Файл: 1. Теоретические аспекты инфляции как проявления макроэкономической нестабильности.docx
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Инфляция в России в современных условиях
2.1. Оценка состояния инфляции в России
Одной из наиболее актуальных проблем экономики России на современном этапе является уровень инфляции. На данный момент целевой уровень инфляции, установленный ЦБ РФ составляет 3.8 - 4.2% 14.
В России основными причинами повышения уровня инфляции являются:
- зависимость экономики от экспорта нефти, газа и иных энергоносителей, а именно от колебаний мировых цен на сырьевые ресурсы. Снижение цен способствует сокращению поступлений в бюджет, приводя к его дефицитности. При этом происходит рост цен на бензин и другие энергоносители внутри экономики , что оказывает значительное влияние на повышение общего уровня цен;
- резкая девальвация национальной валюты в 2014-2016 годах, повлиявшая на снижение цен на энергоресурсы;
- слабые темпы роста легкой промышленности, машиностроения, сферы компьютерных технологий по сравнению с ростом эффективности в тяжелой промышленности;
- ограничение импорта товаров из стран Евросоюза, США и других стран, приведшее к снижению предложения товаров в России, снижении конкуренции между компаниями и несбалансированности товарных рынков в целом;
- усиление монополизации как на товарных, так и на финансовых рынках. В частности, существует проблема естественных монополий, так как в России они производят значительную часть товаров и услуг, непосредственно влияющих на индекс потребительских цен;
- ограничение внешнего кредитования российских компаний в связи с экономическими санкциями со стороны западных государств, что, в свою очередь, способствовало снижению эффективности их деятельности и, таким образом, сокращению налоговых поступлений, и, как следствие, несбалансированности бюджета экономики .
- эндогенный компонент инфляции, связанный с неэффективностью банковской системы России. Неэффективность заключается в неспособности финансирования инвестиций в реальные активы с помощью внутренних источников. Из-за недоступности кредитных ресурсов организации вынуждены осуществлять инвестиции за счет собственных средств.
В таблице 1 приведена динамика темпов инфляции в РФ начиная с 90-х гг. ХХ века.
Таблица 1 - Динамика темпов инфляции в РФ за период 1991 – 2019гг15
Годы | Годовая инфляция в России | Ставка рефинансирования, на конец года (%) |
2019 | 3,8 | 6,5 |
2018 | 4,3 | 7,5 |
2017 | 2,5 | 8,25 |
2016 | 5,4 | 8,25 |
2015 | 12,90 | 8,25 |
2014 | 11,36 | 8,25 |
2013 | 6,45 | 8,25 |
2012 | 6,58 | 8,25 |
2011 | 6,10 | 8,00 |
2010 | 8,78 | 7,75 |
2009 | 8,80 | 8,75 |
2008 | 13,28 | 13,0 |
2007 | 11,87 | 10,0 |
2006 | 9,00 | 11,0 |
2005 | 10,91 | 12,0 |
2004 | 11,74 | 13,0 |
2003 | 11,99 | 16,0 |
2002 | 15,06 | 21,0 |
2001 | 18,8 | 25,0 |
2000 | 20,1 | 25,0 |
1999 | 36,6 | 55,0 |
1998 | 84,5 | 60,0 |
1997 | 11,0 | 28,0 |
1996 | 21,8 | 48,0 |
1995 | 131,6 | 160 |
1994 | 214,8 | 180 |
1993 | 840,0 | 210 |
1992 | 2508,8 | 80,0 |
1991 | 160,4 | 25,0 |
Таким образом, из таблицы 1 видно, что инфляция достигла своего пика в 1992 году, когда годовые цены выросли в среднем на 2508%. В 1993 году по потребительским товарам они выросли в годовом исчислении на 844%, и только по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала только Бразилии. Фактически, в этот период Россия переживала стагфляцию - сочетание экономического спада и высокой инфляции.Благодаря введению валютного коридора и другим мерам по укреплению национальной валюты в 1996 году правительству удалось снизить инфляцию до 21,9%, а в 1997 году - до 11%. В будущем предполагалось снизить его до 9,1% к 1998 году, до 7,2% к 1999 году и до 6,6% к 2000 году.
