ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Добрикова Олеся Васильевна
(МБОУ «СОШ № 2», г. Бугуруслан, Оренбургская область)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации для обучающихся с НОДА в образовательной организации»
по программе повышения квалификации для руководителей образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2014 год
Содержание
Введение ………………………… …………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации инклюзивного образования для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1.1. Понятие и особенности обучения детей с нарушением опорно–двигательного аппарата ……………………………………………………………6
1.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата …11
Глава 2. Создание условий для организации инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с НОДА
2.1. Анализ условий МБОУ СОШ№2 для организацииобразовательного пространства для обучающихся с НОДА ………………………………………16
2.2. Описательная характеристика проекта организации инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с НОДА в
МБОУ СОШ№2 ………………………………………………………………….. 20
Заключение ……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы ………………………………………………26
Введение
В последнее время в России наметилась тенденция роста числа детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Причин этому много, от биологических до социальных, и нельзя рассматривать их отдельно друг от друга, так как они являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Практика показывает, что система социальной защиты и общего образования с проблемами связанными с особенностями развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата не справляется. Вследствие чего социально-педагогическая адаптация, реабилитация и интеграция таких детей проходит очень медленно. Имеется лишь локальный, почти "точечный" опыт отдельных специалистов, родителей, учреждений, которые (в доступном масштабе) эту проблему пытаются решать.
Актуальность проекта многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно:
1.Демократические преобразования в нашем обществе, произошедшие в последние годы, диктуют необходимость создания модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования всем детям. Такой моделью может стать модель инклюзивного образования.
2.Анализ того, что отвечает истинным интересам ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу.
3.Анализ образовательных технологий и программ говорит о том, что образовательные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми. Этого можно достигнуть путем внедрения методологии инклюзивного образования, в основе которой лежат следующие принципы:
-
Дети ходят в ближайшую школу. Это важно для детей и родителей, так как не все родители могут возить детей в специальные или частные учреждения. -
Методология предусматривает поддержку в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и показатели всех детей).
Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т.д.) являются инклюзивными.
Цель исследования: создание и отработка проекта инклюзивного образования, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для учащихся с НОДА ребенка, имеющего различные образовательные потребности.
Задачи:
-
Определить содержание, структуру работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. -
Выявить педагогические условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы. -
Проанализировать ресурсы МБОУ СОШ№2 для организацииинклюзивного образовательного пространства для обучающихся с НОДА. -
Создать проект.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, систематизация научной литературы, статистические
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что в результате его осуществления будет создан проект инклюзивного образовательного пространства школы.
При этом дети остаются учиться в общеобразовательном классе, но принимают активное участие в жизни школы в рамках общешкольного плана.
Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Глава 1. Теоретические аспекты организации инклюзивного образования для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1.1. Понятие и особенности обучения детей с нарушением опорно–двигательного аппарата
Понятие «нарушения опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Дети, составляющие группу учащихся специализированных классов для детей с нарушениями ОДА, имеют легкие двигательные нарушения – они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания. Они имеют психическое развитие, близкое к нормальному. Эта группа выделена в настоящее время для обучения в специализированных классах по адаптированной массовой программе. Более сложные нарушения (например, ДЦП), являются основанием для перевода ребенка в специализированную школу.
Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:
- Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.
- Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).
- Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
Проблема нарушений здоровья школьников становится в последние годы все более актуальной. Уменьшение двигательной активности, ухудшение питания, дефицит массы тела при увеличении умственных нагрузок привело к тому, что число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) достигает 70%. Более 40% детей уже приходят в школу с нарушением осанки, а за годы учебы это процент удваивается. Правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни, Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстрыми темпами формируются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Установлено, что на формирование неправильной осанки у детей оказывает влияние наличие хронических заболеваний, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время учебы, несоответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие дети, быстрорастущие, а также дети с частыми болями в животе.
Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями ОДА могут отмечаться недостатки интеллектуального развития (ЗПР), около 10% всех детей имеют умственную отсталость разной степени выраженности. В большинстве случаев эти недостатки имеют сложную природу. Они обусловлены как непосредственно поражением головного мозга, так и являются следствием депривации, возникающей в результате ограничения двигательной активности и дополнительных дефектов. ЗПР проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, выраженных в астенических проявлениях.
У многих детей отмечается трудность в развитии восприятия и формирования пространственных и временных представлений. Практически у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти. Следует отметить, что у большинства детей имеются значительные потенциальные возможности развития высших психических функций, однако физические недостатки (нарушение двигательных функций, слуха, зрения), нередко множественные, речедвигательные трудности, астенические проявления и ограниченный запас знаний вследствие социальной депривации, маскируют эти возможности. Костно-мышечная система, т.е. скелет и скелетные мышцы, поддерживают все тело, производят движения (мышцы, прикрепленные к костям, своим сокращением вызывают движение всего тела и отдельных его частей - рук, ног шеи и т.д.) и защищают внутренние органы (в грудной клетке и черепной коробке заключены наиболее важные органы - мозг, сердце, легкие, поражение которых может привести организм к гибели).
Например, если ребенок неправильно сидит за столом во время приготовления уроков или других занятий, то у него может произойти искривление позвоночника. Если ребенок во время работы прижимается к столу грудью, то это может быть причиной неправильного развития грудной клетки. Ношение тесной обуви может быть причиной плоскостопия.
Недостаток физических упражнений или, наоборот, чрезмерная физическая нагрузка (например, ношение значительных тяжестей, длительная работа в согнутом состоянии и т. п.) также нарушает правильное развитие организма. Первая особенность урока состоит в том, что во время занятий учитель решает не только учебные и воспитательные задачи, но и лечебные задачи. Он непосредственно отвечает за соблюдение на каждом его уроке лечебных предписаний. На каждом уроке учитель создает необходимые условия для неукоснительного соблюдения всеми учащимися общих и индивидуализированных медицинских требований. Для того чтобы обеспечит единство требований на каждом уроке, и иметь представление об индивидуальных назначениях, учителю предлагается в классном журнале медицинская страничка. Соответствующие медицинские предписания вписываются в эту страничку. К числу последних относятся, например, ношение реклинатора (корректора) осанки, стелька-косок и т.п. Предписания могут касаться желательного положения парты (против учителя, справа или слева от стола учителя). Могут быть записаны и общие предписания для данного класса, медицинские требования.
При проведении части урока лежа на клиновидной подставке, осуществляется необходимая разгрузка позвоночника. В связи с этим возникает необходимость в постоянном контроле учителя за правильным положением тела. Такой контроль нужен особенно в начале школьного обучения в специализированном классе, то есть до того времени, пока дети не привыкнут сами следить за положением корпуса. В ходе занятия может наблюдаться непреднамеренное смещение корпуса относительно оптимального положения. С этим надо бороться. Однако нельзя не учитывать возникающую из-за однообразного положения тела усталость и естественную потребность в его периодическом изменении. Такое изменение допускается с учетом характера проводимых занятий. Так, например, при чтении лежа детям целесообразно лежать на груди; при этом под грудь подкладывается клиновидная подставка. А если, например, проводится беседа, содержание которой не надо записывать, дети могут лежать на спине. При этом клиновидная подставка перемещается на край выше и кладется под голову и верхнюю часть спины (в виде подушки). Занятие исходного положения в начале урока и изменение положения в ходе занятия производятся по указанию учителя. Дети быстро привыкают к их выполнению. Учитель следит за соблюдением индивидуализированных назначений. Речь идет о ношении реклинатора (корректора), супинаторов, косков и т.д. На каждом уроке учитель следит за соблюдением режима аэрации.