Файл: Исследование социальных сетей ребенка 14 согласно методике. Шрифт Times New Roman, размер 12, междустрочный интервал одинарный, красные строки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Плотность сети измеряется для того фрагмента сети, который называется ядром. В него входят люди, с которыми у подростка наиболее доверительные отношения. Показатель плотности – это число связей между членами этой выборки, деленное на число потенциально возможных связей. Если этот показатель приближается к единице, то можно говорить о чрезмерно плотной социальной сети, что является признаком социального неблагополучия.
Число родственников. Если их количество в социальной сети больше половины, это является показателем того, что подросток несамостоятелен, излишне опекаем.
Количество инструментальных поддержек. Это люди, которые помогают в домашних делах, участвуют в обсуждении учебных и профессиональных проблем, могут помочь материально.
Количество эмоциональных поддержек. Число лиц, с которыми обсуждаются интимные проблемы, чьи советы принимаются.
Количество социальных сфер деятельности (ранг социализации). Каждому респонденту присваиваются баллы за участие в различных видах деятельности – совместное проживание, учебная, игровая, досуговая, религиозная и другие
Количество друзей. Сюда входят люди, с которыми подростка связывают эмоционально значимые, поддерживающие отношения.
Резюме.
В результате проведенного исследования выясняется количество и основные характеристики людей, включенных в социальную сеть подростка, ее ядро.
Психолог получает достаточно полное объективное представление о характере взаимодействия подростка с окружающими и, что особенно важно, кто и какой вид поддержки ему оказывает, а также кому из социальной сети помогает сам подросток и какой вид поддержки предоставляет.
Методика исследования социальных сетей
Цель: выяснение количества и основных характеристик людей, включенных в социальную сеть подростка. Ядро сети.
Испытуемый: Влад К.
Возраст: 11 лет
Дата: 09. 02.2023
Первый блок опросника
1. Кого вы можете попросить заботиться о животных или цветах в вашем доме, если вам нужно уехать на какое-то время? | Мама, сестра |
2. С кем вы обсуждаете проблемы, связанные с учебой? | Мама, сестра, друг |
3. Кто помогал вам в домашних делах в последние три месяца? | Мама, сестра |
4. С кем вы проводите свободное время? | Друг, сестра, иногда мама или бабушка с дедушкой (в выходные дни) |
5. Кого вы считаете лучшим другом? | Друг |
6. С кем вы обсуждаете личные проблемы? | Друг |
7. Кто оказывает Вам помощь в принятии важных жизненных решений? | У меня не было важных решений, но при необходимости обратился бы к маме |
8. У кого вы можете взять в долг значительную сумму денег? | Мне не нужны деньги в долг, у меня все есть |
9. С кем вы живете в доме и кого из соседей вы знаете? | У нас одна соседка, тетя Надя, с ней только здороваюсь |
Второй блок опросника
1.Пол каждого упомянутого человека. | 3 чел. – мужской пол 4 чел. – женский пол |
2. Ролевые отношения (отец, мать, брат, сосед, преподаватель, друг, тренер и т.д.). | Мама – сестра – я. Друг – я – соседка. Бабушка – дедушка – тетя – я. |
3. С кем из указанных людей находитесь в более близких отношениях? | Мама, сестра, друг |
4. Кто из них живет близко, а кто далеко? | Все живут близко, кроме бабушки и дедушки и тети (живем в одном городе, но в разных концах) |
5. Кто из названных людей связан с вами домашним хозяйством? | Чаще папа и я |
6. Кто из названных людей учится вместе с вами? | Друг |
7. Если вы верующий, то кто исповедует ту же религию? | Нет |
8. Кто из названных людей предпочитает те же развлечения, что и вы? | Друг, мы ходим вместе в секцию по шахматам |
Третий блок опросника
1. Как вы познакомились с этим человеком? | С другом Никитой – вместе учимся с первого класса |
2. Как долго вы с ним знакомы? | 3 года |
3. Как часто вы с ним встречаетесь? | Ежедневно в школе и 3 раза в неделю на занятиях в секции |
4. Как далеко от вас он живет? | Через один дом |
5. Его возраст. | 11 лет |
6. Его род занятий. | учащийся |
Качественный анализ взаимодействий
| мама | папа | Бабушка, (родная) | Дедушка (родной) | Родная тетя | сестра | друг | Учитель по шахматам | соседка | родственники |
