Файл: Методическое пособие к изучению дисциплины безопасность жизнедеятельности и задание на контрольную работу омск 2017 Министерство транспорта Российской Федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И
ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
ОМСК 2017
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Омский государственный университет путей сообщения
_______________________________
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И
ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
Утверждено редакционно-издательским советом университета
Омск 2017
УДК 658.38
ББК 68.69
Х88
Учебно-методическое пособие к изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и задание на контрольную работу / Ю. Н. Хмельницкий, Б. В. Мусаткина, О. В. Игнатов; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2017. 36 с.
В методических указаниях представлены программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», порядок ее изучения, выбора студентом исходных данных на контрольную работу и консультаций преподавателей кафедры «Безопасность жизнедеятельности и экология», приведены объем и правила выполнения контрольной работы, методика расчета эффективности техни-ческих средств защиты от опасных и вредных производственных факторов.
Предназначены для студентов заочного факультета всех специальностей и направлений подготовки.
Библиогр.: 68 назв. Табл. 7. Рис. 2.
Рецензенты: Главный гос. инспектор труда (по охране труда)
Государственной инспекции труда Омской области
А. А. Пчелинцев;
канд. физ.-мат. наук, доцент С. Н. Крохин.
__________________________
Омский гос. университет
путей сообщения, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….. 5
1. Общие указания по изучению дисциплины………….…..………………….. 6
2. Темы программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и
литература, рекомендуемая для их изучения…………….……………….. 7
3. Задание на контрольную работу и методические указания к ее выпол-
нению…………………………………………………………………………… 7
3.1. Перечень вопросов для выполнения контрольной работы…..………… 9
3.2. Задачи для выполнения контрольной работы ……..................………… 13
Библиографический список……………………………………………………... 29
3
ВВЕДЕНИЕ
Задание на контрольную работу составлено на основании примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 № 1136, и примерной программы обучения по охране труда руководителей и специалистов филиалов и их структурных подразделений ОАО «РЖД», утвержденной первым заместителем начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля П.Н. Потаповым 15 августа 2016 г., в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов необходимых знаний для выполнения функций руководителя или специалиста предприятия и обеспечения надлежащей охраны труда в целом на предприятии или подразделении предприятия, а также формирование у специалиста мировоззрения о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности, безопасности и защищенности работников, что гарантирует сохранение здоровья и работоспособности человека, повышает эффективность действий в экстремальных условиях.
Указанные цели достигаются при изучении студентами общих закономерностей опасных явлений и методов, средств защиты человека и среды обитания от многообразных техногенных факторов; при формировании особого мировоззрения на основе системного изложения основ идентификации опасностей, систем защиты от возможного риска; при овладении навыками обеспечения безопасности персонала и управления деятельностью предприятия.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя темы по безопасному взаимодействию человека со средой обитания и по защите его от техногенных опасных и вредных факторов.
В процессе подготовки специалистов железнодорожной отрасли у них должны быть выработаны особые качества ответственности за участок своей деятельности, так как железнодорожный транспорт представляет собой единый комплекс, сбой в работе любого из элементов которого приводит
, как правило, к нарушению обеспечения безопасности движения поездов.
5
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» изучает основы организации охраны труда на железнодорожном транспорте, трудового законодательства, техники безопасности, гигиены труда и производственной санитарии, пожарной безопасности применительно к избранной специальности.
Порядок изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» следующий:
самостоятельное ознакомление с материалом курса по литературным источникам;
выполнение и защита контрольной работы;
посещение обзорных лекций;
выполнение и защита практических работ по указанию преподавателя кафедры;
сдача экзамена (зачета) по дисциплине;
разработка раздела «Безопасность и экологичность» в дипломном проекте.
В случае необходимости студент может получить устную или письменную консультацию преподавателей кафедры «Безопасность жизнедеятельности и экология».
Подробный перечень вопросов, содержащихся в каждой теме, представлен в рабочей программе дисциплины, которая выдается всем студентам. При работе над литературными источниками студентам рекомендуется конспектировать изучаемый материал, так как наличие конспекта поможет в дальнейшем не только при подготовке к экзамену, но и при разработке раздела «Безопасность и экологичность» в дипломном проекте.
6
2. ТЕМЫ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И ЛИТЕРАТУРА,
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ИХ ИЗУЧЕНИЯ
Т е м а 1. Охрана труда. Основные положения законодательства о труде
в РФ. Организация управления охраной труда.
Литература: [1 – 3], дополнительная [7, 12, 19, 22].
Т е м а 2. Анализ условий труда и причин производственного травматизма.
Литература: [1 – 3], дополнительная [7, 9, 19, 21, 39, 54].
Т е м а 3. Гигиенические и психофизиологические основы охраны труда.
