Файл: Государственный бюджет рф и проблемы его формирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФГБОУ ВО «Тверская государственная

сельскохозяйственная академия»

Экономический факультет

Кафедра экономики и товароведения

КУРСОВАЯ РАБОТА

по макроэкономике
на тему: «Государственный бюджет РФ и проблемы его формирования»


Автор

Студент группы ЭКбу-19Б1з

Букина А.С.
Научный руководитель

к.э.н. доцент,

Комелькова И.С.

Оценка
Тверь, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

стр


ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно - технического прогресса, обновление и совершенствование материально - технической базы общественного производства.


Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Целью данной работы явдяется изучение государственного бюджета и проблемы его формирования. В соответствии с поставленой целью решаются следующие задачи:

  • Расскрыть понятие и сущность государственного бюджета;

  • Определить принципы построения государственного бюджета;

  • Исследовать структуру расходов и доходов гос.бюджета;

  • Изучить основные параметры гос.бюджета;

  • Проанализировать отражение ключевых рисков государственного бюджета;

  • Изучить проблемы формирования бюджета в РФ.

Изучению проблем, связанных с государственным бюджетом, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, на трудах которых базируется выполненное исследование.

Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные теоретические положения современной экономики. Ключевыми методами исследования послужили системный анализ и проблемно-ориентированный подход как разновидность структурно-функционального анализа. Использовались такие методологические приемы как сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, цели и задачи исследования, его теоретико-методологические основы.

В первом разделе, который называется «Государственный бюджет: понятие и принципы построения» рассмотрены вопросы:

  • Понятие государственного бюджета

  • Принципы построения государственного бюджета

  • Структура расходов и доходов государственного бюджета.

Второй раздел посвящен изучению вопросов:

  • Основные параметры государственного бюджета;

  • Отражение ключевых рисков бюджетного прогноза;

  • Проблемы формирования государственного бюджета в РФ.

В заключении курсовой работы сделаны общие выводы.

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

    1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА



Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет. Он является самым крупным денежным фондом, который использует правительство для финансирования своей деятельности.

По своей экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств.

Государственный бюджет призван выполнять следующие основные функции:

1. Распределительная функция;

2. Контрольная функция;

3. Регулирующая функция.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной.

Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, а также какие слои общества отчисляют больше всего из своих доходов на содержание государства. Доходы бюджета формируются за счёт:

1. Налогов (85-90% от всех доходов).

2. Государственных займов.

3. Различного рода пошлин, сборов и т.д.

4. Эмиссии (выпуска) бумажных и кредитных (взятых у центрального банка) денег, когда расходы превышают доходы.

В условиях перехода к рыночной экономике источником дохода могут быть поступления от продажи государственной собственности.

Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства. Наиболее крупными расходными статьями являются:

1. Военные расходы.

2. Расходу по государственному долгу.

3. Расходы по финансированию экономики.

4. Расходы на содержание государственного аппарата.

5. Расходы на социально-культурные мероприятия.

6. Расходы на пропаганду своих ценностей, идеологии, идей и т.д.

Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Таких функций как:


  • Фиксальная функция;

  • Перераспределительная функция;

  • Экономическая функция.

1. Фискальная функция. Она состоит в формировании денежных доходов государства, которые нужны ему для содержания государственного аппарата, армии, развития науки и техники, поддержки малообеспеченных слоев населения и т.д.

2. Перераспределительная функция. Она заключается в перераспределении доходов от богатых к бедным, из одних отраслей в другие и т.д.

3. Экономическая функция. Она состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство и социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть: стимулирующую, ограничительную, контролирующую роль.

В мировой практике сложились две концепции налогообложения.

  • Концепция получающих преимущества (или полученных благ). Она означает взимание налогов как платы за те услуги, которыми пользуется налогоплательщик, то есть кто выигрывает от данной правительственной программы, тот и должен платить за ее осуществление.

  • Концепция платежеспособности (или уплаты по возможностям). Она означает уплату налогов в зависимости от получаемого дохода: получающие больший доход платят и более высокий налог, и наоборот.

Налогоплательщик или субъект налога - это тот, кто обязан платить налог. В ряде случаев, благодаря механизму цен, частично или даже полностью налоговое бремя может быть переложено субъектом налога на других людей, которые выступают в таком случае носителями налога, так как они фактически уплачивают налог. Следовательно, субъект налога и носитель налога могут не совпадать.

Объект налога - это доход или имущество, на которые начисляется налог, т.е. то, что облагается налогом (заработная плата, прибыль, товары, недвижимость и т.д.).

Ставка налога - это величина налога на единицу обложения (единицу дохода в деньгах, единицу товара, единицу земельной площади и т.д.).

Налоговые ставки бывают:

1. Твердые. Они определяются в абсолютной величине на физическую единицу объекта обложения налогом. Такие ставки не зависят от величины дохода и относятся в первую очередь к сырьевым товарам.

2. Пропорциональные. Они устанавливаются пропорционально доходу, без дальнейшей дифференциации от размера этого дохода. Следовательно, средняя налоговая ставка при этом остается неизменной.

3. Прогрессивные. Здесь налоговые ставки повышаются по мере роста дохода. По величине изымаемого дохода налоги по этим ставкам превышают все другие налоги. Прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых сильнее “давит” на лиц с большим доходом.


4. Регрессивные. Здесь с ростом дохода налоговые ставки по отношению к нему понижаются. Налоги в таком случае изымают все меньшую и меньшую часть получаемого дохода при его увеличении.

По форме взимания налоги делятся на два вида: прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.д.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, автомобиля и т.д.).

Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене товаров или услуг. В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков.


    1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА


Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:

  1. Принцип единства бюджетной системы:

Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации.

  1. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы:

Означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

  1. Принцип самостоятельности бюджетов.

  2. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

  3. Принцип сбалансированности бюджета.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

  1. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.

  2. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов: все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

  3. Принцип гласности. Принцип гласности означает: