Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учрежение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все дети рождаются способными. Они могут стать недееспособными только в результате неправильного воспитания. Но есть и обратная сторона медали: воспитание не всесильно, есть природные задатки: у кого-то они развиты в большей степени, у кого-то в меньшей. Важно участие родителей и поддержание в ребенке тех начальных задатков, которые он проявляет лучше всего.

Еще одной психолого-педагогической особенностью учащихся начальной школы является принятие учебы за ведущую деятельность. Самое главное, что волнует ученика на данном этапе развития, - это учебный процесс. Он узнает новые моменты, осваивает новые навыки, приобретает новые навыки, строит доверительные отношения с учителем, видя в нем что-то очень значительное, что-то, что помогает ему расти и становиться умнее. Для ребенка учитель является социально значимым авторитетом.


    1. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной педагогике



Как отмечал еще Л. С. Выготский, сложность переходного периода от дошкольного к школьному детству заключается в том, что у ребенка уже есть основные предпосылки учения – произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.д. Однако он, по существу, «еще дошкольник, который, переступая порог школы, «несет с собой представления о ярком, интересном мире». [6] Известный психолог Д. Б. Эльконин указывал, что дошкольники и младшие школьники мало чем различаются между собой. Самое интересное заключается в том, что ученики начальных классов еще не могут окончательно отойти от игровой деятельности: они овладевают учебной деятельностью как основной только к десяти годам, т.е. к концу начального обучения, поэтому считается, что дети дошкольного и младшего школьного возраста принадлежат к своеобразному единому периоду – детству. [2]

Вместе с тем особенностью изменяющейся социальной ситуации развития ребенка при переходе от дошкольного к школьному детству является, согласно исследованиям Л. И. Божович, осознанное отношение дошкольника к тому месту, которое он занимает и хочет занимать. Он хочет «быть взрослым», как сказал Д. Б. Эльконин, и осуществлять «общественно значимую деятельность», а не просто моделировать ее в игре. [10]

Проблема заключается в том, что для ребенка-дошкольника на этапе дошкольного детства оказались, сформированы представления об основных векторах человеческих взаимоотношений в ролевой игре.


Между тем на этапе школьного детства ребенок должен стать «над ними», т.е. научиться смотреть и анализировать формирование своих отношений с окружающими и ситуации морального выбора «со стороны», находя компромисс между собственной оценкой происходящих событий, мнением коллектива и первого общественного авторитета учителя. Ребенок в ситуации школьной жизни учится быть не кем-то другим, а учится быть собой. Поэтому данная стадия развития личности относится многими психологами (Л. И. Божович, Д. Б. Фельдштейном и др.) к стадии социализации, а не адаптации, как раньше, на этапе дошкольного детства. Ребенок усваивает социальную позицию «Я в обществе». Это предполагает формирование у дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. «Внутренняя позиция школьника» представляет собой «сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым» (Л. И. Божович), которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Такая внутренняя позиция в целом характеризует психологическую готовность ребенка к школе.

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, выявляющая уровни развития психологических качеств, являющихся важнейшими предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирование учебной деятельности.

Проблема психолого-педагогической готовности к школьному обучению широко рассматривается в отечественной и зарубежной психологии. Представители зарубежной психологической школы рассматривали проблему с точки зрения школьной зрелости. Отечественные психологи сосредоточились на теоретической разработке вопроса.

Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и осознание потребности учиться, возникающие в результате социального взросления ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию учебной деятельности. [7]

Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, первоочередно ставил формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Он перечислил наиболее важные предпосылки как: - умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия;


- умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе;

- умение слушать и выполнять инструкции взрослого;

- умение работать по образцу.

Н.Г. Салмина в качестве основных показателей психологической готовности к школе выделяет:

- произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;

- уровень сформированности семиотической функции;

- личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др.

Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе, причём степень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребёнка.

В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребёнка. Выделяются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребёнка со взрослыми и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития.

Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). Выделяют базовые УВК и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоения программного материала. Базовые и ведущие УВК в начале обучения в первом классе совпадают. К ним относятся:

1) мотивы учения;

2) зрительный анализ (образное мышление);

3) способность принимать учебную задачу;

4) вводные навыки;

5) графический навык;

6) произвольность регуляции деятельности;

7) обучаемость.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточным для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе.

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.[11]


Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.



    1. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в зарубежной педагогике


В последние годы все большее внимание уделяется подготовке к школьному обучению за рубежом. При решении этого вопроса, как я полагает, Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в работах, показывающих развитие у ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других процессов.

