Файл: 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 239
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
До X в. всю территорию Монголии, Джунгарии и Восточного Туркестана заселяли тюркоязычные племена. Выйдя в степь и за два века став кочевниками, монголы заимствовали от них названия степных животных, скотоводческий лексикон. От тюркских народов были восприняты как навыки земледелия, так и переносные войлочные юрты. Тюркский вклад в духовную культуру привел к восприятию мировых религий (манихейства, несторианства, буддизма) и уйгурского шрифта, а в социальной сфере — титулатуры, управленческого аппарата и канцелярий. Планировка уйгурских городов повлияла на градостроительство монголоязычных киданей. Именно их вторжение, произошедшее в 924 г., положило начало коренным этническим переменам в Центральной Азии. Государство киданей называлось Ляо (916-1125 гг.), лежало за пределами современной России, и его древности мы рассматривать не будем, но следует знать, что его материальная культура испытала сильное воздействие Уйгурского каганата и Древнехакасского государства. С конца XII в. монголоязычные народы господствовали в центральноазиатских степях и пустынях, а их граница с тюркоязычным миром стала такой, как ныне.
Корни многих явлений монгольской культуры, в XIII-XIV вв. распространившихся по Евразии, надо искать в лесном периоде истории народа. Таковы «тайные» погребения (включая могилу самого Чингисхана) — грунтовые захоронения, лишенные надмогильных сооружений. В отличие от курганов, создаваемых степняками, такие могилы — признак лесных народов. Понятно, что достоверно монгольских захоронений найдено крайне мало. Надежным поисковым признаком монгольских кладбищ в таких условиях становятся города, что при обыденных оценках кочевой жизни звучит парадоксально. Однако если не возводить в абсолют подвижные черты быта, то станет заметна и другая отличительная черта монгольской культуры — повсеместное создание городов. Только в Золотой Орде их было более 100, и в 20 из них чеканилась монета. Археолог, желающий отыскать монгольские кладбища, должен изучать городские могильники. Так найдены два могильника в Туве, на которых оказались каменные статуи чиновников, львов и баранов, стоявших парами вдоль прохода к невидимым могилам. Захоронения совершались в деревянных гробах, установленных в боковые подбои. Надо сказать, что третий городской некрополь, в Забайкалье, был курганным, т.е. отражал постороннее влияние.
Своеобразие монгольских городов состоит не только в отсутствии укреплений (что порождено сильной центральной властью), в применении обожженного квадратного кирпича в бытовом и общественном зодчестве (черта эта воспринята извне), в богатстве инвентаря, соединившем достижения ремесел и искусств Запада и Востока (что присуще любой городской культуре).
Специалист отличает монгольский город по типу жилищ, единому для всей империи — от Забайкалья до Молдавии. И это не юрты, а квадратные дома с каркасными, столбовыми стенами, поставленные без фундаментов.
Вдоль трех стен устроены сплошные глиняные лежанки с внутренним обогревом: в продольные каналы направлялся горячий дым из специальной печи. Такие лежанки называют кан, возникли они на северной монгольской прародине и известны еще у хунну, в культуре мохэ, киданей и чжурчжэней. Степной быт не отучил монголов от древнего домостроительства и оседлой жизни.
Многочисленность домов с канами показывает, что в Европу монголов пришло немало и среди них были строители. Инженерные части сопровождали войска. Так, в 1218 г. в отрогах Тянь-Шаня монголы возвели 48 бревенчатых мостов, пропускавших по две телеги.
Монгольские города, два из которых найдены в Забайкалье (Хирхира, Кондуй) и шесть в Туве (Оймак, Дён-Терек, Межегей и др.), частью были сооружены уже в начале XIII в. и расцвели при династии Юань (1260-1368 гг.). Страна от Алтая до восточных морей делилась на 12 провинций (а те — на области, округа, префектуры и уезды). Центром провинции Лин-бэй (Монголия и Саяно-Алтай) был Каракорум на р. Орхоне, также изучавшийся археологами. Хотя ни один из этих памятников не раскопан в полной мере, они рисуют развитую управленческую, духовную, производственную и торговую жизнь городов той эпохи. Административные здания, прежде всего дворцы наместников, сооружались на грунтовых платформах, имели кирпичные полы и крылись желобчатой черепицей. Тяжелые крыши (удерживаемые колоннадами на каменных базах) украшались терракотовой скульптурой, стены белились и расписывались фресками. На центральных площадях стояли каменные стелы с высеченными указами. В каждом городе открыты храмы — с 1269 г. буддизм был официальной религией империи. С новой верой пришли ее философия и искусство. В городах многочисленна глиняная и каменная буддийская скульптура, скальная часовня, обнаруженная в Туве, сохранила красочное изображение Будды..
