Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учрежение.docx
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Антюшина Екатерина Александровна
ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ БУЧЕНИЮ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Руководитель:
Голуб Е.В., канд. пед. наук
Ростов-на-Дону
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….……3
Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………………………………………….. …6
-
. Психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению…6
-
. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной педагогике………………………………………………………………………13
1.3 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в зарубежной педагогике ………………………………….............................................................20
Заключение…………………………………………………………….…….....….27
Список использованной литературы………………………………….…..…..….29
ВВЕДЕНИЕ
Проблема готовности к школьному обучению является одной из самых актуальных проблем среди исследователей различных специальностей. Педагоги, психологи, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству. Однако для того, чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к нему психологически.
Данный вопрос в своих исследованиях раскрывали отечественные и зарубежные ученые: Е.М.Бохорский, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Л.Е.Журова, Кравцова Е.Е., А.Керн, Е.О.Смирнова, Т.В.Тарунтаева, Л.И.Цеханская., А.Р.Лурия,В.С.Мухин,С.Я.Рубинштейн,С.Штребед,И.Шванцар,Д.Б.Эльконин и др.. Авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями.
Современные условия жизни предъявляют высокие требования жизни к организации воспитания и обучения, заставляют искать новые более эффективные психолого-педагогические подходы, направленные на проведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни. В этом смысле готовность дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Задача педагогов и родителей создать условия для всестороннего, разностороннего и гармоничного развития личности.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс
Предмет исследования –готовность детей к обучению в школе в отечественной и зарубежной педагогике.
Цель: Выявить и изучить особенности готовности ребенка к школе.
Задачи:
а) Выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.
б) Проанализировать диагностические приемы и программы помощи детям по подготовке к дальнейшему обучению в школе.
в) Проанализировать опыт зарубежной и отечественной педагогики в рамках вопроса о готовности ребенка к школе.
Гипотеза: психологическая готовность детей к обучению в школе влияет на дальнейшее обучение ребенка.
Методы исследования:
-
Теоретические методы (анализ и синтез концепций и теорий по проблеме исследования); -
Эмпирические методы (наблюдение);
Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
-
Психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению
Все без исключения родители заинтересованы в успешном обучении ребенка. Поэтому к школе их начинают готовить заранее: записывают будущих первоклассников на подготовительные курсы, учат читать, писать, считать.
Многие родители считают, что если ребенок к семи годам научился читать, писать и решать математические задачи, то он полностью готов к интеграции в школьную систему.
Это мнение ошибочно. Это связано с тем, что дошкольнику недостаточно обладать определенным уровнем знаний, умений и навыков, чтобы полностью освоить школьную программу.
Готовность к школьному обучению – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению («школьная зрелость»). [3] Обусловлена созреванием организма ребенка, в частности, его нервной системы, степенью сформированной личности, уровнем развития психических процессов и т.д. Может быть охарактеризована как общая и специальная готовность к общению и обучению в школе.
К семи годам у ребенка должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это необходимый уровень развития, который позволит им быть успешными не только в процессе обучения, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в понимании внутренней позиции ученика.
Под психомоторной (функциональной) готовностью понимают соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. [12] Функциональная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложнокоординированных движений руки. К психомоторной готовности следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:
1. Возрастающее, на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание на объекте своей деятельности, способности формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;
2. Развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координаций – создает основу для овладения действиями письма;
3. Совершенствование механизма функциональной ассиметрии мозга, активизирует становление речи как средства познания и вербально-логического мышления;
Готовность ребенка к обучению подразумевает, что все области умственного развития готовы принять правила школьной жизни.
Задача, которая выполняется с готовностью и интересом, является единственной, которая будет успешной. Таким образом, к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть следующие:
-готовность учиться и получать новые знания;
-интерес к окружающему миру;
-позитивное отношение к школе, учителю и одноклассникам
Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях. Ребенок, поступающий в школу должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
В интеллектуальную готовность включается:
1.запас знаний об окружающем мире, важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность).
2.представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящиеся к разным областям действительности.
3.достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к самому процессу познания.
4.определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов:
а) сформированность сенсорных эталонов.
б) качество восприятия – умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.
в) качество мышления – умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.
г) определенная степень децентрации мышления
д) высокий уровень развития наглядно-образного и образно- схематического мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами
действительности. Служит основой для формирования логического мышления и усвоения учебных знаний в школе.
е) развитие воображения.
5. начало формирования произвольности психических процессов.
6. развитие речи.
Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей начинают доминировать социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится носить красивую форму, иметь школьные принадлежности, такие как канцелярские принадлежности, знакомиться с новыми друзьями, получать хорошие оценки и получать похвалу от учителя.
Мотивация к обучению появляется гораздо позже, ко второму или третьему классу. Сначала ребенку нужно будет познакомиться с ролью ученика, а затем перейти к пониманию того, что эта роль может им принести.
Чем больше ребенок знает и умеет делать, тем легче ему будет позиционировать себя в начале процесса обучения в школе. Следующие пункты будут выступать в качестве важных показателей готовности:
-
способность устанавливать причинно-следственные связи между событиями и ситуациями; -
умение анализировать, подводить итоги и делать выводы; -
достаточное количество накопленных знаний об окружающем мире в соответствии с их возрастом.
Школьное образование предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками и детьми из других классов. Следовательно, у ребенка должны быть развиты следующие способности:
-
способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, как с теми, кого они знают, так и с совершенно незнакомыми людьми; -
способность реагировать на требования взрослых; -
отзывчивость, эмпатия; -
развитые моральные принципы; -
адекватная самооценка.
Проблемы школьной жизни нелегки для бывшего дошкольника. Теперь им приходится рано вставать, быть в школе до начала занятий и подолгу сидеть в классе. Расслабиться дома тоже не удастся, потому что им не придется делать домашнюю работу. Поэтому теперь ребенку нужно будет быть сосредоточенным, ответственным и организованным.
От них потребуются следующие навыки и умения:
-
сосредоточиться на задании и сосредоточиться в целом; -
для выполнения заданий; -
контролировать свои действия и эмоции и держать негативные проявления при себе; -
преодолевать трудности при достижении определенной цели; -
умение действовать по правилам.
Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста проявляются и в их готовности к обучению: ребенок осознает уровень своих способностей, он способен устанавливать контакт, подчиняться тому, что говорят старшие. Ни в один возрастной период не требуется способность выполнять требования и указания учителей и родителей, какими они были в то время. Своеобразная уступчивость связана со стадией взросления и изменением элементов мыслительного процесса ребенка.
Неудивительно, что первоклассников всегда считают прилежными учениками и послушными учениками в классе. С этого момента начинается их полноценное психологическое развитие, ведь это первый социальный статус каждого малыша: первоклассник, школьник. В зависимости от того, насколько внимательны родители к этому этапу жизни своего ребенка, насколько они вовлечены в процесс обучения детей, от этого будет зависеть, сможет ли ребенок или нет в будущем.