Литература: [1 – 3], дополнительная [4, 7, 9, 32 – 34, 54].
Т е м а 4. Производственная санитария.
Литература: [1 – 3], дополнительная [4, 7, 9, 19, 52 – 56, 63 – 68].
Т е м а 5. Требования безопасности к производственному оборудованию и технологическим процессам.
Литература: [1 – 3], дополнительная [7, 11, 19, 31, 34 – 36, 60].
Т е м а 6. Электробезопасность.
Литература: [1 – 3], дополнительная [5, 10, 11, 19, 47 – 49].
Т е м а 7. Пожарная безопасность.
Литература: [1 – 3], дополнительная [6 – 8, 45, 57 – 61].
Т е м а 8. Промышленная безопасность.
Литература: [1, 2, 3], дополнительная [6 – 8, 13, 36, 37, 46, 50, 51].
3. ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ И
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ
При выполнении контрольной работы студент должен ответить на два вопроса и решить одну задачу.
Исходные данные к контрольной работе студент выбирает в табл. 1: номер варианта – по последней цифре учебного шифра, а номера вопросов и зада-чи – по предпоследней. Например, студент, имеющий шифр В-145, выбирает
7
вариант 5, отвечает на вопросы 4, 28 и решает задачу 2, а имеющий шифр Т-9 выбирает вариант 9, отвечает на вопросы 3, 40 и решает задачу 4.
Т а б л и ц а 1
Исходные данные к контрольной работе
Номер варианта (последняя цифра учебного шифра) | Вид задания | Предпоследняя цифра учебного шифра | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | ||
1 | Вопросы | 1, 31 | 2, 32 | 9, 33 | 8, 34 | 7, 35 | 6, 36 | 5, 37 | 4, 38 | 3, 39 | 2, 40 |
| Задача | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Вопросы | 12, 22 | 13, 23 | 16, 24 | 15, 25 | 14, 26 | 17, 27 | 18, 28 | 19, 29 | 19, 30 | 19, 22 |
| Задача | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 49 | 5 |
3 | Вопросы | 13, 23 | 14, 22 | 17, 30 | 18, 29 | 16, 28 | 20, 27 | 15, 26 | 20, 25 | 12, 24 | 13, 21 |
| Задача | 3 | 2 | 1 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 |
4 | Вопросы | 4, 34 | 7, 35 | 6, 36 | 5, 37 | 9, 38 | 3, 29 | 2, 30 | 1, 23 | 8, 21 | 8, 22 |
| Задача | 4 | 3 | 2 | 1 | 5 | 1 | 2 | 3 | 5 | 1 |
5 | Вопросы | 5, 25 | 6, 26 | 10, 27 | 4, 28 | 3, 29 | 2, 40 | 1, 41 | 3, 42 | 7, 43 | 9, 44 |
| Задачи | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 5 | 1 |
6 | Вопросы | 6, 26 | 5, 27 | 4, 23 | 3, 29 | 2, 30 | 1, 21 | 10, 22 | 9, 23 | 2, 24 | 7, 25 |
| Задача | 1 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 |
7 | Вопросы | 17, 37 | 15, 34 | 15, 33 | 16, 35 | 16, 36 | 17, 40 | 17, 39 | 13, 38 | 20, 32 | 14, 31 |
| Задача | 2 | 1 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 |
8 | Вопросы | 18, 38 | 14, 39 | 17, 40 | 17, 31 | 19, 32 | 19, 33 | 12, 34 | 12, 35 | 13, 36 | 13, 37 |
| Задача | 3 | 2 | 1 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 | 2 |
9 | Вопросы | 9, 39 | 2, 31 | 1, 32 | 42, 33 | 4, 43 | 8, 42 | 6, 41 | 5, 42 | 7, 41 | 3, 40 |
| Задача | 5 | 4 | 2 | 1 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 |
0 | Вопросы | 20, 50 | 21, 39 | 22, 38 | 23, 37 | 8, 49 | 10, 44 | 6, 45 | 3, 48 | 2, 46 | 4, 47 |
| Задача | 1 | 5 | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Ответы на вопросы следует излагать в реферативной форме с приведением поясняющих чертежей, схем, рисунков и эскизов. При решении задачи необходимо делать ссылки на нормативные документы и литературные источ-
ники или на технические характеристики прогрессивных образцов, применяе-
8
мых на производстве. Переписывание ответов из книг, правил и инструкций недопустимо.
Работу следует выполнять чернилами четко и разборчиво, оставлять поля по 3 см согласно требованиям СТП ОмГУПС-1.1.-02. Работы студенческие учебные и выпускные квалификационные. В начале работы необходимо указать вариант и номера вопросов и задачи, а в конце – привести библиографический список, поставить подпись и дату.