Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учрежение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другая рисуночная методика представлена в работе M. de Lemos [1]. Методика называется Who am I? — «Кто я?». Данная методика была разработана для оценки уровня развития детей в подготовительной к школе группе и в начале школьного обучения, готовности к формальному школьному обучению. Методика основана на ранних навыках копирования и письма. Задания представлены в форме буклета, в котором ребенка просят написать его имя, скопировать серию простых геометрических фигур (круг, крест, квадрат, треугольник, ромб), написать несколько цифр, букв, слов и предложение и нарисовать себя. В методике три шкалы: шкала копирования (копирование геометрических фигур), шкала символов (способность ребенка воспроизводить письменные символы — цифры, буквы, слова, предложение) и шкала рисования (представление ребенка о человеке). Изначально разработанная в Австралии, в настоящее время методика используется в исследованиях в ряде стран, включая Канаду. Результаты этих исследований показывают, что методика Who am I? обеспечивает валидное измерение развития в различных языковых и культурных группах и может быть использована в качестве инструмента для оценки готовности детей к обучению в школе. Перечисленные выше тесты и методики оценки готовности к школе являются реализацией подхода, когда готовность понимается как комплекс характеристик, навыков и способностей ребенка. Однако существует более широкое понимание готовности к школе [8; 14]: она многоаспектна и включает способность семей, ранних и дошкольных образовательных программ, и более широкого сообщества поддерживать обучение и развитие ребенка до школы, а также способность школ эффективно обучать всех детей с момента их поступления в школу. Школы также должны быть «готовы» к детям, что касается адаптации школьных требований к индивидуальным различиям поступающих в школы детей в их подготовленности, уровне развития и потребностях.

По мнению С. Штребела, А. Керна, Я. Йирасека, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.

К умственной области авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и так далее.

Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.


Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Ф.Л.Илг, Л.Б.Эймс провели исследование, посвященное выявлению параметров готовности к школьному обучению. В результате возникла специальная система заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до 10 лет. Разработанные в исследовании тесты имеют практическое значение и обладают прогнозирующей способностью. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае неподготовленности ребенка к школе забирать его оттуда и путем многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако эта точка зрения не единственная. Так, Д.П.Озубел предлагает, в случае неподготовленности ребенка, изменить программу обучения в школе и тем самым постепенно выравнивать развитие всех детей.

Важным компонентом готовности к школе является навык произвольности: именно благодаря ему ребенок может управлять своим поведением, вниманием, памятью. Именно поэтому в процессе проведения игр-занятий в подготовительной к школе группе очень важно уделять внимание формированию навыка произвольности в процессе взаимодействия с детьми.

Итак, психолого-педагогическая готовность к обучению в школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный (социально-психологический) и психологический.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Переход от дошкольного ребенка к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко исследуется в отечественной и зарубежной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н.Поливанова, Е.О.Смирнова и др.). Эта смена должна носить сглаженные формы и создавать содержание образования в целостной системе.

Современный темп жизни зачастую порождает неоднозначную позицию в области подготовки детей к обучению в школе, что приводит к увеличению психической нагрузки детей в дошкольных образовательных учреждениях, форсированию темпов индивидуального и нормативного возрастного развития ребенка.

Готовность к школе в психолого-педагогическом словаре - итог воспитания и обучения детей в ДОО и результат целенаправленной системной подготовки к школе. Готовность к школе - совокупность морфофизиологических и психических особенностей старшего дошкольного возраста, успешный переход к системно организованному школьному обучению. Она обусловлена ​​развитием организма ребенка, его нервной системой, уровнем развития психических процессов, сформированностью личности ребенка. Термины «подготовка» и «готовность» связаны причинно-следственными отношениями: готовность непосредственно зависит и определяется качеством подготовки.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. 2. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. -М.,1994- 192 с.

3. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста - Томск.,2000.

4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1998. - 130 с.

5. Выготский Л.С. Детская психология / Собр.соч. в 6 т. - М.: Просвещение, 1984. - Т

6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М., 1982.

7.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 2003. - 216 с.

8. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 1980 -250 с.

9. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М., 1987. - с.80

10. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991. - С. 56.

11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

12. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. -М., 1986.

13. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? //Семья и школа. - 1987. - №4, с. 25-27

14. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу!,ТОО «Глобус»,1995.

15. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. -М., 1988.

16. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. МГУ, 1988.

17. Смирнова Е.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований - в практику обучения и воспитания. М., 1985.

18. Усова А.П. Обучение в детском саду /Под pед. А.В. Запоpожца. М., 1981- 208 с.

19. Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды. - М., 1989, - С. 287.

20. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей //Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей, М., 1981;

21.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.