Файл: 1. Теоретические аспекты инфляции как проявления макроэкономической нестабильности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Инфляция в России в современных условиях

2.1. Оценка состояния инфляции в России
Одной из наиболее актуальных проблем экономики России на современном этапе является уровень инфляции. На данный момент целевой уровень инфляции, установленный ЦБ РФ составляет 3.8 - 4.2% 14.

В России основными причинами повышения уровня инфляции являются:

- зависимость экономики от экспорта нефти, газа и иных энергоносителей, а именно от колебаний мировых цен на сырьевые ресурсы. Снижение цен способствует сокращению поступлений в бюджет, приводя к его дефицитности. При этом происходит рост цен на бензин и другие энергоносители внутри экономики , что оказывает значительное влияние на повышение общего уровня цен;

- резкая девальвация национальной валюты в 2014-2016 годах, повлиявшая на снижение цен на энергоресурсы;

- слабые темпы роста легкой промышленности, машиностроения, сферы компьютерных технологий по сравнению с ростом эффективности в тяжелой промышленности;

- ограничение импорта товаров из стран Евросоюза, США и других стран, приведшее к снижению предложения товаров в России, снижении конкуренции между компаниями и несбалансированности товарных рынков в целом;

- усиление монополизации как на товарных, так и на финансовых рынках. В частности, существует проблема естественных монополий, так как в России они производят значительную часть товаров и услуг, непосредственно влияющих на индекс потребительских цен;

- ограничение внешнего кредитования российских компаний в связи с экономическими санкциями со стороны западных государств, что, в свою очередь, способствовало снижению эффективности их деятельности и, таким образом, сокращению налоговых поступлений, и, как следствие, несбалансированности бюджета экономики .

- эндогенный компонент инфляции, связанный с неэффективностью банковской системы России. Неэффективность заключается в неспособности финансирования инвестиций в реальные активы с помощью внутренних источников. Из-за недоступности кредитных ресурсов организации вынуждены осуществлять инвестиции за счет собственных средств.

В таблице 1 приведена динамика темпов инфляции в РФ начиная с 90-х гг. ХХ века.

Таблица 1 - Динамика темпов инфляции в РФ за период 1991 – 2019гг15

Годы

Годовая инфляция в России

Ставка рефинансирования, на конец года (%)

2019

3,8

6,5

2018

4,3

7,5

2017

2,5

8,25

2016

5,4

8,25

2015

12,90

8,25

2014

11,36

8,25

2013

6,45

8,25

2012

6,58

8,25

2011

6,10

8,00

2010

8,78

7,75

2009

8,80

8,75

2008

13,28

13,0

2007

11,87

10,0

2006

9,00

11,0

2005

10,91

12,0

2004

11,74

13,0

2003

11,99

16,0

2002

15,06

21,0

2001

18,8

25,0

2000

20,1

25,0

1999

36,6

55,0

1998

84,5

60,0

1997

11,0

28,0

1996

21,8

48,0

1995

131,6

160

1994

214,8

180

1993

840,0

210

1992

2508,8

80,0

1991

160,4

25,0



Таким образом, из таблицы 1 видно, что инфляция достигла своего пика в 1992 году, когда годовые цены выросли в среднем на 2508%. В 1993 году по потребительским товарам они выросли в годовом исчислении на 844%, и только по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала только Бразилии. Фактически, в этот период Россия переживала стагфляцию - сочетание экономического спада и высокой инфляции.Благодаря введению валютного коридора и другим мерам по укреплению национальной валюты в 1996 году правительству удалось снизить инфляцию до 21,9%, а в 1997 году - до 11%. В будущем предполагалось снизить его до 9,1% к 1998 году, до 7,2% к 1999 году и до 6,6% к 2000 году.

Однако финансовый кризис августа 1998 года привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции составил 84,4%.

В бюджете РФ на 1999 год рост потребительских цен уже прогнозировался на 30%, но эксперты Международного валютного фонда оценили его не менее чем на 56%. В действительности, по официальным данным, уровень инфляции в России в 1999 году составил 36,5%.

В период с 2000 по 2004 год, в результате последовательной политики сдерживания роста цен, этот показатель снова имел устойчивую тенденцию к снижению, которая за указанный период снизилась с 20,2 до 10,0%. В 2005 году правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, но это не удалось, и оно составило 10,9%.

По итогам 2018 года годовая инфляция в России составила 5,4%, а ключевая ставка на конец года - 10,00%. Следует отметить, что такой рекордно низкий уровень инфляции в России стал самым низким за всю историю экономики . Уровень инфляции против 2017 года снизился более чем вдвое - инфляция за 2017 год составила 12,9%.

Целевой показатель инфляции на 2019 год, который был объявлен Банком России после заседания Совета директоров 28 октября 2018 года на основе анализа рыночной ситуации, предусматривает его дальнейшее снижение, а именно: уровень инфляции будет 4% в год.

Инфляция является дестабилизирующим фактором в рыночной экономике. Это негативно влияет на производство, так как участники рынка не имеют достоверной информации о текущей инфляции. Они основывают свою производственную деятельность на ожидаемом уровне инфляции, который может существенно не совпадать с фактическими значениями инфляции. Примером является прогноз Центрального банка на 2014-2016 годы 5%, 4,5%, 4% соответственно. Фактический уровень инфляции за эти годы составил 11,4%, 12,9%, 5,4% соответственно, что значительно превышает прогнозные значения.

Высокая и нестабильная инфляция неприемлема для экономики, так как невозможно обеспечить высокую долгосрочную динамику экономических процессов. Высокая и особенно резкая инфляция не позволяет снизить уровень процентных ставок коммерческих банков; инфляция может привести к потере ценовой конкурентоспособности экономики .




Рисунок 1. - Социально-экономические показатели 2020 года (%)

Зеленый цвет показывает положительные изменения относительно 2019 года, а красный - отрицательные. Росстат в этом году потянул рост ВВП на 1,1% (предварительные данные). Это очень скромно и по мировым показателям. В реальном секторе промышленного и сельскохозяйственного производства рост составил 2,4 и 4,1%. И вот так эта картина выглядит с 1990 года.



Рисунок 2. - Индекс промышленного и сельхозпроизводства РФ (1990=100%) 16
Мы еще не догнали уровень кризиса 1990 года. Это ясно показывает крайнюю неэффективность капитализма для России. Советский Союз показал очень разные показатели за аналогичные периоды времени. А к 1940 году сельскохозяйственный сектор Советского Союза показал 141% от уровня 1913 года.

Внешняя торговля очень серьезно сократилась из-за сокращения экспорта. Спрос на импорт неуклонно растет, несмотря на программу импортозамещения.

Фактическая выручка увеличилась на целых 0,8%. Ведь Росстат ни за что не меняет методику расчета реальных доходов в этом году - теперь он может сообщить о некотором росте после пяти лет спада.



Рисунок 3. - Реальные располагаемые доходы РФ (2000 г.= 100%) 17
Уровень инфляции всегда выше в те годы, когда экономика нестабильна.

6-10% в год считается умеренной инфляцией, в то время как более высокий показатель уже высок. Эта инфляция создает нестабильную рыночную ситуацию, и население и производители не могут планировать свои финансовые ресурсы. Эти периоды включают 2014-2015 годы, которые считаются стрессовыми с экономической точки зрения.

С 2016 года государство следит за уровнем планируемой инфляции. График показывает, что меры контроля дают свои результаты.

Экономика современной России действительно столкнулась с инфляционными проблемами в начале 1990-х годов. - в период экономических преобразований из централизованно планируемой рыночной экономики. Непродуманные экономические реформы начались с резкой либерализации цен.

Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация в основном на монетаристские методы регулирования экономических процессов привели к скачкообразной инфляции.

2.2. Меры борьбы государства с инфляцией и укрепления макроэкономической стабильности

Для борьбы с последствиями инфляции в государстве проводится антиинфляционная политика. Это комплекс краткосрочных мер, направленных на снижение уровня существующей инфляции, и долгосрочных, направленных на недопустимость ее возникновения в будущем.

Целью антиинфляционной политики является контроль над инфляцией. Прежде всего, необходимо выявить причины инфляции. Инфляция, возникающая из-за неудовлетворенного спроса, должна контролироваться следующими мерами:

- таргетирование инфляции (регулирование темпов роста денежной массы в определенных пределах);

- ужесточение антимонопольных мер (поднять цены на лекарства, бензин и продукты);

- снижение импортных пошлин (на национальном уровне и на уровне таможенного союза) на ряд продуктов питания (сахар, гречка, зерно);

- занимать деньги на финансовом рынке;

- гибкость формирования обменного курса;

- увеличение учетной ставки на сбережения населения;

- сокращение государственных расходов;

- повышение налогов для сокращения доходов.

Пути совершенствования антиинфляционной политики Российской Федерации должны быть следующими: снижение ставок таможенных пошлин; изменение налоговой политики (уменьшение страховых взносов в Пенсионный фонд); регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года).

При инфляции ниже 7% стоит повысить тарифы на такую ​​же сумму, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли потеряют свою инвестиционную привлекательность; более жесткий контроль над ценами; субсидирование и возмещение затрат на горюче-смазочные материалы для сельхозпроизводителей; создание финансового фонда для регулирования ценовой конъюнктуры на рынке продовольствия в стране (рост цен на зерно является существенным фактором риска роста инфляции в России, поэтому ценовая конъюнктура на рынке зерна имеет определяющее значение для ситуации на продовольственном рынке). рынок в целом); планируется принятие закона «о торговле» (фиксация цен на продукцию при росте цен более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы об установлении цен или предельных наценок на любые товары); ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели); для стабилизации цен на бензин и горюче-смазочные материалы предлагается согласовывать планы нефтяных компаний по ремонту НПЗ с соответствующими ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы поставки нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты. Введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, перераспределение большинства продуктов питания на внутренний рынок.


Предлагается создать новую модель распределения продуктов питания:

а) насыщение внутреннего рынка;

б) создание резерва на предстоящий период;

в) продажа на внешние рынки.

Методы регулирования инфляции будут эффективны только в том случае, если они адекватно согласуются с ее сущностными причинами.

Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождается сложившейся структурной экономикой и давно действующей системой управления экономикой, и только, во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны основываться на устранении всех барьеров для работы рыночных механизмов, обеспечении условий для структурной перестройки экономики и включать широкий спектр монетарных и фискальных регуляторов.

В спектре антиинфляционной политики, утвержденной Правительством Российской Федерации, основную роль играют механизмы влияния на ценообразование. К ним относятся:

- ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на жилищно-коммунальные услуги при усилении контроля над расходами монополистов;

- снижение темпов роста цен на горюче-смазочные материалы за счет стимулирования конкуренции, развития биржевой торговли, снижения налоговой нагрузки и технологического обновления нефтяной промышленности;

- замедление роста цен на продукты питания при одновременном стимулировании поставок этих товаров и улучшении регулирования их импорта.

Улучшение федерального бюджета за счет улучшения макроэкономических показателей, увеличения налоговых поступлений, реформирования бюджетного процесса и внедрения ориентированного на результаты бюджетирования в государственном секторе играет важную роль в снижении инфляции в России.

Одним из этапов совершенствования государственного бюджета может стать сокращение дефицита бюджета, поскольку его финансирование осуществляется за счет кредитов Центрального банка, что приводит к инфляции.

Эта задача реализуется за счет сокращения государственных расходов. Поэтому в 2016 году было принято решение сократить расходы бюджета РФ на социальные программы на 10%. В 2017 году ожидается снижение затрат в связи с отменой индексации отдельных видов социальных выплат (например, материнского капитала, ежегодных выплат лицам со статусом почетного донора, пенсий работающим пенсионерам и т. Д.). В 2018 году по сравнению с 2017 годом расходы на образование сократились на 31 млрд рублей, на медицину - на 120 млрд рублей, на оборону - на 46 млрд рублей.