Файл: Исследование социальных сетей ребенка 14 согласно методике. Шрифт Times New Roman, размер 12, междустрочный интервал одинарный, красные строки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Плотность сети измеряется для того фрагмента сети, который называется ядром. В него входят люди, с которыми у подростка наиболее доверительные отношения. Показатель плотности – это число связей между членами этой выборки, деленное на число потенциально возможных связей. Если этот показатель приближается к единице, то можно говорить о чрезмерно плотной социальной сети, что является признаком социального неблагополучия.
Число родственников. Если их количество в социальной сети больше половины, это является показателем того, что подросток несамостоятелен, излишне опекаем.
Количество инструментальных поддержек. Это люди, которые помогают в домашних делах, участвуют в обсуждении учебных и профессиональных проблем, могут помочь материально.
Количество эмоциональных поддержек. Число лиц, с которыми обсуждаются интимные проблемы, чьи советы принимаются.
Количество социальных сфер деятельности (ранг социализации). Каждому респонденту присваиваются баллы за участие в различных видах деятельности – совместное проживание, учебная, игровая, досуговая, религиозная и другие
Количество друзей. Сюда входят люди, с которыми подростка связывают эмоционально значимые, поддерживающие отношения.
Резюме.

В результате проведенного исследования выясняется количество и основные характеристики людей, включенных в социальную сеть подростка, ее ядро.

Психолог получает достаточно полное объективное представление о характере взаимодействия подростка с окружающими и, что особенно важно, кто и какой вид поддержки ему оказывает, а также кому из социальной сети помогает сам подросток и какой вид поддержки предоставляет.

Методика исследования социальных сетей
Цель: выяснение количества и основных характеристик людей, включенных в социальную сеть подростка. Ядро сети.

Испытуемый: Влад К.

Возраст: 11 лет

Дата: 09. 02.2023



Первый блок опросника

1. Кого вы можете попросить заботиться о животных или цветах в вашем доме, если вам нужно уехать на какое-то время?

Мама, сестра

2. С кем вы обсуждаете проблемы, связанные с учебой?

Мама, сестра, друг

3. Кто помогал вам в домашних делах в последние три месяца?

Мама, сестра

4. С кем вы проводите свободное время?

Друг, сестра, иногда мама или бабушка с дедушкой (в выходные дни)

5. Кого вы считаете лучшим другом?

Друг

6. С кем вы обсуждаете личные проблемы?

Друг

7. Кто оказывает Вам помощь в принятии важных жизненных решений?

У меня не было важных решений, но при необходимости обратился бы к маме

8. У кого вы можете взять в долг значительную сумму денег?

Мне не нужны деньги в долг, у меня все есть

9. С кем вы живете в доме и кого из соседей вы знаете?

У нас одна соседка, тетя Надя, с ней только здороваюсь




Второй блок опросника

1.Пол каждого упомянутого человека.

3 чел. – мужской пол

4 чел. – женский пол

2. Ролевые отношения (отец, мать, брат, сосед, преподаватель, друг, тренер и т.д.).

Мама – сестра – я.

Друг – я – соседка.

Бабушка – дедушка – тетя – я.

3. С кем из указанных людей находитесь в более близких отношениях?

Мама, сестра, друг

4. Кто из них живет близко, а кто далеко?

Все живут близко, кроме бабушки и дедушки и тети (живем в одном городе, но в разных концах)

5. Кто из названных людей связан с вами домашним хозяйством?

Чаще папа и я

6. Кто из названных людей учится вместе с вами?

Друг

7. Если вы верующий, то кто исповедует ту же религию?

Нет

8. Кто из названных людей предпочитает те же развлечения, что и вы?

Друг, мы ходим вместе в секцию по шахматам


Третий блок опросника

1. Как вы познакомились с этим человеком?

С другом Никитой – вместе учимся с первого класса

2. Как долго вы с ним знакомы?