Однако финансовый кризис августа 1998 года привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции составил 84,4%.
В бюджете РФ на 1999 год рост потребительских цен уже прогнозировался на 30%, но эксперты Международного валютного фонда оценили его не менее чем на 56%. В действительности, по официальным данным, уровень инфляции в России в 1999 году составил 36,5%.
В период с 2000 по 2004 год, в результате последовательной политики сдерживания роста цен, этот показатель снова имел устойчивую тенденцию к снижению, которая за указанный период снизилась с 20,2 до 10,0%. В 2005 году правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, но это не удалось, и оно составило 10,9%.
По итогам 2018 года годовая инфляция в России составила 5,4%, а ключевая ставка на конец года - 10,00%. Следует отметить, что такой рекордно низкий уровень инфляции в России стал самым низким за всю историю экономики . Уровень инфляции против 2017 года снизился более чем вдвое - инфляция за 2017 год составила 12,9%.
Целевой показатель инфляции на 2019 год, который был объявлен Банком России после заседания Совета директоров 28 октября 2018 года на основе анализа рыночной ситуации, предусматривает его дальнейшее снижение, а именно: уровень инфляции будет 4% в год.
Инфляция является дестабилизирующим фактором в рыночной экономике. Это негативно влияет на производство, так как участники рынка не имеют достоверной информации о текущей инфляции. Они основывают свою производственную деятельность на ожидаемом уровне инфляции, который может существенно не совпадать с фактическими значениями инфляции. Примером является прогноз Центрального банка на 2014-2016 годы 5%, 4,5%, 4% соответственно. Фактический уровень инфляции за эти годы составил 11,4%, 12,9%, 5,4% соответственно, что значительно превышает прогнозные значения.
Высокая и нестабильная инфляция неприемлема для экономики, так как невозможно обеспечить высокую долгосрочную динамику экономических процессов. Высокая и особенно резкая инфляция не позволяет снизить уровень процентных ставок коммерческих банков; инфляция может привести к потере ценовой конкурентоспособности экономики .
Рисунок 1. - Социально-экономические показатели 2020 года (%)
Зеленый цвет показывает положительные изменения относительно 2019 года, а красный - отрицательные. Росстат в этом году потянул рост ВВП на 1,1% (предварительные данные). Это очень скромно и по мировым показателям. В реальном секторе промышленного и сельскохозяйственного производства рост составил 2,4 и 4,1%. И вот так эта картина выглядит с 1990 года.
Рисунок 2. - Индекс промышленного и сельхозпроизводства РФ (1990=100%) 16
Мы еще не догнали уровень кризиса 1990 года. Это ясно показывает крайнюю неэффективность капитализма для России. Советский Союз показал очень разные показатели за аналогичные периоды времени. А к 1940 году сельскохозяйственный сектор Советского Союза показал 141% от уровня 1913 года.
Внешняя торговля очень серьезно сократилась из-за сокращения экспорта. Спрос на импорт неуклонно растет, несмотря на программу импортозамещения.
Фактическая выручка увеличилась на целых 0,8%. Ведь Росстат ни за что не меняет методику расчета реальных доходов в этом году - теперь он может сообщить о некотором росте после пяти лет спада.
Рисунок 3. - Реальные располагаемые доходы РФ (2000 г.= 100%) 17
Уровень инфляции всегда выше в те годы, когда экономика нестабильна.
6-10% в год считается умеренной инфляцией, в то время как более высокий показатель уже высок. Эта инфляция создает нестабильную рыночную ситуацию, и население и производители не могут планировать свои финансовые ресурсы. Эти периоды включают 2014-2015 годы, которые считаются стрессовыми с экономической точки зрения.
С 2016 года государство следит за уровнем планируемой инфляции. График показывает, что меры контроля дают свои результаты.
Экономика современной России действительно столкнулась с инфляционными проблемами в начале 1990-х годов. - в период экономических преобразований из централизованно планируемой рыночной экономики. Непродуманные экономические реформы начались с резкой либерализации цен.
Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация в основном на монетаристские методы регулирования экономических процессов привели к скачкообразной инфляции.