Частота контактирования. | ежедневно | никогда | Примерно 1 раз в неделю | Примерно 1 раз в неделю | Примерно 1 раз в 2 недели | ежедневно | ежедневно | 3 раза в неделю | Почти каждый день | Видел несколько раз |
Эмоциональная окраска взаимоотношений. | (красный) Если красный цвет стоит на первом- втором месте, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность. | (черный цвет) черный цвет выражает идею «ничего». Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Тот, кто выбирает черный цвет на первое место, хочет отказываться из своенравного протеста. Он восстает против своей судьбы. | (зеленый) Кто ставит зеленый цвет на седьмое или восьмое место, желает того же, но он раздавлен сопротивлением и чувствует себя униженным недостатком признания. Он страдает от напряжения, которое возникло в результате его собственных требований, кроме тех случаев, когда это происходит из-за телесной слабости. Он воспринимает его как сопротивление, как давление | (зеленый) Кто ставит зеленый цвет на седьмое или восьмое место, желает того же, но он раздавлен сопротивлением и чувствует себя униженным недостатком признания. Он страдает от напряжения, которое возникло в результате его собственных требований, кроме тех случаев, когда это происходит из-за телесной слабости. Он воспринимает его как сопротивление, как давление | (фиолетовый) Это выражение идентификации. Такая идентификация – это, деликатное прочувствование, которое становится единственно возможной эмоцией, так что все, что я думаю и хочу, должно соответствовать действительности. | (красный) Если красный цвет стоит на первом- втором месте, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность. | (желтый) Главной чертой желтого является отражающий свет, а поэтому излучающий во все стороны яркость, невесомую веселость. Желтый свет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению | (синий) Представляет собой свободный от раздражения покой. Синий цвет, как спокойная (разряженная) эмоциональность, является предпосылкой прочувствования для эстетического переживания и одухотворенных раздумий. | (черный цвет) черный цвет выражает идею «ничего». Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Тот, кто выбирает черный цвет на первое место, хочет отказываться из своенравного протеста. Он восстает против своей судьбы. | (коричневый) Если коричневый цвет стоит в положении индифферентности, на пятом, шестом или седьмом месте, то жизненное восприятие тела «уничтожено», так как здоровое и удовлетворенное тело не ощущают. |
Вынужденность контактов. | Развитый контакт, потребность в общении | Вынужденное установление контакта | вхождение в контакт | вхождение в контакт | вхождение в контакт | установление контакта | Развитый контакт, потребность в общении | установление контакта | Вынужденное установление контакта | Вербальное общение по телефону, скайпу, редкие встречи |
Оказание конкретной материальной помощи. | «Деньги в долг не нужны, потому что они у меня есть» | |||||||||
Симметричность взаимодействия. | Социальные контакты: Устойчивые отношения на микроуровне | Социальное взаимодействие: нет | Социальное взаимодействие: вербальное, или словесное. | Социальное взаимодействие: вербальное, или словесное. | Социальное взаимодействие: вербальное, или словесное. | Социальное взаимодействие: микроуровень | Социальное взаимодействие: микроуровень | Социальное взаимодействие: приходящие | Социальное взаимодействие: вербальное, или словесное. | Социальное взаимодействие: частичные или временные |
-
Частота контактирования. Наиболее частые контакты у подростка с мамой, сестрой, другом. Отсутствует контакт с папой, так как он работает большими командировками. Родные бабушка и дедушка оказывают,как могут,посильную помощь в хозяйстве, т. к. они живут отдельно и далеко.. -
Эмоциональная окраска взаимоотношений. Наиболее ярко эмоционально окрашены отношения с мамой, сестрой, другом. -
Вынужденность контактов. С отцом подросток не может построить отношения, т.к. его постоянно нет дома и нет контакта в принципе.. -
Оказание конкретной материальной помощи. «Деньги в долг не нужны, потому что они у меня есть». -
Симметричность взаимодействия. Социальные взаимодействия установлены на микроуровне.
