Файл: московский городской педагогический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отсутствуют на данный момент условия для организации:

- комплекса оздоровительных процедур;

- лечебной физкультуры;

- реабилитационных процедур (массаж, физлечение и т.п.);

- анализа медицинских карт;

- ежедневного амбулаторного приема учащихся.

  • Материально-техническое (включая архитектуру) обеспечение

МБОУ СОШ №2 – это школа, здание которой было выстроено заново и функционирует с 2008 года. Школа оснащена всем необходимым современным оборудованием (компьютеры, принтеры, МФУ, 9 интерактивных досок), закуплены: кабинет географии, химии, биологии, физики, лингафонный кабинет и т.д., обновлён библиотечный фонд, доступ к Интернету во всех кабинетах. Но тем не менее, для учащихся с НОДА на данный момент отсутствует специальное оборудование.

Имеется пандус, светофор с кнопкой для безбарьерного движения до школы.

Но не созданы условия для перемещения по зданию, доступа на 2 и 3 . этажи, отсутствует кнопка вызова у входа, специализированная мебель и многое другое.

Психолого-педагогическое обеспечение

Разработана и реализуется программа коррекционной работы. Психологом осуществляется психолого-педагогичское сопровождение учащихся и их родителей с НОДА.

Кадровое обеспечение

В школе есть ставка только педагога-психолога.

Из анализа были выявлены следующие затруднения и проблемы:

  1. Недостаточное материально-техническое оснащение ОУ для обучения детей с ОВЗ

  2. Отсутствие в штатном расписании ОУ дополнительных ставок педагогических и медицинских работников.

  3. Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения.

  4. Несоответствие учебных планов и содержания обучения общеобразовательной школы особым образовательным потребностям ребенка с ОВЗ, отсутствие гибких образовательных стандартов.

  5. Отсутствие сетевого взаимодействия с внешними организациями.

  6. Отсутствие финансовой поддержки.

  7. Недостаточное информационное обеспечение.

Развитию инклюзивного образования препятствует выше перечисленные затруднения. Особое место среди проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимают трудности доступа к школе, транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.

Для того, чтобы устранить проблемы, необходим алгоритм действий. Для этого нужно разработать «Проекта организации инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с НОДА в МБОУ СОШ№2»


2.2. Описательная характеристика проекта организации инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с НОДА в МБОУ СОШ№2
Цель проекта: «Создание условий для полноценного обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной школы».

Критерии доступности ОУ:

  1. Движение к ОУ.

  2. Вход в школу.

  3. Доступность помещений.

  4. Соответствие нормативно-правовой базы.

  5. Кадровая политика.

  6. Материально-техническое оснащение.

  7. Информационное пространство.

  8. Финансовое обеспечение.

  9. Медицинское обслуживание и питание.

  10. Психолого-педагогическое обеспечение.

Алгоритм создания условий:

  1. Медицинская организация

  2. ПМПК

  3. ПМПк

  4. ПКР, АОП

  5. Взаимодействие специалистов (внутреннее и внешнее)

  6. Степень выраженности, качество и объем

  7. Модификация, индивидуализация

Основные условия:

  • регламентированное нормативно-правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса;

  • специально подготовленные для работы с "особыми" детьми педагоги и специалисты (кадровый ресурс ОУ). При этом равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в школе должны быть созданы для всех обучающихся без исключения, что обычно приветствуется как родителями "особых", так и обычных детей;

  • материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, спортивный зал и пр.);

  • адаптированные образовательные программы, составление специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий;

  • необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми.

  • научно-методическое обеспечение инклюзивного процесса осуществляется высшей школой и центрами переподготовки, ресурсами специальных (коррекционных) школ, методическим центром округа и силами администрации ОУ.

  • идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, которые имеют базовое коррекционное образование, и учителей с базовым уровнем знаний и специальным компонентом профессиональной квалификации. Под базовым компонентом мы понимаем профессиональную педагогическую подготовку, (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки), а под специальным компонентом – следующие психолого-педагогические знания:

  • представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;

  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;

  • знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;

  • умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).


Прогнозируемые результаты проекта:

При условии успешной реализации данного проекта:

- будет разработана модель инклюзивного образовательного пространства школы;

- создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями;

- разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;

- повысится профессиональный уровень и компетентность педагогов области инклюзивного образования;

- повысится информационная компетентность родителей детей с ОВЗ;

- будет проведена серия научно-практических семинаров.

Средства контроля и обеспечение достоверности результата.

  1. Анализ развития детей два раза в год.

  2. Реализация мониторинга качества образования.

  3. Создание личностно-ориентированной системы оценивания результатов развития ребенка.

  4. Создание портфолио ребёнка и наполнение портфолио педагога материалами по данному направлению.

  5. Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления.

  6. Подготовка статей и методических пособий из опыта работы.

Риски, затрудняющие эффективную реализацию проекта

1 фактор риска. Неверная тактика педагогических воздействий при возникновении трудности восприятия другими детьми и их родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2 фактор риска. Нерациональная организация УД (перегрузка участников образовательного процесса на первых этапах эксперимента).

3 фактор риска. Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах  ИО.

Заключение

В настоящее время всё более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей их обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность. Необходимым условием для решения основной задачи является создание действенной и целенаправленной системы социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для того чтобы ребёнок в постинтернатный период смог жить полноценной, во всех отношениях, жизнью, необходимо организовать социально-педагогическую деятельность так, чтобы основу её составляло воспитание в широком смысле, как фактор, определяющий процесс социализации детей с ограниченными возможностями.


У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипуляций.

Отклонения в психическом развитии при ДЦП также специфичны. Они определяются временем мозгового поражения, его степенью и локализацией. Для детей с ДЦП характерно:

  • различные нарушения познавательной и речевой деятельности;

  • разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних – в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, вялости), склонность к колебаниям настроения;

  • своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость).

Таким образом, необходимо создавать специальные образовательные условия для обучения учащихся с НОДА в общеобразовательных учреждениях, которые могут быть обеспечены при условии тесного сотрудничества специалистов разных областей, при соблюдении принципов организации инклюзивного образования в России, а также при соблюдении некоторых требований к организации обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ведущая роль в диагностике психического развития таких детей принадлежит педагогу-психологу и воспитателю.

Современная школа должна обеспечить право учащегося на образование, на развитие, в том числе на развитие резервных возможностей организма без ущерба его здоровью. Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой — не наносился вред здоровью учащихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей. Задача формирования, сохранения и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приемов и педагогических технологий. Это означает, прежде всего, учет психофизиологических особенностей школьников на каждом этапе индивидуального развития и обязательное соблюдение физиолого-гигиенических нормативов при организации учебного процесса и внеучебного времени, причем особое внимание следует уделять двигательной активности ребенка как важнейшему фактору и движущей силе онтогенеза.

Основные задачи выполнены и цель достигнута - создан проект, выявлены возможности и угрозы со стороны внутренних и внешних факторов учреждения.