Файл: Практическое задание по учебному курсу Психодиагностика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает. В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:
1.Принцип не нанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью , состоянию или социальному положению.
2.Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.
3.Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение испытуемому, какое бы субъективное впечатление он не производил своим видом, юридическим или социальным положением.
4.Принцип конфедициальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не смог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.
5.Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.
6.Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только при получении согласия испытуемого в ней участвовать.
7.Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.
8.Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после согласия испытуемого.
9.Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.
10.Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом.
11.Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.
12.Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.
13.Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
14.Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендации. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.
15.Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.
16.Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.
17.Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.
Практическое задание 2
Тема 4. Диагностика интеллекта и умственного развития.
Задание
Заполнить таблицу, содержащую информацию об основных методах диагностики интеллекта и умственного развития и их особенностях.
Психодиагностический метод | Назначение, виды и особенности применения психодиагностического метода |
Надежность | психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода. |
Валидность | понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Если надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, то валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем. |
Психологическая диагностика (психодиагностика) – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. Психологическая диагностика является прикладным разделом психологии, основное назначение которого заключается в целенаправленном и развернутом изучении личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных жизненных ситуациях и условиях функционирования.
Психодиагностика основывается на знании законов общей, дифференциальной и экспериментальной психологии, природы и структуры изучаемых психологических феноменов, а также на знании закономерностей процесса психологического исследования, включая характеристики инструментов психодиагностики, социально-коммуникативные и этические аспекты взаимодействия психолога с испытуемым.
Методы психологической диагностики
Психодиагностические методы – это методы психологической диагностики, имеющие измерительную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.
Требования к психодиагностическим методам
Психодиагностические методы должны отвечать следующим требованиям:
-
Стандартизация процедуры проведения и обработки результатов исследования, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых. -
Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода. -
Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Если надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, то валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем. -
Жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.). -
Задача, стоящая перед психодиагностическим методом, не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация.
Психодиагностические подходы
Заслуживает внимания выделение трех основных диагностических подходов, в которых конкретизируется психодиагностический метод (Бурлачук).
-
“Объективный” подход – психологическая диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. К методам объективного подхода относятся прежде всего стандартизованные методы исследования (тесты), которые традиционно подразделяются на две большие группы – тесты интеллекта и тесты личности. Разграничение между этими группами имеет условный, но важный для психодиагностики смысл, так как позволяет более глубоко проникать в сущность изучаемых психических явлений. -
“Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых испытуемым о себе, самоописании особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Субъективный подход представлен в основном открытыми опросниками, методиками субъективного шкалирования и другими методиками. -
“Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешним нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции. Этот подход представлен проективными методиками исследования личности.
Классификации видов психодиагностических методик
В настоящее время существует множество различных классификаций психодиагностических методик по разным основаниям. Примеры:
Классификации методов по Й.Шванцаре. Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
-
по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.); -
по количеству получаемых показателей (простые и комплексные); -
тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов; -
по психической активности испытуемых:
-
интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа; -
экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений); -
проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы; -
исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.
Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову:
-
по качеству: стандартизованные, нестандартизованные; -
по назначению:
-
общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта); -
тесты профессиональной пригодности; -
тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов); -
тесты достижений;
по материалу, которым оперирует испытуемый:
-
бланковые; -
предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера); -
аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
по форме ответа: устные и письменные;
по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.
Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину:
-
по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:
-
объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания); -
стандартизованные самоотчеты (тесты-опросники, шкальные техники и др.); -
проективные техники; -
диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата (тесты, опросники, шкалы), вторые – большой степенью вовлеченности (беседы, интервью и др.). Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора, самой диагностической процедурой.