3 года

3. Как часто вы с ним встречаетесь?

Ежедневно в школе и 3 раза в неделю на занятиях в секции

4. Как далеко от вас он живет?

Через один дом

5. Его возраст.

11 лет

6. Его род занятий.

учащийся



Качественный анализ взаимодействий




мама

папа

Бабушка,

(родная)

Дедушка

(родной)

Родная тетя

сестра

друг

Учитель по шахматам

соседка

родственники

Частота контактирования.

ежедневно

никогда

Примерно 1 раз в неделю

Примерно 1 раз в неделю

Примерно 1 раз в 2 недели

ежедневно

ежедневно

3 раза в неделю

Почти каждый день

Видел несколько раз

Эмоциональная окраска взаимоотношений.

(красный)

Если красный цвет стоит на первом- втором месте, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность.



(черный цвет)

черный цвет выражает идею «ничего».

Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Тот, кто выбирает черный цвет на первое место, хочет отказываться из своенравного протеста. Он восстает против своей судьбы.


(зеленый)

Кто ставит зеленый цвет на седьмое или восьмое место, желает того же, но он раздавлен сопротивлением и чувствует себя униженным недостатком признания. Он страдает от напряжения, которое возникло в результате его собственных требований, кроме тех случаев, когда это происходит из-за телесной слабости. Он воспринимает его как сопротивление, как давление

(зеленый)

Кто ставит зеленый цвет на седьмое или восьмое место, желает того же, но он раздавлен сопротивлением и чувствует себя униженным недостатком признания. Он страдает от напряжения, которое возникло в результате его собственных требований, кроме тех случаев, когда это происходит из-за телесной слабости. Он воспринимает его как сопротивление, как давление

(фиолетовый)

Это выражение идентификации. Такая идентификация – это, деликатное прочувствование, которое становится единственно возможной эмоцией, так что все, что я думаю и хочу, должно соответствовать действительности.

(красный)

Если красный цвет стоит на первом- втором месте, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность.


(желтый)

Главной чертой желтого является отражающий свет, а поэтому излучающий во все стороны яркость, невесомую веселость. Желтый свет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению


(синий)

Представляет собой свободный от раздражения покой.

Синий цвет, как спокойная (разряженная) эмоциональность, является предпосылкой прочувствования для эстетического переживания и одухотворенных раздумий.


(черный цвет)

черный цвет выражает идею «ничего».

Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Тот, кто выбирает черный цвет на первое место, хочет отказываться из своенравного протеста. Он восстает против своей судьбы.


(коричневый)

Если коричневый цвет стоит в положении индифферентности, на пятом, шестом или седьмом месте, то жизненное восприятие тела «уничтожено», так как здоровое и удовлетворенное тело не ощущают.


Вынужденность контактов.

Развитый контакт, потребность в общении

Вынужденное установление контакта

вхождение в контакт

вхождение в контакт

вхождение в контакт

установление контакта

Развитый контакт, потребность в общении

установление контакта

Вынужденное установление контакта

Вербальное общение по телефону, скайпу, редкие встречи

Оказание конкретной материальной помощи.


«Деньги в долг не нужны, потому что они у меня есть»


Симметричность взаимодействия.

Социальные контакты:

Устойчивые отношения на микроуровне

Социальное взаимодействие:

нет

Социальное взаимодействие: вербальное, или словесное.

Социальное взаимодействие: вербальное, или словесное.

Социальное взаимодействие: вербальное, или словесное.

Социальное взаимодействие: микроуровень

Социальное взаимодействие: микроуровень

Социальное взаимодействие: приходящие

Социальное взаимодействие: вербальное, или словесное.

Социальное взаимодействие: частичные или временные





  • Частота контактирования. Наиболее частые контакты у подростка с мамой, сестрой, другом. Отсутствует контакт с папой, так как он работает большими командировками. Родные бабушка и дедушка оказывают,как могут,посильную помощь в хозяйстве, т. к. они живут отдельно и далеко..

