Файл: московский городской педагогический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме того, педагог обеспечивает проведение физкультминуток в уроке. При планировании учебного материала учитель учитывает этот элемент урока. Во время физминутки дети выполняют комплекс корригирующих упражнений. Очень важно отметить в силу загруженности детей во вторую половину дня комплексом лечебных процедур и мероприятий – важно чтобы учитель стремился добиться усвоения учащимися основного программного материала непосредственно на уроке.

Полезное действие на организм оказывает изменение рабочей позы ребенка во время урока. Многие исследователи предлагают урок проводить в системе «динамической смены поз», то есть организованно переводить учащихся из одной рабочей позы в другую. Продолжительность работы может быть стоя от 3до 7 минут и смена поз происходит в течение урока 2-3 раза. При этом не столько важна продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского тела.


1.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В соответствии с текстом статьи 34 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся имеет право на1:

- «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет» (пункт 1);

- «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» (пункт 2);

- «перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (пункт 15).

Кадровое обеспечение Педагоги, работающие в условиях инклюзивного класса должны получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть готовыми и профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.


Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы следующие психолого-педагогические знания:

  • представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;

  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;

  • знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с НОДА и нормальным развитием;

  • умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).

Успешное формирование графо-моторной функции у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно только при условии специально согласованной деятельности дефектолога, логопеда, инструктора ЛФК. Необходима индивидуальная подготовка руки к письму, последовательная отработка и закрепление двигательного навыка письма. Необходимо выделить время для специальных занятий по формированию движений, обеспечивающих правильную технику письма.

Педагог-психолог должен обладать знаниями о личностных особенностях детей с НОДА, умениями организовать своевременную и эффективную диагностику, профилактику и коррекцию поведенческих, нервно-психических и патохарактерологических расстройств.

Учитель-логопед должен обладать знаниями об особенностях речевого развития детей с НОДА, умениями организовать своевременную и эффективную диагностику, профилактику и коррекцию устной и письменной речи.

Учитель физического воспитания должен обладать знаниями о двигательной патологии обучающегося и возможных ограничениях при фронтальных занятиях физкультурой. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным возможностям.

При инклюзивном обучении детей с НОДА необходимо осуществлять мультидисциплинарный подход в сопровождении обучающихся в образовательном процессе. Необходимую медико-социальную помощь дети с НОДА могут получать в специализированных центрах.

Финансово-экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Разрабатываемый стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с конституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду.



Материально-техническое обеспечение. Важным условием реализации образовательной программы начального общего образования для детей с нарушением ОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации.

Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов. Все пространство класса должно быть доступно ребенку, передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений.

Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) требует от учителя больше внимания, в случае выраженных двигательных нарушений, чем традиционно развивающийся, поэтому наполняемость класса, где обучается ребенок с нарушением ОДА, должна быть меньше. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо - моторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь (джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор.

При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение*(1).

Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации*(2).

Для организации реализации общеобразовательных программ с использованием сетевой формы их реализации несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы, в том числе программы, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также определяют вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы реализации общеобразовательных программ.

______________________________________________________________


*(1) Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

*(2) Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)


Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Глава 2. Создание условий для организации инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с НОДА
2.1. Анализ условий МБОУ СОШ№2 для организацииобразовательного пространства для обучающихся с НОДА

Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшее ухудшение, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье. Наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой, так как эти факторы риска поддаются коррекции, как на популяционном, так и на индивидуальном уровне.

Для того, чтобы организовать инклюзивное обучение в общеобразовательной организации, необходимо проанализировать имеющиеся ресурсы в ОУ и имеется ли возможность создать специальные образовательные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование – это практика направления учеников
, нуждающихся в специальных услугах, в обычные классы, при условии изменения системы и принятия особого ребёнка на уровне всей школы. При этом признаётся ценность различий всех детей и их способность к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.

Анализ вывил следующие результаты:

Организационное обеспечение:

  • Нормативно-правовое обеспечение

В МБОУ СОШ №2 на данный момент сформирована нормативно-правовая база:

- Программа развития;

- Устав;

- Основная образовательная программа;

- Учебный план;
- Положение о реализации инклюзивной практики;

- Порядок организации обучения ребёнка с ОВЗ в ОО;

- Положение о ПМПк;

- Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана;

-. Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ.

Сформирован банк данных детей-инвалидов и детей с ОВЗ, который ежегодно корректируется.

Диагноз

Количество детей с нарушениями ОДА по годам

2012 – 2013 учебный год

2013 – 2014 учебный год

2014 – 2015 учебный год

ДЦП

3

2

2

отсутствие руки до локтя

1

1

1

Всего детей-инвалидов и детей с ОВЗ

8 (50%)

7 (43%)

5 (60%)


Как видно из таблицы, что больше всего в МБОУ СОШ №2 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  • Организация сетевого взаимодействия с внешними организациями

Организованна работа только с городским ПМПК.

  • Организация медицинского обслуживания и питания

К школе прикреплена медицинская сестра с городской детской поликлиники, но она не входит в штатное расписание школы, бывает не каждый день и определённое количество времени, так как основная её работа в поликлинике. Ежегодно учащиеся проходят диспансеризацию и акты передаются в школу, анализ которых показывает, что многие учащиеся имеют разного рода заболевания опорно-двигательного аппарата.