Саяно-Алтайское нагорье было необходимо монгольскому государству как сырьевая база, поставлявшая металл и хлеб. В ремесленно-хлебопашеских колониях здесь селили местных и угнанных из Китая мастеровых и земледельцев. В Туве, на р. Межегей, в шахтах добывался уголь, в городах плавился металл, выжигался кокс, отливались чугунные изделия, в том числе плужные лемехи и отвалы. На них есть иероглифические надписи (китайское письмо было международным), выявляющие задачу поселенцев: «Напрягайте все усилия для обработки полей». Восприняв от чжурчжэней технику чугунной плавки, именно монголы познакомили с ней Европу. В Южной Сибири возникли фактории мусульман, получивших монополию на скупку хлеба. Они найдены в Туве и Бурятии по среднеазиатской посуде и исламским захоронениям. Огромные жернова мельниц, вращаемые животными, говорят о высокой продуктивности земледелия. Велась добыча соли, алебастра, гипса, строительного камня и, конечно же, глины. Гончарство давало превосходную посуду, использовало различную поливу, изготовляло черепицу, облицовочные плиты, кирпич и скульптуру. Массовым было кузнечное дело, каменотесное и другие ремесла. Денежное обращение, став повседневным, основывалось на серебряных слитках и бронзовой расхожей монете.
Присутствие монголов по всей Евразии обнаруживается по ряду характерных изделий. Таковы трехногие чугунные котлы и литые втулки-цуны (в виде шестеренок) к осям телег, широкие пятиугольные наконечники стрел укороченных пропорций, серые круговые сосуды со звонким черепком. Пояса с бляхами-обоймами (низавшимися на ремень) и петлями для подвешивания предметов стали признаком служилой знати и быстро стерли этнические границы. Наборы поясов были каменными, бронзовыми или серебряными, украшались рельефным и резным узором, растительным и зооморфным. В их оформлении смешалось несколько восточных традиций (Маньчжурии, Китая, Ирана, Южной Сибири). На разнородной основе сложился специфический официальный художественный стиль евразийского государства. Аристократической принадлежностью стали и наборы серебряной пиршественной посуды: кубок, широкая чаша, ковш, подвешивавшийся к поясу. По разным культурам распространились боевые луки с центральной веслообразной накладкой, длинные костяные пряжки подпруг, женский инвентарь: туалетные щеточки, шарнирные ножницы, S-видные серьги.
К монгольскому языку приспособили существовавшие письмена (курсивное уйгурское — при Чингисхане) и изобрели на их основе собственные (иероглифическое от китайского — в Ляо, квадратное от тибетского — в Юань). Сложилась своя литература, включая историческую. Эпиграфические памятники уйгурского и квадратного письма монголов во множестве найдены и в Азиатской, и в Европейской России. Таковы, например, пай-цзы — металлические пластины— пропуска для посланцев с лаконичной надписью: «Силою Великого Неба, волею Великого Хана — кто ослушается, умрет».
С упадком государственности в XIV-XV вв. монголоязычные народы были частью ассимилированы в областях древних держав (таких, как Китай и Иран), а частью вновь вытеснены в сухие горностепные районы, где географические условия вернули их быт к единственно возможным формам кочевого скотоводства. В лесостепных районах, однако, не был забыт опыт ни городской жизни, ни земледелия. Сохранились и достигнутый социальный уровень, и развитие религиозно-духовной и письменной культуры.
64. Культура тунгусо-маньчжурских народов (Дальний Восток).