  • Эмоциональная окраска взаимоотношений. Наиболее ярко эмоционально окрашены отношения с мамой, сестрой, другом.

  • Вынужденность контактов. С отцом подросток не может построить отношения, т.к. его постоянно нет дома и нет контакта в принципе..

  • Оказание конкретной материальной помощи. «Деньги в долг не нужны, потому что они у меня есть».

  • Симметричность взаимодействия. Социальные взаимодействия установлены на микроуровне.


Параметры социальной сети подростка:

Размер сети: Респондент нарисовал 8 лиц, это меньше 10, следует говорить о сужении социальной сети.

Плотность сети: В «ядро» данного респондента, т. е. людей, с которыми у подростка наиболее доверительные отношения, входит 2 человека: друг Илья и мама, которая иногда заменяется сестрой. Показатель плотности – это число связей между членами этой выборки (7) деленное на число потенциально возможных связей (8). В результате получилось 7/8 = 0,875. Этот показатель не приближается к единице, поэтому можно говорить о не плотной социальной сети.

Число родственников: в социальной сети больше половины, это является показателем того, что подросток несамостоятелен.

Количество инструментальных поддержек: в поддержке этого мальчика-подростка родители участвуют в достаточной для этого периода мере. Он справляется с домашними делами с мамой. Людей, участвующих в обсуждении учебных и профессиональных проблем, подросток не обозначил, но в случае необходимости это будет мама. «Деньги в долг не нужны, потому что они у меня есть».

Количество эмоциональных поддержек: чаще принимает советы и прислушивается к сестре, когда мамы нет дома.

Количество друзей: Подростка связывают эмоционально значимые, поддерживающие отношения с другом Ильёй, с которым они знакомы более 8 лет и учатся в одном классе. Мама также играет огромную роль в жизни подростка, но в силу того, что ее тоже часто нет дома, за советом подросток вынужден обращаться к сестре.

Вывод: В результате проведенного исследования социальных сетей подростка было выявлено, что социальная сеть ученика ограничена и является не полной. Это подтверждают только 8 лиц, которых обозначил мальчик. В окружении ребенка больше половины родственников, что говорит о несамостоятельности подростка, тем более в принятии им решения. Школьник утвердительно говорит, что он не нуждается в деньгах, потому что они у енго есть. Очевидно, что в семье недостаточно крепкие и теплые отношения между всеми членами семьи. Нигде не упоминается папа Никиты, а также очень редко родные бабушка и дедушка, а также тетя. Семья сосредоточена на добывании денег, упуская важность взаимодействия между всеми членами семьи, особенно в подростковый период. Важными для себя людьми школьник выделяет свою маму, друга, сестру.

На схеме (рисунке) мальчик-подросток для своего изображения взял красный цвет. По методике М. Люшера красный цвет, стоящий на первом месте, указывает на то, что избравший его испытывает потребность активно действовать и добиваться успеха.

Мама, прорисованная зеленым цветом, по методике М. Люшера указывает на то, что подросток испытывает потребность в самоутверждении, либо подтверждения от других.

Папа, не прорисован никаким цветом и отсутствует в жизни подростка. Если много работает, то необходимо все равно вести разъяснительную беседу с подростком, говорить об огромной его роли в их жизни. У подростка есть переживания из-за отсутствия второго родителя.

Таким образом, современное общество характеризуется неблагоприятными условиями социализации подростков, основным источником которых исследователи считают повышенную занятость родителей на работе, приводящую к их физическому отсутствию в семье, и недостаточный уровень внимания, уделяемого родителями детям и подросткам. Поэтому конкретные проявления социальных отношений подростков заключаются не только в расширении сфер социальной активности и повышении общего уровня социальной активности, но и в изменении характера отношений с родителями, сверстниками, учителями, противоположным полом и т.д. и их значимости для подростка.