Файл: I. генезис понятия и современное состояние цифровой криминалистики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ко второму виду преступлений, учитывая их значительную общественную опасность, авторы отнесли все «обычные» преступлениях (хищения, подделка документов, подлог и т.п.), совершенные с «использованием средств компьютерной техники» (новый квалифицирующий признак).

Бывший Председатель Конституционного Суда России В. Д. Зорькин, обосновывая свое мнение наступлением цифровой эпохи, дал точную характеристику необходимости модернизации как законодательства, регулирующего вопросы, связанные с цифровой информацией, так и криминалистики, перед которой эпоха цифровизации ставит новые вызовы: подобно «тому, как правила дорожного движения, рассчитанные на регулирование езды на лошадях, сменились правилами автомобильного движения, правилами авиаперевозок и космических полетов, так и сегодня зарождается новое право – «право второго модерна», регулирующее экономические, политические и социальные отношения в контексте мира цифр, больших данных, роботов, искусственного интеллекта»20.

Криминалистика, всегда находившаяся на острие борьбы с преступностью, должна адаптироваться к изменяющимся условиям, что требует не просто совершенствования, но и постоянного обновления криминалистических знаний об операциях с цифровой доказательственной информацией в процессе выявления, раскрытия и расследования преступлений. В современных условиях криминалистика столкнулась с рядом вызовов и угроз, таких как цифровизация способов подготовки, совершения и сокрытия преступлений, увеличение числа преступлений, совершенных дистанционным способом, использование криптовалют в криминальных взаиморасчетах, рост трансграничной преступности и др. По словам Зорькина, специалисты прогнозируют дальнейшее развитие цифровой криминалистики - появление новых видов судебных экспертиз и систем электронного участия в процессе.

Проанализировав современные подходы к понятию «цифровая криминалистика» (и его синонимам, таким как «киберкриминалистика», «электронная криминалистика», «компьютерная криминалистика»), можно выделить спектр разнообразных точек зрения, причем порой, диаметрально противоположных.

Так, противники выделения, обособления «цифровой криминалистики» в качестве отдельных её структурных элементов или создания соответствующего учения (теории), такие как В.Н. Карагодин, критически высказываются относительно расширения объекта и предмета криминалистики. Карагодин и ряд его единомышленников не поддерживают «предложения о разработке криминалистического учения о компьютерной информации или «электронной криминалистики»
21.

Перекликается с этой позицией и мнение Е. Р. Россинской, которая предлагает для совершенствования техники, тактики и методик криминалистики разработать «теорию информационно-компьютерного обеспечения криминалистической деятельности»22. При этом Россинская категорически против применения терминов «цифровая криминалистика», «электронная» криминалистика и других («лингвистическая криминалистика», «экономическая криминалистика»), заявляя, что «криминалистика – едина! Это наука, имеющая свой предмет, систему, задачи, объекты и закономерности. Для ее развития нет необходимости и оснований менять название»23.

Среди сторонников «цифровой криминалистики» наблюдается плюрализм мнений, возникших при определении понятия новой отрасли криминалистического знания, что свидетельствует о сложности и малой изученности явления. Каждая из приведенных дефиниций охватывает лишь одну из его сторон.

Так С.Ю. Скобелин выделяет узкое и широкое направления цифровой криминалистики: «В узком направлении - это предупреждение, раскрытие и расследование собственно преступлений в сфере компьютерной информации. Данные преступления чаще являются предикатными для совершения (или сокрытия) других преступлений: хищений, распространения экстремистских материалов, фальсификации итогов голосования и др. В широком направлении – это противодействие киберпреступности (в сфере информационных технологий), то есть не только преступлений, указанных выше, но и совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий (чаще сети Интернет)»24.

В.Б.Вехов считает правильным название «электронная криминалистика», под которой он понимает систему научных положений, являющихся основой для разработки технических средств, приемов, методик и рекомендаций по собиранию, исследованию и использованию компьютерной информации, средств ее обработки и защиты в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений25.

В структуре «электронной криминалистики» Вехов выделяет следующие системные элементы:

  1. криминалистическое учение о компьютерной информации;

  2. криминалистическое исследование компьютерных устройств, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей;

  3. криминалистическое использование компьютерной информации, средств ее обработки и защиты


И. В. Медведев предлагает название «форензика», под которой он понимает «сбор, исследование и оценка следов преступлений в компьютерной области»26. Схожего мнения придерживаются Н. В. Шухова и А. Л. Снигирев27

П.С.Пастухов предлагает термин «компьютерная криминалистика» для обозначения подотрасли криминалистики, изучающей «особенности сбора, сохранения, анализа и представления данных, имеющих отношение к любым компьютерным средствам, мобильным телефонам и другим устройствам, осуществляющим фиксацию информации в цифровой форме»28.

М. А. Романенко предлагает ввести термин «судебная дигитология» для выделения в отдельную категорию «знаний о сборе, закреплении (фиксации) и исследовании электронно-цифровых устройств, программ и явлений, в основе функционирования которых лежат объективно выраженные вычислительные процессы»29.

По мнению А. Б. Смушника наиболее точно передает суть термин «электронная цифровая криминалистика», представляющая концепцию «собирания, исследования и использования электронной цифровой информации и информационно-технологических устройств»30.

В.Г.Гриб и О.И. Тюнис относят к цифровой криминалистике только «применение ... средств и методов, основанных на использовании информационных, цифровых технологий», и говорят о них как о части криминалистической техники».

