ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отсутствуют на данный момент условия для организации:
- комплекса оздоровительных процедур;
- лечебной физкультуры;
- реабилитационных процедур (массаж, физлечение и т.п.);
- анализа медицинских карт;
- ежедневного амбулаторного приема учащихся.
-
Материально-техническое (включая архитектуру) обеспечение
МБОУ СОШ №2 – это школа, здание которой было выстроено заново и функционирует с 2008 года. Школа оснащена всем необходимым современным оборудованием (компьютеры, принтеры, МФУ, 9 интерактивных досок), закуплены: кабинет географии, химии, биологии, физики, лингафонный кабинет и т.д., обновлён библиотечный фонд, доступ к Интернету во всех кабинетах. Но тем не менее, для учащихся с НОДА на данный момент отсутствует специальное оборудование.
Имеется пандус, светофор с кнопкой для безбарьерного движения до школы.
Но не созданы условия для перемещения по зданию, доступа на 2 и 3 . этажи, отсутствует кнопка вызова у входа, специализированная мебель и многое другое.
Психолого-педагогическое обеспечение
Разработана и реализуется программа коррекционной работы. Психологом осуществляется психолого-педагогичское сопровождение учащихся и их родителей с НОДА.
Кадровое обеспечение
В школе есть ставка только педагога-психолога.
Из анализа были выявлены следующие затруднения и проблемы:
-
Недостаточное материально-техническое оснащение ОУ для обучения детей с ОВЗ -
Отсутствие в штатном расписании ОУ дополнительных ставок педагогических и медицинских работников. -
Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения. -
Несоответствие учебных планов и содержания обучения общеобразовательной школы особым образовательным потребностям ребенка с ОВЗ, отсутствие гибких образовательных стандартов. -
Отсутствие сетевого взаимодействия с внешними организациями. -
Отсутствие финансовой поддержки. -
Недостаточное информационное обеспечение.
Развитию инклюзивного образования препятствует выше перечисленные затруднения. Особое место среди проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимают трудности доступа к школе, транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.
Для того, чтобы устранить проблемы, необходим алгоритм действий. Для этого нужно разработать «Проекта организации инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с НОДА в МБОУ СОШ№2»
2.2. Описательная характеристика проекта организации инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с НОДА в МБОУ СОШ№2
Цель проекта: «Создание условий для полноценного обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной школы».
Критерии доступности ОУ:
-
Движение к ОУ. -
Вход в школу. -
Доступность помещений. -
Соответствие нормативно-правовой базы. -
Кадровая политика. -
Материально-техническое оснащение. -
Информационное пространство. -
Финансовое обеспечение. -
Медицинское обслуживание и питание. -
Психолого-педагогическое обеспечение.
Алгоритм создания условий:
-
Медицинская организация -
ПМПК -
ПМПк -
ПКР, АОП -
Взаимодействие специалистов (внутреннее и внешнее) -
Степень выраженности, качество и объем -
Модификация, индивидуализация
Основные условия:
-
регламентированное нормативно-правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса; -
специально подготовленные для работы с "особыми" детьми педагоги и специалисты (кадровый ресурс ОУ). При этом равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в школе должны быть созданы для всех обучающихся без исключения, что обычно приветствуется как родителями "особых", так и обычных детей; -
материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, спортивный зал и пр.); -
адаптированные образовательные программы, составление специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий; -
необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми. -
научно-методическое обеспечение инклюзивного процесса осуществляется высшей школой и центрами переподготовки, ресурсами специальных (коррекционных) школ, методическим центром округа и силами администрации ОУ. -
идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, которые имеют базовое коррекционное образование, и учителей с базовым уровнем знаний и специальным компонентом профессиональной квалификации. Под базовым компонентом мы понимаем профессиональную педагогическую подготовку, (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки), а под специальным компонентом – следующие психолого-педагогические знания: -
представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования; -
знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды; -
знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса; -
умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).
Прогнозируемые результаты проекта:
При условии успешной реализации данного проекта:
- будет разработана модель инклюзивного образовательного пространства школы;
- создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями;
- разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
- повысится профессиональный уровень и компетентность педагогов области инклюзивного образования;
- повысится информационная компетентность родителей детей с ОВЗ;
- будет проведена серия научно-практических семинаров.
Средства контроля и обеспечение достоверности результата.
-
Анализ развития детей два раза в год. -
Реализация мониторинга качества образования. -
Создание личностно-ориентированной системы оценивания результатов развития ребенка. -
Создание портфолио ребёнка и наполнение портфолио педагога материалами по данному направлению. -
Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления. -
Подготовка статей и методических пособий из опыта работы.
Риски, затрудняющие эффективную реализацию проекта
1 фактор риска. Неверная тактика педагогических воздействий при возникновении трудности восприятия другими детьми и их родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2 фактор риска. Нерациональная организация УД (перегрузка участников образовательного процесса на первых этапах эксперимента).
3 фактор риска. Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах ИО.
Заключение
В настоящее время всё более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей их обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность. Необходимым условием для решения основной задачи является создание действенной и целенаправленной системы социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для того чтобы ребёнок в постинтернатный период смог жить полноценной, во всех отношениях, жизнью, необходимо организовать социально-педагогическую деятельность так, чтобы основу её составляло воспитание в широком смысле, как фактор, определяющий процесс социализации детей с ограниченными возможностями.
У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипуляций.
Отклонения в психическом развитии при ДЦП также специфичны. Они определяются временем мозгового поражения, его степенью и локализацией. Для детей с ДЦП характерно:
-
различные нарушения познавательной и речевой деятельности; -
разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних – в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, вялости), склонность к колебаниям настроения; -
своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость).
Таким образом, необходимо создавать специальные образовательные условия для обучения учащихся с НОДА в общеобразовательных учреждениях, которые могут быть обеспечены при условии тесного сотрудничества специалистов разных областей, при соблюдении принципов организации инклюзивного образования в России, а также при соблюдении некоторых требований к организации обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ведущая роль в диагностике психического развития таких детей принадлежит педагогу-психологу и воспитателю.
Современная школа должна обеспечить право учащегося на образование, на развитие, в том числе на развитие резервных возможностей организма без ущерба его здоровью. Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой — не наносился вред здоровью учащихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей. Задача формирования, сохранения и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приемов и педагогических технологий. Это означает, прежде всего, учет психофизиологических особенностей школьников на каждом этапе индивидуального развития и обязательное соблюдение физиолого-гигиенических нормативов при организации учебного процесса и внеучебного времени, причем особое внимание следует уделять двигательной активности ребенка как важнейшему фактору и движущей силе онтогенеза.
Основные задачи выполнены и цель достигнута - создан проект, выявлены возможности и угрозы со стороны внутренних и внешних факторов учреждения.