Файл: 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 240
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Формы поливной керамики разнообразны, но в видовом отношении ограниченны. Больше всего чаш разных вариантов с кольцевым поддоном. Имеются также тарелки, горшковидные сосуды, одноручные кувшины, бутылки, светильники, фляги, чернильницы. Видовая ограниченность глазурованной посуды многократно компенсируется орнаментальным разнообразием. Полихромная гамма росписи обеспечивалась нанесением на белый, реже светло-бирюзовый фон зеленого, синего или коричневого контура рисунка и расцветкой деталей орнамента синими точками и бирюзовыми пятнами. Чрезвычайно разнообразна орнаментация, сочетавшая растительные (чаще всего цветок лотоса или трилистник), геометрические, реже зооморфные (водоплавающая птица или крылатый кентавр) элементы, дополняемые в ряде случаев и орнаментами в виде арабской вязи.
АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР
Золотоордынский архитектурный декор развивался под воздействием иранских и восточнокавказских (азербайджанских) импульсов.
МОНЕТЫ Интенсивности рыночных отношений способствовала золотоордынская монетная чеканка. Золотоордынская монета имела хождение во многих странах и в первую очередь на подвластных территориях.
Известно большое количество монетных кладов, найденных как на городищах, так и вдали от них. Последние, вероятно, были зарыты купцами недалеко от трассы дороги в моменты опасности. Встречаются очень большие клады — до 30 тыс. серебряных монет. Огромное количество монет, главным образом медных, находят в культурном слое золотоордынских городищ. Кроме серебряных и медных монет в денежном обращении Золотой Орды ходили палочковидные «ладьевидные» серебряные слитки, встречаются золотые монеты.
РАЗНООБРАЗИЕ РЕМЕСЕЛ
-
Сложное по технологии стеклоделие представлено многочисленными находками — сосудами, украшениями, оконным стеклом — и следами производства. В Сарае обнаружена мастерская по изготовлению бус, подвесок, перстней и браслетов, что свидетельствует о местном производстве и узкой специализации ремесленников. Формы стеклянных сосудов разнообразны: флаконы, кувшины, стаканы, бокалы, чаши. Оконное голубоватое или зеленоватое стекло имело вид плоских дисков. Продукция золотоордынских стеклоделов и состав стекла находят широкие аналогии в мастерских разных стран, в основном — среднеазиатских. -
Железоделательное ремесло в нижневолжских городах специально не изучалось, но продукция его известна по археологическим материалам. Золотоордынские кузнецы выпускали различный инструментарий — топоры, долота, тесла, серпы, лопаты, пилы, наковальни, мотыжки; оружие — мечи и сабли, кинжалы, дротики, наконечники стрел разных типов, в том числе монгольские стрелы с прорезью («свистящие»); предметы конского снаряжения — арковидные стремена, удила, подковы; бытовые предметы — замки и ключи к ним, кресала, гвозди, костыли, скобы и др. -
В Новом Сарае на двух усадьбах были открыты косторезные мастерские. Ассортимент изделий косторезов был ограниченным — главным образом рукоятки ножей, накладки, навершия, производились также кольца для натягивания тетивы лука, костяные стрелы, проколки, копоущки, пластинчатые орнаментированные накладки на колчаны и ларцы.
• Цветные металлы
Мастерские ремесленников по обработке цветных металлов и ювелиров, работавших с золотом и серебром, раскопаны в нескольких золотоордынских городах. Ремесленники владели всеми технологическими приемами — литьем, в том числе способом литья
«на выплеск», спайкой, штамповкой, чеканкой, гравировкой.Из цветных металлов, в том числе серебра и золота, изготовляли массу украшений (серьги, браслеты, кольца и перстни), детали одежды (пряжки, поясные бляшки, накладки и бубенцы), бытовые предметы (посуду, зеркала, пуговицы, бронзовые замочки в виде фигур животных, подсвечники и светильники, миниатюрные сосудики). Формы предметов (особенно украшений) были разнообразны. Они нередко орнаментировались, чаще всего гравировкой. Великолепны литые браслеты с львиными личинами на концах, бронзовые и золотые. В большинстве случаев декорировалась внешняя сторона зеркал геометрическим и растительным орнаментом; изображениями животных, бегущих по кругу; сценами охоты на льва; изображениями лисицы и винограда — сюжет античной басни
• Торевтика наряду с поливной керамикой — область художественного ремесла, где наиболее ярко проявилось высочайшее мастерство и степень культуры золотоордынских ремесленников. Серебряные сосуды — кубки, чаши, кувшины — покрывались тончайшей гравировкой. Интересна группа золотых и серебряных сосудов с ручками в виде дельфинов и драконов, иногда с кольцами в пасти, почти всегда с тонким проволочным украшением по гребню.
Высочайшее мастерство золотоордынских торевтов ярко проявляется в одном из шедевров ювелирного искусства - «шапке Мономаха» — тронной регалии русских царей. Золотой головной убор XIV в. Покрыт тончайшей сканью и зернью так, что на поверхности образуется сложнейшая плетенка. Его филигранные узоры выполнены в традициях среднеазиатских мастеров.
БЫТ
Быт горожан дает дополнительные свидетельства высокого уровня культуры золотоордынской городской цивилизацииДля освещения домов пользовались масляными светильниками — глиняными и металлическими, а также свечами, вставлявшимися в керамические и бронзовые подсвечники. Богатые дома и общественные здания освещались подвесными арабскими стеклянными лампами и люстрами с несколькими лампами. Лежанки-суфы устилали кошмами и циновками. На пол стелились тростниковые циновки.
Пищу готовили тут же. Отдельных кухонь нет даже в богатых домах. Хлебные лепешки пекли в тандырах. Мясо жарили на жаровнях.
Играли в кости, шашки, шахматы. Находят детские игрушки — фигурки птиц и животных, свистульки. Была распространена достаточно сложная игра— «вавилон». Для нее расчерчивалось игровое поле на плитках, кирпичах или обмазке суфы.
В пищу шла конина, баранина, говядина. Свинина была запрещена Кораном. Растительная пища — рожь, пшеница, орехи, изюм, чернослив, персики, бобы, виноград, арбузы. Употребляли пряности. Пили кофе, кумыс, хмельной напиток — бузу, вино, чаще медовое, редко — привозное виноградное.
Одежда — штаны, рубахи, кафтаны, у богатых из дорогих шелковых и парчовых тканей. Употреблялась меховая и кожаная одежда. Носили кожаную обувь. Голову покрывали колпаками. Знатные женщины носили высокие головные уборы на каркасе—бокка. Опоясывались кожаными ремнями, кушаками, поясами с металлическими накладками, иногда золотыми с камнями. Пояса были знаком власти и принадлежности к элите. В числе женских, а иногда и мужских украшений — серьги, кольца, перстни, браслеты, нашивки на одежду.
Общеупотребительны были деревянные гребни, у женщин — зеркала, туалетные щипчики, стеклянные флакончики.
62 . Культура монголоязычных народов и Юаньская империя. Древние монгольские племена, жившие на территории современной Монголии и северо-восточного Китая, объединились в XIII в. Под властью Чингисхана.В XV-XVI в. Монголоязычные народы разделились на три группы: северную (халха – основное население Республики
Монголия), южную (Внутренняя Монголия Китая) и западную
(ойраты).Монголоязычные народы в древности – оседлые обитатели лесов в верховьях и Бассейне Амура. Основные занятия: рыболовство, охота, придомное скотоводство, Собирательство и земледелие. Северные соседи монголов – тунгусоманьчжурские народы.
Лесной период истории народа:
-
Тип жилища – землянки. «Тайные» погребения (включая могилу самого Чингисхана) – грунтовые захоронения, лишенные надмогильных Сооружений. «Тайные» погребения – признак лесных народов. Незначительное количество достоверно монгольских захоронений.
Повсеместное создание городов
– отличительная черта монгольской культуры.
Обнаружение в ходе раскопок городов в Туве двух могильников (на которых оказались каменные статуи чиновников, львов и баранов, стоявших парами вдоль прохода к невидимым могилам). Захоронения в деревянных гробах, установленных в боковые подбои.
-
Отсутствие укреплений в городском строительстве. -
Применение обожженного Квадратного кирпича в бытовом и общественном зодчестве. -
Богатство инвентаря.
Традиционное жилище – разборная переносная юрта, крытая войлочными кошмами.
РЕЛИГИЯ
Во древности предки монгол были шаманистами. Во времена империи Юань официальной религии был тибетский буддизм традиции Сакья. После распада империи Юань наряду с буддизмом вновь большое значение приобрел шаманизм. К концу XVI столетия шаманизм был в Монголии вытеснен тибетским буддизмом традиции Гэлуг.
Для монголоязычных народов характерны:
чугунные котлы, литые втулки-цуны к осям телег, широкие и укороченные пятиугольные наконечники стрел, серые круговые сосуды со звонким черепком, пояса с бляхами обоймами и петлями, наборы серебряной пиршественной посуды.
Письменность -уйгурская, квадратная
Монгольская литература находится под большим влиянием своих устных кочевых традиций. «Три глыбы» монгольской литературы: Сокровенное сказание монголов, Гэсэр и Джангар, все они отображают многовековые традиции героического эпоса Евразийской степи. Монгольская литература также была отражением общества на текущий момент, уровня политического, экономического и социального развития, а также ведущих интеллектуальных тенденций.
63. КУЛЬТУРА МОНГОЛОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ И ЮАНЬСКАЯ ИМПЕРИЯ (XIII-XIV BB.)
Нередко историю монголов начинают с XIII в., когда они были степными скотоводами. Но в древности монголоязычные народы — это оседлые обитатели лесов в верховьях и бассейне Амура, живущие в землянках, занимающиеся рыболовством, охотой, придомным скотоводством, собирательством и земледелием. На то указывает исконный словарь, в котором есть свои термины для крупных речных рыб, таежных животных, собак и лошадей (разводимых на мясо). Особенно разработана лексика для дикой и домашней свиньи. Письменные источники единодушны: древние монголы были южными соседями тунгусо-маньчжурских народов. Однако выделить их древности из ранних археологических материалов Приамурья и Маньчжурии пока не удается.