Перекликается с этой точкой зрения и определение термина «цифровая криминалистика», данное А.Н. Яковлевым: «это те новые знания в криминалистике, которые базируются на понимании особенностей функционирования современных информационно-коммуникационных технологий и используются для выявления уголовно-релевантных закономерностей:

  • преступной деятельности, направленной на воспрепятствование нормальному функционированию информационных систем, их компонентов или деятельности, направленной на использование последних в качестве инструмента совершения иных преступлений;

  • создания, изменения, передачи, удаления информации на электронных носителях, в информационно-телекоммуникационных сетях, виртуальном пространстве, связанной с подготовкой, совершением, сокрытием преступлений;

  • собирания цифровой информации с выполнением технических процедур обеспечения ее юридической значимости;

  • исследования цифровой информации, сохраненной в отдельных информационных объектах, а также в информационной среде электронного носителя информации;

  • оценки полученных результатов, соотнесения их с действиями субъекта и использования для квалификации преступного деяния;

  • интеграции цифровых доказательств в систему существующих доказательств с соблюдением процессуальной формы их получения»31.


В.А. Мещеряков32, которого по праву можно считать одним из «первооткрывателей» цифровой криминалистики, настаивает на целесообразности построения системы цифровой криминалистики изолированно от системы всей науки в целом, тем не менее рассматривающего цифровую криминалистику «как относительно самостоятельное и специфическое направление развития криминалистики».

В значительно более широком аспекте рассматривает цифровую криминалистику Е.П. Ищенко, говоря, что она знаменует «переход от аналогового представления информации к дискретному - цифровому, позволяющему математизировать все процессы, происходящие в реальной действительности, а также отразить специфику традиционных преступлений, когда они совершаются с помощью новейших информационно-телекоммуникационных технологий». Ищенко отмечает, что содержание особенностей расследования преступлений, совершаемых в сфере информационных и коммуникационных технологий, максимально полно отражает термин «цифровая криминалистика»33.

Обобщая вышеизложенное и придерживаясь точки зрения о жизнеспособности термина «цифровая криминалистика» и обоснованности её выделения в качестве специальной, особой подотрасли криминалистики, считаем, что «цифровая криминалистика» - это отрасль криминалистики, изучающая закономерность возникновения цифровых следов, отражающая механизм совершения преступлений с использованием ИКТ (информационно-телекоммуникационных технологий) и изучающая возможности адаптации традиционных методов для обнаружения цифровых следов и доказательств, одни из которых могут содержаться на материальном носителе (ноутбуке, телефоне, гаджетах, внешних съемных запоминающих устройствах, роутерах, видеорегистраторах), а другие – могут существовать исключительно в цифровом пространстве (так называемая интернет-тень, данные о посещении различных ресурсов сети Интернет, веб-страниц, социальных сетей, мессенджеров; данные об электронных транзакциях; данные, хранящиеся в облачных сервисах, на серверах).

В связи с продолжающейся цифровизацией современного мира и ростом виртуальной активности преступников одной из самых приоритетных задач современности и стратегической задачей в средне и долгосрочной перспективе является развитие цифровой криминалистики, о чем говорят не только ученые и эксперты, но и практики, такие, как, например, глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. По его мнению, задачами «цифровой криминалистики» является поиск, извлечение, восстановление и оперативная обработка данных в электронном виде, оценка радиоэлектронной обстановки и анализ биллинговых массивов, детализаций телефонных соединений, получение космических снимков,
техническое улучшение фото- и видеоматериалов, осмотр разрозненных данных в сети Интернет и облачных хранилищах, мессенджерах, с применением аппаратно-программных комплексов и программного обеспечения34.

Развивает эту мысль С.М. Соловьева: «Динамика технологий осуществляется так быстро, что нужда в компьютерной криминалистике повышается с возникновением каждой новой информационно-телекоммуникационной технологии, совершением нового информационного преступления, появлением высокотехнологического оборудования в целях исследования компьютерных устройств и мобильных средств связи»35.

Информационные технологии, став неотъемлемой частью существования человечества, трансформируют и преступную деятельность, вызывая и появление новых уголовно-правовых составов, и способы совершения «традиционных» преступлений, и способы подготовки и сокрытия преступлений с помощью информационных технологий. В связи с этим, неизбежно трансформируются и криминалистика, в составе которой появилась и активно развивается «цифровая криминалистика», которая все увереннее заняла лидирующие позиции и произвела революцию в расследовании преступлений, вызвав переосмысление существующих и разработку новых эффективных методик расследования различных видов и групп преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

1 https://www.unodc.org/e4j/ru/cybercrime/teaching-guide/glossary-of-terms.html

2 Палмер Г. Дорожная карта для цифровых криминалистических исследований. Технический отчет DTR-T0010-01, DFRWS, ноябрь 2001 г. Отчет с первого семинара по цифровым криминалистическим исследованиям (DFRWS).

3 Баранов А.А. Права человека и защита персональных данных. Киев, 2000.

4 Computer crime act of 1978 USA Law. URL: http://docweb.cns.ufl.edu/docs/d0010/d0010.html (дата обращения: 13.02.2023).

5 Computer Fraud and Abuse Act. URL: http://www.law.cornell.edu/uscode/18/1030.html (дата обращения: 14.02.2023).

6 Computer Misuse Act Law of Great Britain. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1990/18/contents (дата обращения: 14.02.2023).

7 Громов Е.В. Развитие уголовного законодательства о преступлениях в сфере компьютерной информации в зарубежных странах (США, Великобритании, ФРГ, Нидерландах, Польше) // Вестник ТГПУ. 2006. № 11 (62).

8 Громов Е.В. Развитие уголовного законодательства о преступлениях в сфере компьютерной информации в зарубежных странах (США, Великобритании, ФРГ, Нидерландах, Польше) // Вестник ТГПУ. 2006. № 11 (62). – с.30-35