В 16 в. Территорию северной и средней Маньчжурии населяло большое количество мелких племён, занимавшихся охотой и рыболовством; в бассейне средней части реки Хурха (притока Сунгари) и к югу и западу от этой территории жили земледельцы, занимавшиеся также посреднической торговле между китайцами и более северными племенами охотников. Основное занятие маньчжуров – земледелие; скот разводят в ограниченном количестве. В культуре маньчжурского народа сочетаются китайские элементы с самобытными маньчжурскими. Жилище имеет столбовую конструкцию (крыша поддерживается вертикальными столбами). Стены – из кирпича или дерева. Китайским элементом в архитектуре является двускатная крыша жилого, дома. Обогреваются жилища при помощи канов (печь с зигзагообразным дымоходом, проходящим под глиняными нарами), однако планировка жилищ и канов отличается от китайской. Различия между маньчжурами и китайцами имеются также в одежде и обуви. Маньчжуры не приняли китайского обычая бинтования ног девочкам и женщинам. Женская обувь – оригинальные туфли на очень высоких и узких «каблуках» посредине подошвы. Причёска маньчжуров, как у мужчин, так и у женщин отличалась от китайской. Женская причёска – с своеобразными головными украшениями; женские головные уборы – с металлическим каркасом и «крыльями», шапочки с валикообразным верхом; отделка и украшения верхней женской одежды, отличающие её от китайской, сохраняются в известной мере до сих пор. В духовной культуре сохраняются особенности свадебных и похорон
КУЛЬТУРА МОХЭ
Селища, городища мысового типа с земляными валами дугообразной формы. Полуземлянки и наземные дома, отапливаемые квадратными в плане очагами, иногда каном, имеющими выход через боковую дверь. Грунтовые и курганные могильники, расположенные близ реки; под прямоугольные могильные ямы, часто с дерев. Конструкциями: ящиками из горбыля с замазанными глиной щелями, рамами-обкладками с дном, срубом, доской-подкладкой. На могиле фиксируются следы костров; тризны в виде сосудов с остатками горелой пищи. Традиционны трупоположения на спине, с согнутыми ногами, головой на северозапад; вторичные захоронения; трупосожжения на стороне и на месте (при этом щели ящика гроба замазывали глиной, чтобы не проникал воздух; кости от длительного воздействия высокой темпры приобретали голубоватый цвет). Топливом часто служил торф. Погребённых сопровождали поставленный в изголовье «мохэский» сосуд, наполненный кашей, и преднамеренно испорченные вещи (копья, стрелы, сосуды с пробитым дном); для троицкой группы М. к. в качестве жертвенного животного использовали лошадь (найдены части костяков лошадей, как правило головы, помещавшиеся в средней части могилы). Керамика лепная (кольцевой налеп), представлена сосудами вазовидной, горшковидной, баночной форм. Изделия из цветного металла, в т. Ч. Ременные гарнитуры, имеют аналогии в ряде культур тюрк. Круга востока Евразии 6–10 вв.
Показательны серьги в виде бронзового или серебряного кольца с продетым в него диском из белого нефрита или др. полудрагоценного камня, пояса с бронзовыми накладками амурского типа.Памятники немногочисленны; встречаются как лепные типично мохэские вазы и горшки, так и сосуды, доработанные на круге, имеющие воронковидную горловину и прочерченный линейный орнамент, а также керамика, характерная для польцевской культуры, что объясняется контактами её носителей с мохэ. Найфельдская группа (4–9 вв.) занимала территорию у среднего и нижнего течения Амура, бассейн Сунгари, частично Приморье. Керамика развивает традиции благословеннинской группы. Гладковская группа (оснований для «узкой» датировки нет) находится в верховьях р. Зея; керамика – только лепная, отличается от типично мохэской пропорциями тулова и элементами декора (наличие под венчиком массивного валика вместо «карнизика», небрежный ложнотекстильный декор на тулове, отсутствие валика у шейки и на тулове). Троицкая группа (7–12/13 вв.) расположена преим. В бассейне нижнего и среднего течения Зеи, на северовостоке и в центр. Части Приморья.
Показательны: лепные вазы, горшки, банки мохэского типа с налепным валиком под венчиком, гладкими или покрытыми текстильным декором стенками, часто с налепным валиком в районе плечиков; круговые сероглиняные вазы, горшки, кувшины, корчаги со штампованным и дольчатым (вертикальное членение тулова на дольки, как у тыквы) декором. Происхождение этой группы связывают с памятниками ранних сяньби, известными на територрит Внутр. Монголии и Маньчжурии, отмечаются и аналогии с керамикой бурхотуйской культуры Забайкалья. Аналогичные памятники обнаружены на территории провинций Хэйлунцзян и Гирин (Цзилинь) Сев.Вост. Китая.
БОХАЙ
Ранний феодальный Бохай существовал с 698 по 926 годы нашей эры на территории современного Приморья, Корейского полуострова и Маньчжурии. Высокого уровня у бохайцев достигла обработка железа и других металлов. Бохай имел политические, торговые и культурные связи с соседними государствами, особенно с Китаем и Японией17
65.Развитие методики исследования археологических памятников
Методика изучения археологических памятников развивалась, начиная с XVIII. В., постепенно накапливая представления о приемах и правилах раскопок археологических объектов. Ее развитие тесно связано с возникновением и развитием археологии как науки. Постоянно совершенствуясь, изменяются методы проведения раскопок, фиксации материалов, их сохранения для дальнейших исследований. Влияние на развитие археологии оказывают и достижения других паук, как естественных, технических, так и гуманитарных наук.