Готовность к школьному обучению недавно стала следствием научных исследований, однако интерес к этой проблеме растет [16]. Проблема готовности детей в школе беспокоит педагогов и родителей во всем мире. В частности, в США. Педагогические исследования классов школ сообщают, что при мерно части детей, поступающих в школу, плохо к ней готовы [17]. Выявление и измерение школьной активности является преступлением дискуссий специалистами в области развития и образования [12]. Когда ребенок максимально готов к школьному обучению? Какие отборные качества и навыки ребенка важны для успешного начала обучения? Как внеочередное домашнее обучение влияет на подготовку к школе? Как учителя определяют, что ребенок готов к обучению, и как они адаптируют свое обучение в зависимости от уровня готовности детей? Какие самые важные аспекты готовности к школе?

Возраст начала школьного обучения варьируется в разных странах. В Великобритании, Нидерландах и Австралии дети часто начинают учиться в школе в возрасте семи лет. В Румынии дети могут начинать учиться в школе по достижении шестилетнего возраста до 15 сентября текущего года, но закон не требует поступать в школу в конкретном возрасте. Таким образом, можно встретить в первом классе детей в возрасте от шести до восьми лет. В 39 штатах США дети поступают в подготовительный класс школы (так называемый «kindergarten») в возрасте пяти лет [13; 16]. Различия между странами отражают различия в культурных представлениях о детстве и в определении, что представляет собой «готовность к обучению». В работе K. L. Snow [16] представлены теоретические подходы к определению школьной готовности:


подход «зрелости», где утверждается, что дети готовы к школе, когда достигли определенного хронологического возраста и, предположительно, определенного уровня зрелости; экологический подход, в рамках которого готовность детей к школе рассматривается как часть более широкой картины, включающей, как минимум, еще понятие «готовых школ», где важно учитывать, в какую именно школу будет поступать ребенок; подход эволюционной психологии развития.

Здесь проводится различие между первичными когнитивными способностями и вторичными когнитивными способностями. Утверждается, что эволюция предоставила детям множество способностей, которые проявляются похоже у всех детей, и, как правило, следуют общим курсом развития. Вторичные когнитивные способности возникают на основе первичных через средовой опыт. Цель формального обучения — способствовать развитию вторичных когнитивных способностей; социально исторический подход, который базируется на культурно исторической теории Л. С. Выготского. В данном подходе внимание сфокусировано на социокультурном окружении, как способствующем расширению актуального уровня функционирования ребенка, и готовность к школе понимается в рамках представления о «зоне ближайшего развития». K. L. Snow пишет, что в США одна из наиболее важных проблем в определении школьной готовности — недостаток единой теории. Есть ряд теорий развития отдельных аспектов школьной готовности, в частности, начальной грамотности. Есть попытки построения тестах дополнительно предлагается опросник для заполнения родителями с целью оценки социальных навыков и развития ребенка. Методика DIAL7R, применяемая для определения детей группы риска трудностей в обучении, имеет существенную вероятность «ложноположительного» результата.

Методика Lollipop Test состоит из четырех субтестов, включающих распознавание и идентификацию форм, цветов, изображений, букв и цифр. Оцениваются показатели, близкие к показателям тестов DIAL7R и Metropolitan Readiness Test (Американский национальный тест готовности к школе), но на выполнение данного теста затрачивается меньше времени. Он не классифицирует детей как «готовых» или «не готовых», его цель — прогноз успеваемости в первом классе. Способность данного теста прогнозирвать успеваемость в I, II и IV классах школы варьируется от средней до высокой (аналогично Metropolitan Readiness Test). Phelps Kindergarten Readiness Scale была разработана непосредственно для измерения «академической» готовности детей перед поступлением в подготовительный класс школы. Содержит шесть областей: переработка вербальной, перцептивной, слуховой информации, способность сравнивать и воспроизводить форму, а также память. Корреляции результатов с успеваемостью по чтению и математике в начальной школе — умеренные. Рисуночнословарный тест Peabody — тест пассивного словарного запаса, иногда упоминаемый как методика измерения школьной готовности. Однако он редко используется как единственный скрининговый метод. В диапазоне тестируемых им навыков он имеет адекватные психометрические свойства. В перечисленных выше методиках только две предлагают дополнительное измерение социально7эмоционального развития ребенка — выполняемый родителями опросник (Brigance и DIAL7R), однако не дают информации о социальной компетентности ребенка в отношениях со сверстниками или с другими взрослыми, за исключением родителей. Только три из этих тестов (DIAL7R, Brigance, Phelps) целенаправленно валидизировались для скрининга детей, не готовых к школе.