Параметры социальной сети подростка:
Размер сети: Респондент нарисовал 8 лиц, это меньше 10, следует говорить о сужении социальной сети.
Плотность сети: В «ядро» данного респондента, т. е. людей, с которыми у подростка наиболее доверительные отношения, входит 2 человека: друг Илья и мама, которая иногда заменяется сестрой. Показатель плотности – это число связей между членами этой выборки (7) деленное на число потенциально возможных связей (8). В результате получилось 7/8 = 0,875. Этот показатель не приближается к единице, поэтому можно говорить о не плотной социальной сети.
Число родственников: в социальной сети больше половины, это является показателем того, что подросток несамостоятелен.
Количество инструментальных поддержек: в поддержке этого мальчика-подростка родители участвуют в достаточной для этого периода мере. Он справляется с домашними делами с мамой. Людей, участвующих в обсуждении учебных и профессиональных проблем, подросток не обозначил, но в случае необходимости это будет мама. «Деньги в долг не нужны, потому что они у меня есть».
Количество эмоциональных поддержек: чаще принимает советы и прислушивается к сестре, когда мамы нет дома.
Количество друзей: Подростка связывают эмоционально значимые, поддерживающие отношения с другом Ильёй, с которым они знакомы более 8 лет и учатся в одном классе. Мама также играет огромную роль в жизни подростка, но в силу того, что ее тоже часто нет дома, за советом подросток вынужден обращаться к сестре.
Вывод: В результате проведенного исследования социальных сетей подростка было выявлено, что социальная сеть ученика ограничена и является не полной. Это подтверждают только 8 лиц, которых обозначил мальчик. В окружении ребенка больше половины родственников, что говорит о несамостоятельности подростка, тем более в принятии им решения. Школьник утвердительно говорит, что он не нуждается в деньгах, потому что они у енго есть. Очевидно, что в семье недостаточно крепкие и теплые отношения между всеми членами семьи. Нигде не упоминается папа Никиты, а также очень редко родные бабушка и дедушка, а также тетя. Семья сосредоточена на добывании денег, упуская важность взаимодействия между всеми членами семьи, особенно в подростковый период. Важными для себя людьми школьник выделяет свою маму, друга, сестру.
На схеме (рисунке) мальчик-подросток для своего изображения взял красный цвет. По методике М. Люшера красный цвет, стоящий на первом месте, указывает на то, что избравший его испытывает потребность активно действовать и добиваться успеха.
Мама, прорисованная зеленым цветом, по методике М. Люшера указывает на то, что подросток испытывает потребность в самоутверждении, либо подтверждения от других.
Папа, не прорисован никаким цветом и отсутствует в жизни подростка. Если много работает, то необходимо все равно вести разъяснительную беседу с подростком, говорить об огромной его роли в их жизни. У подростка есть переживания из-за отсутствия второго родителя.
Таким образом, современное общество характеризуется неблагоприятными условиями социализации подростков, основным источником которых исследователи считают повышенную занятость родителей на работе, приводящую к их физическому отсутствию в семье, и недостаточный уровень внимания, уделяемого родителями детям и подросткам. Поэтому конкретные проявления социальных отношений подростков заключаются не только в расширении сфер социальной активности и повышении общего уровня социальной активности, но и в изменении характера отношений с родителями, сверстниками, учителями, противоположным полом и т.д. и их значимости для подростка.