Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для доказательства того, что государство является главным препятствием эволюции и прогресса общества, П. А. Кропоткин обратился к рассмотрению проблемы происхождения и сущности государства. Согласно его концепции эволюции общества, государство появляется на финальной стадии развития цикла цивилизации. Оно возникает у разных народов в различные исторические эпохи: в древнейшую, рабовладельческую, средневековую.

Формы государства П. А. Кропоткин ставил в зависимость от исторических условий. И хотя он отдавал предпочтение демократической федеративной республике, тем не менее, был уверен в том, что любая форма государства служит поддержке привилегий правящего класса и ограблению народа. Наблюдая процесс становления государственности в Советской России, теоретик анархизма указывал на то, что "теперь правят в России не Советы, а партийные комитеты" и "до тех пор, пока страна управляется диктатурой партии, Советы рабочих и крестьянских депутатов не будут иметь значения", выполняя лишь пассивную роль.

Центральный вопрос анархической доктрины - это вопрос о безгосударственном устройстве общества. По мнению П. А. Кропоткина, так как в природе нет власти и государства, то их, следовательно, не должно быть и в обществе. Альтернативу государству он видел в неполитической организации общества, созданной на основе взаимопомощи и солидарности. По его предположению, уже в современном обществе существуют общественные организации, союзы, кооперативы, которые подготавливают почву для перехода к безгосударственному устройству общества. Задача состоит в том, чтобы ликвидировать государственный аппарат и заменить принцип организационной структуры общества. П. А. Кропоткин предлагал заменить принцип централизма принципом федерализма, который уже имел место в истории, когда возникали федерации родов и конфедерации вольных городов. На смену "пирамидальной социальной структуре", управляемой "сверху вниз", должен прийти "мирской порядок" - децентрализованное общественное самоуправление "снизу вверх".

П. А. Кропоткин был убежден в том, что только посредством социальной революции возможен переход к безгосударственному устройству общества, он допускал возможность постепенного перехода от государственного федерализма к федерализму безгосударственному. В противоположность марксистам, для которых "отмирание государства" - конечный пункт построения коммунистического общества, для русского анархиста коммунистический строй должен начинаться с ликвидации государства.


Общим законом общественного развития П. А. Кропоткин провозглашал последовательную смену эволюции революцией. С его точки зрения, революция - это период коренных преобразований во всем укладе жизни людей, в то время как эволюция - это период постепенных преобразований с помощью реформ отдельных сторон общественной жизни. Эволюция подготавливает условия для революции, которая определяет направления дальнейшей эволюции. Революции неизбежны, так как с помощью реформ невозможно провести коренную перестройку общества.

Разрабатывая программу построения анархического коммунизма, П. А. Кропоткин, с одной стороны, опирался на свой нравственный идеал будущего общества, а с другой - полемизировал с проектом индивидуалистического анархического социализма М. А. Бакунина и "Манифестом Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса. Так как П. А. Кропоткин объявлял исходным пунктом возникновения коммунистического общества социальную революцию, то он не признавал необходимости особого переходного периода. В соответствии с его программой в процессе социалистической революции должны быть решены следующие проблемы:

  • - установление общественной собственности;

  • - организация общественного производства;

  • - обеспечение распределения по потребностям;

  • - достижение свободы личности;

  • - реорганизация общественного устройства и управления.


В программе П. А. Кропоткина анархический коммунизм представлен в виде федеративного и всепланетного союза производительных общин (коммун), объединенных на основе свободного соглашения. Отношения между людьми здесь будут строиться по законам взаимопомощи и солидарности, регулироваться признаваемыми каждым привычками и обычаями. Совершенствование общественных отношений при анархическом коммунизме будет опосредовано развитием нравственного идеала, "все более разумного, все более возвышенного". Отрицая управление при коммунизме со стороны любых государственных органов, П. А. Кропоткин заявлял, что "оно должно быть делом всех". Строя коммунизм, "народные массы должны будут рассчитывать, прежде всего, на свои собственные силы, на свою собственную инициативу и свой организаторский гений, способность проложить новые пути".

Анархическая доктрина П. А. Кропоткина явилась связующим звеном между классическим анархизмом XIX в. и современным анархизмом XX столетия. Его анархические идеи не оказали существенного влияния на революционное движение в России, но через его труды, переведенные на разные языки, получили известное распространение в странах Западной Европы, Латинской Америки, Индии и Китае. Заслуги П. А. Кропоткина в его научной и революционной деятельности были отмечены Советским правительством. В. И. Ленин одобрительно отзывался и рекомендовал издать его труды.