2.2. Меры борьбы государства с инфляцией и укрепления макроэкономической стабильности
Для борьбы с последствиями инфляции в государстве проводится антиинфляционная политика. Это комплекс краткосрочных мер, направленных на снижение уровня существующей инфляции, и долгосрочных, направленных на недопустимость ее возникновения в будущем.
Целью антиинфляционной политики является контроль над инфляцией. Прежде всего, необходимо выявить причины инфляции. Инфляция, возникающая из-за неудовлетворенного спроса, должна контролироваться следующими мерами:
- таргетирование инфляции (регулирование темпов роста денежной массы в определенных пределах);
- ужесточение антимонопольных мер (поднять цены на лекарства, бензин и продукты);
- снижение импортных пошлин (на национальном уровне и на уровне таможенного союза) на ряд продуктов питания (сахар, гречка, зерно);
- занимать деньги на финансовом рынке;
- гибкость формирования обменного курса;
- увеличение учетной ставки на сбережения населения;
- сокращение государственных расходов;
- повышение налогов для сокращения доходов.
Пути совершенствования антиинфляционной политики Российской Федерации должны быть следующими: снижение ставок таможенных пошлин; изменение налоговой политики (уменьшение страховых взносов в Пенсионный фонд); регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года).
При инфляции ниже 7% стоит повысить тарифы на такую же сумму, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли потеряют свою инвестиционную привлекательность; более жесткий контроль над ценами; субсидирование и возмещение затрат на горюче-смазочные материалы для сельхозпроизводителей; создание финансового фонда для регулирования ценовой конъюнктуры на рынке продовольствия в стране (рост цен на зерно является существенным фактором риска роста инфляции в России, поэтому ценовая конъюнктура на рынке зерна имеет определяющее значение для ситуации на продовольственном рынке). рынок в целом); планируется принятие закона «о торговле» (фиксация цен на продукцию при росте цен более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы об установлении цен или предельных наценок на любые товары); ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели); для стабилизации цен на бензин и горюче-смазочные материалы предлагается согласовывать планы нефтяных компаний по ремонту НПЗ с соответствующими ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы поставки нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты. Введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, перераспределение большинства продуктов питания на внутренний рынок.
Предлагается создать новую модель распределения продуктов питания:
а) насыщение внутреннего рынка;
б) создание резерва на предстоящий период;
в) продажа на внешние рынки.
Методы регулирования инфляции будут эффективны только в том случае, если они адекватно согласуются с ее сущностными причинами.
Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождается сложившейся структурной экономикой и давно действующей системой управления экономикой, и только, во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны основываться на устранении всех барьеров для работы рыночных механизмов, обеспечении условий для структурной перестройки экономики и включать широкий спектр монетарных и фискальных регуляторов.
В спектре антиинфляционной политики, утвержденной Правительством Российской Федерации, основную роль играют механизмы влияния на ценообразование. К ним относятся:
- ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на жилищно-коммунальные услуги при усилении контроля над расходами монополистов;
- снижение темпов роста цен на горюче-смазочные материалы за счет стимулирования конкуренции, развития биржевой торговли, снижения налоговой нагрузки и технологического обновления нефтяной промышленности;
- замедление роста цен на продукты питания при одновременном стимулировании поставок этих товаров и улучшении регулирования их импорта.
Улучшение федерального бюджета за счет улучшения макроэкономических показателей, увеличения налоговых поступлений, реформирования бюджетного процесса и внедрения ориентированного на результаты бюджетирования в государственном секторе играет важную роль в снижении инфляции в России.
Одним из этапов совершенствования государственного бюджета может стать сокращение дефицита бюджета, поскольку его финансирование осуществляется за счет кредитов Центрального банка, что приводит к инфляции.
Эта задача реализуется за счет сокращения государственных расходов. Поэтому в 2016 году было принято решение сократить расходы бюджета РФ на социальные программы на 10%. В 2017 году ожидается снижение затрат в связи с отменой индексации отдельных видов социальных выплат (например, материнского капитала, ежегодных выплат лицам со статусом почетного донора, пенсий работающим пенсионерам и т. Д.). В 2018 году по сравнению с 2017 годом расходы на образование сократились на 31 млрд рублей, на медицину - на 120 млрд рублей, на оборону - на 46 млрд рублей.