Файл: Методическое пособие к изучению дисциплины безопасность жизнедеятельности и задание на контрольную работу омск 2017 Министерство транспорта Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

ОМСК 2017
Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

_______________________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

Утверждено редакционно-издательским советом университета


Омск 2017
УДК 658.38

ББК 68.69

Х88

Учебно-методическое пособие к изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и задание на контрольную работу / Ю. Н. Хмельницкий, Б. В. Мусаткина, О. В. Игнатов; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2017. 36 с.

В методических указаниях представлены программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», порядок ее изучения, выбора студентом исходных данных на контрольную работу и консультаций преподавателей кафедры «Безопасность жизнедеятельности и экология», приведены объем и правила выполнения контрольной работы, методика расчета эффективности техни-ческих средств защиты от опасных и вредных производственных факторов.

Предназначены для студентов заочного факультета всех специальностей и направлений подготовки.
Библиогр.: 68 назв. Табл. 7. Рис. 2.

Рецензенты: Главный гос. инспектор труда (по охране труда)

Государственной инспекции труда Омской области

А. А. Пчелинцев;

канд. физ.-мат. наук, доцент С. Н. Крохин.
__________________________

 Омский гос. университет

путей сообщения, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….. 5

1. Общие указания по изучению дисциплины………….…..………………….. 6

2. Темы программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и

литература, рекомендуемая для их изучения…………….……………….. 7

3. Задание на контрольную работу и методические указания к ее выпол-

нению…………………………………………………………………………… 7

3.1. Перечень вопросов для выполнения контрольной работы…..………… 9

3.2. Задачи для выполнения контрольной работы ……..................………… 13

Библиографический список……………………………………………………... 29


3

ВВЕДЕНИЕ

Задание на контрольную работу составлено на основании примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 № 1136, и примерной программы обучения по охране труда руководителей и специалистов филиалов и их структурных подразделений ОАО «РЖД», утвержденной первым заместителем начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля П.Н. Потаповым 15 августа 2016 г., в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов необходимых знаний для выполнения функций руководителя или специалиста предприятия и обеспечения надлежащей охраны труда в целом на предприятии или подразделении предприятия, а также формирование у специалиста мировоззрения о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности, безопасности и защищенности работников, что гарантирует сохранение здоровья и работоспособности человека, повышает эффективность действий в экстремальных условиях.

Указанные цели достигаются при изучении студентами общих закономерностей опасных явлений и методов, средств защиты человека и среды обитания от многообразных техногенных факторов; при формировании особого мировоззрения на основе системного изложения основ идентификации опасностей, систем защиты от возможного риска; при овладении навыками обеспечения безопасности персонала и управления деятельностью предприятия.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя темы по безопасному взаимодействию человека со средой обитания и по защите его от техногенных опасных и вредных факторов.

В процессе подготовки специалистов железнодорожной отрасли у них должны быть выработаны особые качества ответственности за участок своей деятельности, так как железнодорожный транспорт представляет собой единый комплекс, сбой в работе любого из элементов которого приводит

, как правило, к нарушению обеспечения безопасности движения поездов.
5

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» изучает основы организации охраны труда на железнодорожном транспорте, трудового законодательства, техники безопасности, гигиены труда и производственной санитарии, пожарной безопасности применительно к избранной специальности.

Порядок изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» следующий:

самостоятельное ознакомление с материалом курса по литературным источникам;

выполнение и защита контрольной работы;

посещение обзорных лекций;

выполнение и защита практических работ по указанию преподавателя кафедры;

сдача экзамена (зачета) по дисциплине;

разработка раздела «Безопасность и экологичность» в дипломном проекте.

В случае необходимости студент может получить устную или письменную консультацию преподавателей кафедры «Безопасность жизнедеятельности и экология».

Подробный перечень вопросов, содержащихся в каждой теме, представлен в рабочей программе дисциплины, которая выдается всем студентам. При работе над литературными источниками студентам рекомендуется конспектировать изучаемый материал, так как наличие конспекта поможет в дальнейшем не только при подготовке к экзамену, но и при разработке раздела «Безопасность и экологичность» в дипломном проекте.


6

2. ТЕМЫ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И ЛИТЕРАТУРА,

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ИХ ИЗУЧЕНИЯ

Т е м а 1. Охрана труда. Основные положения законодательства о труде

в РФ. Организация управления охраной труда.

Литература: [1 – 3], дополнительная [7, 12, 19, 22].

Т е м а 2. Анализ условий труда и причин производственного травматизма.

Литература: [1 – 3], дополнительная [7, 9, 19, 21, 39, 54].

Т е м а 3. Гигиенические и психофизиологические основы охраны труда.

Литература: [1 – 3], дополнительная [4, 7, 9, 32 – 34, 54].

Т е м а 4. Производственная санитария.

Литература: [1 – 3], дополнительная [4, 7, 9, 19, 52 – 56, 63 – 68].


Т е м а 5. Требования безопасности к производственному оборудованию и технологическим процессам.

Литература: [1 – 3], дополнительная [7, 11, 19, 31, 34 – 36, 60].

Т е м а 6. Электробезопасность.

Литература: [1 – 3], дополнительная [5, 10, 11, 19, 47 – 49].

Т е м а 7. Пожарная безопасность.

Литература: [1 – 3], дополнительная [6 – 8, 45, 57 – 61].

Т е м а 8. Промышленная безопасность.

Литература: [1, 2, 3], дополнительная [6 – 8, 13, 36, 37, 46, 50, 51].

3. ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ
При выполнении контрольной работы студент должен ответить на два вопроса и решить одну задачу.

Исходные данные к контрольной работе студент выбирает в табл. 1: номер варианта – по последней цифре учебного шифра, а номера вопросов и зада-чи – по предпоследней. Например, студент, имеющий шифр В-145, выбирает
7

вариант 5, отвечает на вопросы 4, 28 и решает задачу 2, а имеющий шифр Т-9 выбирает вариант 9, отвечает на вопросы 3, 40 и решает задачу 4.
Т а б л и ц а 1
Исходные данные к контрольной работе


Номер варианта (последняя цифра учебного шифра)


Вид

задания


Предпоследняя цифра учебного шифра


1


2


3


4


5


6


7


8


9


0

1

Вопросы

1, 31

2, 32

9, 33

8, 34

7, 35

6, 36

5, 37

4, 38

3, 39

2, 40




Задача

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

2

Вопросы

12, 22

13, 23

16, 24

15, 25

14, 26

17, 27

18, 28

19, 29

19, 30

19, 22




Задача

2

3

3

4

5

1

2

3

49

5

3

Вопросы

13, 23

14, 22

17, 30

18, 29

16, 28

20, 27

15, 26

20, 25

12, 24

13, 21




Задача

3

2

1

4

5

2

3

4

5

1

4

Вопросы

4, 34

7, 35

6, 36

5, 37

9, 38

3, 29

2, 30

1, 23

8, 21

8, 22




Задача

4

3

2

1

5

1

2

3

5

1

5

Вопросы

5, 25

6, 26

10, 27

4, 28

3, 29

2, 40

1, 41

3, 42

7, 43

9, 44




Задачи

5

4

3

2

1

1

2

2

5

1

6

Вопросы

6, 26

5, 27

4, 23

3, 29

2, 30

1, 21

10, 22

9, 23

2, 24

7, 25




Задача

1

5

4

3

2

1

2

3

4

1

7

Вопросы

17, 37

15, 34

15, 33

16, 35

16, 36

17, 40

17, 39

13, 38

20, 32

14, 31




Задача

2

1

5

4

3

2

1

2

3

1

8

Вопросы

18, 38

14, 39

17, 40

17, 31

19, 32

19, 33

12, 34

12, 35

13, 36

13, 37




Задача

3

2

1

5

4

3

2

1

4

2

9

Вопросы

9, 39

2, 31

1, 32

42, 33

4, 43

8, 42

6, 41

5, 42

7, 41

3, 40




Задача

5

4

2

1

5

4

3

2

1

4

0

Вопросы

20, 50

21, 39

22, 38

23, 37

8, 49

10, 44

6, 45

3, 48

2, 46

4, 47




Задача

1

5

4

3

2

5

4

3

2

1



Ответы на вопросы следует излагать в реферативной форме с приведением поясняющих чертежей, схем, рисунков и эскизов. При решении задачи необходимо делать ссылки на нормативные документы и литературные источ-

ники или на технические характеристики прогрессивных образцов, применяе-
8

мых на производстве. Переписывание ответов из книг, правил и инструкций недопустимо.

Работу следует выполнять чернилами четко и разборчиво, оставлять поля по 3 см согласно требованиям СТП ОмГУПС-1.1.-02. Работы студенческие учебные и выпускные квалификационные. В начале работы необходимо указать вариант и номера вопросов и задачи, а в конце – привести библиографический список, поставить подпись и дату.