Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учрежение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Антюшина Екатерина Александровна

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ БУЧЕНИЮ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование


Руководитель:

Голуб Е.В., канд. пед. наук


Ростов-на-Дону
2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….……3

Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………………………………………….. …6

    1. . Психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению…6


    2. . Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной педагогике………………………………………………………………………13

1.3 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в зарубежной педагогике ………………………………….............................................................20

Заключение…………………………………………………………….…….....….27

Список использованной литературы………………………………….…..…..….29


ВВЕДЕНИЕ

Проблема готовности к школьному обучению является одной из самых актуальных проблем среди исследователей различных специальностей. Педагоги, психологи, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству. Однако для того, чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к нему психологически.

Данный вопрос в своих исследованиях раскрывали отечественные и зарубежные ученые: Е.М.Бохорский, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Л.Е.Журова, Кравцова Е.Е., А.Керн, Е.О.Смирнова, Т.В.Тарунтаева, Л.И.Цеханская., А.Р.Лурия,В.С.Мухин,С.Я.Рубинштейн,С.Штребед,И.Шванцар,Д.Б.Эльконин и др.. Авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями.


Современные условия жизни предъявляют высокие требования жизни к организации воспитания и обучения, заставляют искать новые более эффективные психолого-педагогические подходы, направленные на проведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни. В этом смысле готовность дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Задача педагогов и родителей создать условия для всестороннего, разностороннего и гармоничного развития личности.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс

Предмет исследования –готовность детей к обучению в школе в отечественной и зарубежной педагогике.

Цель: Выявить и изучить особенности готовности ребенка к школе.

Задачи:

а) Выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.

б) Проанализировать диагностические приемы и программы помощи детям по подготовке к дальнейшему обучению в школе.

в) Проанализировать опыт зарубежной и отечественной педагогики в рамках вопроса о готовности ребенка к школе.

Гипотеза: психологическая готовность детей к обучению в школе влияет на дальнейшее обучение ребенка.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы (анализ и синтез концепций и теорий по проблеме исследования);

  2. Эмпирические методы (наблюдение);


Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ


    1. Психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению

Все без исключения родители заинтересованы в успешном обучении ребенка. Поэтому к школе их начинают готовить заранее: записывают будущих первоклассников на подготовительные курсы, учат читать, писать, считать.

Многие родители считают, что если ребенок к семи годам научился читать, писать и решать математические задачи, то он полностью готов к интеграции в школьную систему.


Это мнение ошибочно. Это связано с тем, что дошкольнику недостаточно обладать определенным уровнем знаний, умений и навыков, чтобы полностью освоить школьную программу.

Готовность к школьному обучению – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению («школьная зрелость»). [3] Обусловлена созреванием организма ребенка, в частности, его нервной системы, степенью сформированной личности, уровнем развития психических процессов и т.д. Может быть охарактеризована как общая и специальная готовность к общению и обучению в школе.

К семи годам у ребенка должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это необходимый уровень развития, который позволит им быть успешными не только в процессе обучения, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в понимании внутренней позиции ученика.

Под психомоторной (функциональной) готовностью понимают соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. [12] Функциональная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложнокоординированных движений руки. К психомоторной готовности следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:

1. Возрастающее, на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание на объекте своей деятельности, способности формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;

2. Развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координаций – создает основу для овладения действиями письма;

3. Совершенствование механизма функциональной ассиметрии мозга, активизирует становление речи как средства познания и вербально-логического мышления;


Готовность ребенка к обучению подразумевает, что все области умственного развития готовы принять правила школьной жизни.

Задача, которая выполняется с готовностью и интересом, является единственной, которая будет успешной. Таким образом, к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть следующие:

-готовность учиться и получать новые знания;

-интерес к окружающему миру;

-позитивное отношение к школе, учителю и одноклассникам

Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях. Ребенок, поступающий в школу должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

В интеллектуальную готовность включается:

1.запас знаний об окружающем мире, важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность).

2.представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящиеся к разным областям действительности.

3.достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к самому процессу познания.

4.определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов:

а) сформированность сенсорных эталонов.

б) качество восприятия – умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.

в) качество мышления – умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.

г) определенная степень децентрации мышления

д) высокий уровень развития наглядно-образного и образно- схематического мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами

действительности. Служит основой для формирования логического мышления и усвоения учебных знаний в школе.

е) развитие воображения.

5. начало формирования произвольности психических процессов.

6. развитие речи.

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей начинают доминировать социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится носить красивую форму, иметь школьные принадлежности, такие как канцелярские принадлежности, знакомиться с новыми друзьями, получать хорошие оценки и получать похвалу от учителя.


Мотивация к обучению появляется гораздо позже, ко второму или третьему классу. Сначала ребенку нужно будет познакомиться с ролью ученика, а затем перейти к пониманию того, что эта роль может им принести.

Чем больше ребенок знает и умеет делать, тем легче ему будет позиционировать себя в начале процесса обучения в школе. Следующие пункты будут выступать в качестве важных показателей готовности:

  • способность устанавливать причинно-следственные связи между событиями и ситуациями;

  • умение анализировать, подводить итоги и делать выводы;

  • достаточное количество накопленных знаний об окружающем мире в соответствии с их возрастом.

Школьное образование предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками и детьми из других классов. Следовательно, у ребенка должны быть развиты следующие способности:

  • способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, как с теми, кого они знают, так и с совершенно незнакомыми людьми;

  • способность реагировать на требования взрослых;

  • отзывчивость, эмпатия;

  • развитые моральные принципы;

  • адекватная самооценка.

Проблемы школьной жизни нелегки для бывшего дошкольника. Теперь им приходится рано вставать, быть в школе до начала занятий и подолгу сидеть в классе. Расслабиться дома тоже не удастся, потому что им не придется делать домашнюю работу. Поэтому теперь ребенку нужно будет быть сосредоточенным, ответственным и организованным.

От них потребуются следующие навыки и умения:

  • сосредоточиться на задании и сосредоточиться в целом;

  • для выполнения заданий;

  • контролировать свои действия и эмоции и держать негативные проявления при себе;

  • преодолевать трудности при достижении определенной цели;

  • умение действовать по правилам.

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста проявляются и в их готовности к обучению: ребенок осознает уровень своих способностей, он способен устанавливать контакт, подчиняться тому, что говорят старшие. Ни в один возрастной период не требуется способность выполнять требования и указания учителей и родителей, какими они были в то время. Своеобразная уступчивость связана со стадией взросления и изменением элементов мыслительного процесса ребенка.

Неудивительно, что первоклассников всегда считают прилежными учениками и послушными учениками в классе. С этого момента начинается их полноценное психологическое развитие, ведь это первый социальный статус каждого малыша: первоклассник, школьник. В зависимости от того, насколько внимательны родители к этому этапу жизни своего ребенка, насколько они вовлечены в процесс обучения детей, от этого будет зависеть, сможет ли ребенок или нет в будущем.