Файл: Методические рекомендации по проведению экскурсий Экскурсия по теме Многообразие видов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ В.Н. ТАТИЩЕВА»
Биологический факультет

Кафедра физиологии, морфологии,

генетики и биомедицины

Очная форма обучения
Реферат
«Методика организации и проведения экскурсий в природу»


Направление 44.03.05 Педагогическое образование

Направленность/профиль «Химия и биология»



Выполнила:

Студентка группа ДХИ-43

Тазаева Сона

Проверила:

Тутаринова А.Н
Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I.  ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА………………………………………..5

1.1.          Великие педагоги об экскурсионной форме обучения………………5

1.2.     Биологические экскурсии в школьном образовании………………….6

1.3.    Виды экскурсий и их характеристика………………………………..12

1.4. Трудности, возникающие при проведении экскурсии………………..17

ГЛАВА II РАЗРАБОТКИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ

2.1. Методические рекомендации по проведению экскурсий…………….19

2.2 Экскурсия по теме: «Многообразие видов»……………………………22

2.3. Экскурсия по теме: «Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе»……………………………………………………………………...27

2.4. Экскурсия в природу на тему: «Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка)»…………..29

III ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….30

IV СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..32

 


Введение

Воспитание компетентного человека не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя, мир во всем его многообразии открывается перед глазами школьника лишь тогда, когда он ощутить его в зримых наглядных проявлениях.


Биология как предмет призвана вооружить учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Поэтому преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию первых представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах.

Главная цель экскурсий заключается в том, чтобы показать и научить видеть жизнь природы, видеть и понимать биологические процессы, обращая внимание не только на отдельный организм, но и на явления общего характера. Однако продуктивность экскурсий пока остается незначительной. Не разработана система биологических экскурсий (их количество в школьной программе постоянно уменьшается), поэтому они используются фрагментарно. На экскурсиях преобладает описание учителем систематики и морфологии растений и животных, что не способствует повышению уровня знаний школьников и их интереса к биологическому образованию. На экскурсиях более активен учитель, чем учащиеся, поэтому развивающее влияние экскурсий невелико. Роль непосредственного контакта ученика с объектами и явлениями живой природы в естественной среде в развитии у школьников ценностного отношения к живой природе, экологической культуры, приобретении опыта творческой деятельности незначительна.

Все вышеизложенное подчеркивает актуальность выбранной мною темы курсовой работы. Исходя из этого определились цель и задачи.

Цель работы – исследование методических аспектов организации и проведения экскурсий в курсе преподавания биологии в общеобразовательной школе.

Объект исследования – экскурсии по биологии в рамках программы общеобразовательной школы.

Предмет исследования – методика организации и проведения экскурсий по биологии для учащихся общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

1.   Рассмотреть экскурсию как форму организации образовательного процесса.

2.   Изучить организацию и методику проведения биологической  экскурсии. Изучить, что такое экскурсия, виды, классификация

3.   Изучить теоретические основы организации и проведения экскурсий по биологии в ОШ.

 Глава I.  Экскурсия как форма организации образовательного процесса


1.1. Великие педагоги обэкскурсионной форме обучения

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание», военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

Еще в XVII веке идея изучения окружающего мира путем организованных наблюдений (экскурсий) в природе принадлежала Коменскому Я. А.: «...источником знаний о природе являются наблюдения. Начало познания должно всегда начинаться с осязания, потому что ничего не существует в познании, чего раньше не было в ощущениях, поэтому и ученье необходимо воспринимать не словесными объяснениями вещей, а предметным наблюдением их».

Русский педагог Ушинский К.Д. (1824 - 1870) высказал ряд ценных идей для методики преподавания естествознания в начальной школе. Он утверждал, что естественные науки «…начинают занимать детский ум прежде всего. Мало видеть, надо зорко смотреть на предстоящий предмет, замечать его особенности».

