать погребение набором различных предметов, в том числе оружием (хотя славянские трупосожжения, как известно, были малоинвентарными). В конце X в. после официального акта
крещения Руси обряд трупосожжения постепенно начинает вытесняться обрядом трупоположения.
Археологические находки дают лишь некоторое представление о религии восточных славян. Также остаются практически неизвестными культовые сооружения языческой поры — храмы или святилища.
Одним из редких памятников славянского язычества является так называемый Збручский идол — каменное изваяние в виде высокого четырехгранного каменного столба, увенчанного четырьмя «ликами» с высеченными на боковых гранях масками, антропоморфными и зооморфными фигурами. Идол был найден в реке Збруч (Западная Украина) в 1848 г.
Изображения на боковых гранях столба расположены в три яруса. В верхнем ярусе находятся две женские и две мужские фигуры (одна из женских фигур держит в руке рог), четыре фигуры среднего яруса как бы образуют хоровод (руки каждой из них разведены в стороны), нижний ярус образуют схематизированные мужские фигуры, у которых подробно проработаны только лица. Верхний ярус олицетворяет небесную сферу, средний — земное пространство, нижний — подземный мир. Изображения фигур дополнены солярными знаками, зооморфными фигурами и изображениями оружия. Специалисты усматривают в этих фигурах изображения Перуна, бога грозы и войны, Хорса или Даждьбога, солнечных божеств, Велеса-Волоса, одна из ипостасей которого связывалась с миром мертвых, а также видят изображения Макоши-матери урожая (фигура женщины с рогом в руке) и Лады, богини весенней пахоты и сева, покровительницы брака. Кроме Збручского известны несколько находок каменных антропоморфных изваяний на территории лесной зоны, но они отличаются условностью и схематизмом и не имеют оснований для датировки.
Археология, как и для предшествующих эпох, дает разнообразную и объемную информацию, значительно превышающую данные письменных источников, которые для средневековой Руси, во-первых, единичны и, во-вторых, информативно ограничены.
Хозяйство восточных славян во второй половине I тысячелетия характеризуется развитием отраслей, сложившихся в предшествующий период. Традиционным занятием восточных славян было земледелие. Определение характера земледелия производится на основании изменения либо усовершенствования орудий труда.