Другим виднейшим педагогом XIX века был Герд А.Я. (1841 - 1888), который считал, что изучать природу надо с широким применением наглядности, на натуральных объектах, по возможности в самой природе определил требования к наблюдениям, разработал методику наблюдений в природе, которая обеспечивает их необходимую полноту, последовательность, постепенное их расширение и углубление.

Вторая половина XIX века Семенов Д.Д. (1835 - 1902) предлагал использования экскурсионной формы обучения: "лучше всего начинать преподавание природоведения с изучения природы той местности, на которой живут учащиеся… Посредством сравнения близких предметов с отдаленными, посредством занимательных рассказов дети незаметно.

Большой интерес к вопросам

. преподавания естествознания проявил А.П. Павлов. Он считал правильной постановкой учебного естествознания такую систему, когда учащиеся сами наблюдают факты и делают из своих наблюдений логические выводы… В своей "Методике природоведения" он раскрывает теоретические положения о формах и методах преподавания, дает подробные рекомендации к проведению экскурсий особо останавливается на содержании, организации и методике ведения наблюдений в природе.

В наше время экскурсионное дело вновь переживает подъем. Разработаны новые маршруты, музеи предлагают посетителям огромное количество услуг. Все это сопровождается попытками более полно реализовать не только образовательный, но и воспитательный потенциал. А здесь уже большое значение имеют личность учителя, направление выбранного им курса


 
1.2. Биологические экскурсии в школьном образовании

Одной из доступных форм работы со школьниками на уроках биологии являются экскурсии на  природу.  Они помогают научить детей не только смотреть, но и видеть, приучают их изучать окружающую местность, находить новое и интересное в своем окружении. В соответствии с учебными программами учащиеся знакомятся с объектами природы в пределах своего района, села, города.

Экскурсия  –  форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой, она становится обязательной формой обучения. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Также экскурсия может быть формой внеклассной работы, если проводится с группой наиболее заинтересованных детей.

Экскурсии представляют  собой особый вид занятий по ознакомлению детей с природой за пределами общеобразовательного учреждения. По содержанию их подразделяют (условно) на два вида. 

К первому – относятся экскурсии в лес, парк, на луг, водоем;

ко второму – на сельскохозяйственные объекты: на огород, в сад, оранжерею, поле. Во время природоведческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направленный на охрану и преобразование окружающей среды. Например, в лесу младшие школьники не только знакомятся с растительным и животным миром, но и видят, как взрослые сажают молодые деревья, как убирают сухостой, подкармливают диких животных, и т. д.

С другой стороны, на сельскохозяйственных объектах педагог обращает их внимание не только на труд взрослых, но и на рост и развитие растений (в саду, теплице), на повадки и образ жизни животных (на птичнике, звероферме). Конечно, в сельской местности значительно легче выбрать объект для проведения экскурсий. Но и в условиях города следует искать все возможности для ознакомления младших школьников с природой. С этой целью рекомендуется использовать парки, скверы, биостанции, теплицы; знакомить детей с юннатской работой, которая ведется в школах данного микрорайона; организовывать наблюдения за озеленением и благоустройством дорог, улиц, площадей; организовывать выезды за город.


Содержание экскурсий в природу определено программой воспитания и обучения в школе на уроках биологии. По тематике все экскурсии можно объединить в следующие группы:

а) наблюдения за явлениями в неживой и живой природе в различное время года, ознакомление с многообразием органического мира (сезонные экскурсии в природу);

б) ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;

в) экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, по ознакомлению с природными богатствами своего края и проблемами охраны окружающей среды;

г) экскурсии в музеи, зоопарки, на производство и т.д.

Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Учитель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.

Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и обучения в школе, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее. В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных представлений.

Значительное место отводится систематизации материала о сезонных изменениях. Наблюдения ярких картин природы –  лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке –затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетливое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом наблюдений во всех возрастных группах характерные изменения в живой и неживой природе. Основное звено в этой работе – установление признаков сезона (длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и осадков, и т.д.). Наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных.