Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, полицейский террористический контроль, излишне централизованная система управления, а с другой - народ, состояние которого было плачевным. И если первые вызывают устрашение и даже презрение, вбирая в себя все отрицательные черты тоталитаризма, то вторые на их фоне выглядели совершенно безобидными и держалась в стороне.
Известно, что установлению тоталитарных режимов в Италии и Германии, предшествовали массовые движения, участники которых на добровольной основе поддерживали и разделяли фашистскую идеологию. Целью тоталитарных общественно-политических движения являлось установление диктатуры в любой ее форме. И для достижения названной цели активно применялось насилие и террор. Подобные общественно-политические движения не признавали, даже отрицали существование других оппозиционных мнений, для них в обществе господствующей и главной должна была быть их идеология и их мнение.
Ханна Арендт стала одной из первых западных исследователей, которая обратила большое внимание на фактор общественно-политического движения. Она утверждала, что тоталитарные режимы возникают именно на базе этого факта. В характере тоталитарного режима фактора общественно-политического движения занимает господствующее место по следующим причинам.
. Именно через общественно-политическое движение как социальную базу режима происходит формирование «тоталитарной идеи» в общественном сознании
. Через общественно-политическое движение достигается тотальный контроль над всеми проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление полного господства власти.
. Общественно-политическое движение в тоталитарном режиме является средством внедрения иллюзии в общественное сознание, также оно формирует позитивное отношение масс к тоталитарному режиму, активирует массы изнутри, а всех, кто не согласен или не поддается, устраняют.
С общественно-политическим движением происходит распад традиционных связей в обществе, социальное разобщение, иными словами, атомизация общества. Для государства с тоталитарным режимом такое состояние в обществе является очень выгодным, потому что это позволяет властям создавать «нового человека», более лояльного к власти. Даже до прихода тоталитаризма к власти данное движение строится на принципах предельной атомизации своих членов; сначала достигается верность движению, преобладание связей с движением над личными связями, а затем их полная утрата в пользу своего места в движении. После установления тоталитарного режима атомизация распространяется на широкие слои общества с помощью аппарата устрашения, который включает в себя, кроме террора, также и газеты, радио, телевидение; однако самый мощный эффект имеет развитая система доносительства и круговой поруки, закрепляющая таким образом эффект массовой тоталитарной пропаганды.
• Полная концентрация власти в руках одного человека и отсутствие разделения властей.
Полная концентрация власти, реализуется через механизмы государства и определяется как этатизм, а именно возведенное в высшую степень вмешательство государства в политическую, социальную, духовную и экономическую жизнь страны. Такое сосредоточение власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны:
а) Слияние законодательной и исполнительной властей в одних руках и при этом фактически отсутствует независимая судебная власть.
б) Принцип «вождизма», причем вождь харизматического, мистического характера.
Абсолютный характер власти означает, что власть это первоначальное для всех изменений, инициатив и движений. И в государстве с подобной властью отсутствует гражданское общество или сфера его жизнедеятельности крайне мала и сужена. Тоталитарные режимы, признавая лишь на формальном уровне гражданские права и свободы личности, ставили одно решающее условие: пользоваться этими правами можно было исключительно в интересах той системы, которую провозглашали вожди или лидеры, а это бы, в свою очередь, означало, что общество поддерживает такую власть и их владычество. Только власть решала, какие экономические и духовные интересы должны быть в обществе. Этот признак приближает сознание людей к пониманию тоталитаризма, указывает на его родство и связь с восточными деспотиями, азиатским способом производства или протестной формацией. Особенностью последней является то, что исходное начало заключено не в экономическом интересе личности, а в интересе власти, которая не может полностью игнорировать интересы людей, но способная подчинить их себе, пренебрегать ими или изменять их. При тоталитарной системе положение человека основывается на послушании, а не на самоопределении человеком своего места в обществе
Тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он опирался, иными словами, партии. Формально законы охраняли и соблюдали права всех граждан без исключения, но в действительности лишь только тех, кто не попал в категорию «врагов народа» или «врагов рейха».
Теперь подробнее рассмотрим принцип «вождизма». К 20-м годам прошлого века ряд государств все еще сохраняли монархию, а иные только с недавних времен установили республиканский строй правления
, поэтому форма государственного устройства, как республика с ее демократическими институтами еще не стала привычной и приемлемой в большинстве промышленно развитых и развивающихся стран. Этим, по-видимому, и объяснялась тоска уставших от революций и войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительном начале нации. И если в фашистской Германии Адольф Гитлер смог заменить ушедшего с престола императора Вильгельма II в сердцах немецких граждан, то в Италии Бенито Муссолини этого сделать не смог. Главным образом из-за существования в Италии всеми признанного монарха, который хоть и не играл большой роли в итальянском обществе, но был любим итальянским народом.
Если рассматривать объективно монархию и тоталитаризм как формы правления, то они являются вззаимозаменющими и взаимозамещающими системами, для которых «вождизм» является уже давно привычным явлением. Если же при монархии возможность произвола со стороны авторитарных правителей очень хорошо сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных законов, а также мнением церкви, то в тоталитаризме «вождизм» формируется из низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в вожде как в символе единства нации, особенно в период национальной нестабильности. Авторитет вождя, таким образом, зарабатывается и укрепляется не на осознанном доверии, а на страхе и неуверенности народа, и связь вождя с массами носит личностный характер.
Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились еще в глубокой древности. Но лишь в прошлом столетии они приобрели всеобщий характер и в своей совокупности дали возможность диктаторам в Италии, в СССР, в Германии превратить политические режимы своих государств в тоталитарные.
2.3 Основные формы тоталитаризма
Как и у любых политических режимов, тоталитаризм имеет черты, которые являются общими для всех его форм, и черты, присущие для отдельной формы конкретно. Общий принцип в соответствии с которым действуют все тоталитарные режимы - «запрещено все, кроме того, что приказано властью». Вместе с тем, есть специфические черты, позволяющие выделить в данной группе несколько разновидностей тоталитаризма: коммунизм (СССР), фашизм (Германия) и национал-социализм (ряд Балтийских стран). Рассмотрим эти формы более подробно.
Коммунизм. Данная форма как разновидность тоталитаризма наиболее полно отражает характерные черты тоталитаризма. При коммунизме не существовало такого понятия, как «частная собственность», она полностью ликвидировалась, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и выделения из общей массы, автономия членов общества. Экономический строй основывался на полном равенстве общественной собственности на средства производства. Также предполагается полная и всеобъемлющая власть государства. Командно-административная система являлась экономической основой тоталитаризма коммунистического типа, которая была построена на национализации земли, директивном планировании и образовании цен, ликвидации рыночных основ. В СССР данная система сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. В 20-е года прошлого столетия в Советском Союзе уже установилась однопартийная система и партийный аппарат тесно был связан с государственным, и в какой то мере партия подчинялась государству. В 30-е гг. шли ожесточенные и острые конфликты и схватки лидеров различных партий Советского Союза в борьбе за власть, в результате которых Всероссийская коммунистическая партия большевиков стала единственной правящей партией, единым, строго централизованным, жестко соподчиненным, отлаженным механизмом. Но несмотря на то, что тоталитарные признаки преобладают в этой форме, данной системе присущи и человеческие политические цели.
Фашизм - специфическое крайне правовое политическое движение, возникшее в атмосфере революций, которые проходили в странах Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Прежде всего фашизм характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве и исключительности одной наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), нетерпимостью и дискриминации по отношению к другим «чужеродным», «враждебным» нациям и национальным меньшинством. Данная форма тоталитаризма основывалась на необходимости сильной беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя. Фашизм был установлен в таких странах, как Италия, Португалия, Германия, Испания и в ряде стран Центральной и Восточной Европы. Сохранение национального единства, решение геополитических, социальных задач, защита и охрана чистоты расы - все это объявлялось основной целью фашистского государства. При всех своих национальных особенностях фашизм везде носил одинаковый характер: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих великих амбиций на международной арене. Отличительными признаками фашизма от других форм тоталитаризма являются постоянное наращивание военной мощи, поиск врага извне, агрессивность, склонность к развязыванию войн, создание военизированных формирований, оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем и военная экспансия.
Национал-социализм - вобрал в себя черты обеих предыдущих форм тоталитаризма, но отличается от них по целям и социальным приоритетам. Национал-социализм объявлял своей целью создание и утверждение на достаточно обширной территории расово чистого арийского государства, имеющего всё необходимое для благополучного существования на протяжении неопределенно долгого времени. Типичным примером проведения подобной идеологии в жизнь является Третий рейх, где данная форма была официальной идеологией. Если сравнить коммунизм и национал-социализм, то цель у них одна - посторенние идеального общества, но различие состоит в том, что первая форма обещает создать «рай на земле» для всего человечества, а вторая - только для избранной господствующей расы за счёт всех остальных.
Заключение
политический тоталитаризм власть демократический
Подводя итог, можно сделать вывод, если мы характеризуем особенности такого феномена, как тоталитаризм, нельзя рассматривать его признаки или черты по отдельности или частично, надо составить общую картину его особенностей в совокупности и взаимодействии, ведь каждый из них в отдельности может быть свойственен любому иному политическому режиму. Более того, нужно выяснить все причины и предпосылки возникновения тоталитаризма и те его признаки, которые могут изменяться, трансформироваться и реформироваться. Иногда эти изменение этих признаком могут привести в положительным последствиям. Взаимодействуя между собой, все они накладывают определенный отпечаток и след на все другие структурные элементы, и их функции, преобразуя их в соответствующем направлении.
Также, на мой взгляд, тоталитарный режим нельзя рассматривать как полностью отрицательное явление. У него, так же и у всех других политических режимов, есть свои преимущества и достоинства. Если брать на примере нашей страны, то именно благодаря сталинскому тоталитаризму СССР мог одержать победу в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Безусловно, ценой этой победы стали многочисленные человеческие жертвы, разрушенные объекты экономики и промышленности, но факт остается фактом, что тоталитарный режим в данной ситуации являлся в большей степени преимуществом, нежели недостатком. Но на долгое время СССР не мог сохранить подобный режим, учитывая менталитет и сознание народа, огромную территорию страны, которую полностью контролировать одному центру невозможно, и события, происходившие на тот момент в советском обществе, поэтому неудивительно, что тоталитаризм постепенно сошел со сцены и уступил место более демократическим политическим режимам.
Известно, что установлению тоталитарных режимов в Италии и Германии, предшествовали массовые движения, участники которых на добровольной основе поддерживали и разделяли фашистскую идеологию. Целью тоталитарных общественно-политических движения являлось установление диктатуры в любой ее форме. И для достижения названной цели активно применялось насилие и террор. Подобные общественно-политические движения не признавали, даже отрицали существование других оппозиционных мнений, для них в обществе господствующей и главной должна была быть их идеология и их мнение.
Ханна Арендт стала одной из первых западных исследователей, которая обратила большое внимание на фактор общественно-политического движения. Она утверждала, что тоталитарные режимы возникают именно на базе этого факта. В характере тоталитарного режима фактора общественно-политического движения занимает господствующее место по следующим причинам.
. Именно через общественно-политическое движение как социальную базу режима происходит формирование «тоталитарной идеи» в общественном сознании
. Через общественно-политическое движение достигается тотальный контроль над всеми проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление полного господства власти.
. Общественно-политическое движение в тоталитарном режиме является средством внедрения иллюзии в общественное сознание, также оно формирует позитивное отношение масс к тоталитарному режиму, активирует массы изнутри, а всех, кто не согласен или не поддается, устраняют.
С общественно-политическим движением происходит распад традиционных связей в обществе, социальное разобщение, иными словами, атомизация общества. Для государства с тоталитарным режимом такое состояние в обществе является очень выгодным, потому что это позволяет властям создавать «нового человека», более лояльного к власти. Даже до прихода тоталитаризма к власти данное движение строится на принципах предельной атомизации своих членов; сначала достигается верность движению, преобладание связей с движением над личными связями, а затем их полная утрата в пользу своего места в движении. После установления тоталитарного режима атомизация распространяется на широкие слои общества с помощью аппарата устрашения, который включает в себя, кроме террора, также и газеты, радио, телевидение; однако самый мощный эффект имеет развитая система доносительства и круговой поруки, закрепляющая таким образом эффект массовой тоталитарной пропаганды.
• Полная концентрация власти в руках одного человека и отсутствие разделения властей.
Полная концентрация власти, реализуется через механизмы государства и определяется как этатизм, а именно возведенное в высшую степень вмешательство государства в политическую, социальную, духовную и экономическую жизнь страны. Такое сосредоточение власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны:
а) Слияние законодательной и исполнительной властей в одних руках и при этом фактически отсутствует независимая судебная власть.
б) Принцип «вождизма», причем вождь харизматического, мистического характера.
Абсолютный характер власти означает, что власть это первоначальное для всех изменений, инициатив и движений. И в государстве с подобной властью отсутствует гражданское общество или сфера его жизнедеятельности крайне мала и сужена. Тоталитарные режимы, признавая лишь на формальном уровне гражданские права и свободы личности, ставили одно решающее условие: пользоваться этими правами можно было исключительно в интересах той системы, которую провозглашали вожди или лидеры, а это бы, в свою очередь, означало, что общество поддерживает такую власть и их владычество. Только власть решала, какие экономические и духовные интересы должны быть в обществе. Этот признак приближает сознание людей к пониманию тоталитаризма, указывает на его родство и связь с восточными деспотиями, азиатским способом производства или протестной формацией. Особенностью последней является то, что исходное начало заключено не в экономическом интересе личности, а в интересе власти, которая не может полностью игнорировать интересы людей, но способная подчинить их себе, пренебрегать ими или изменять их. При тоталитарной системе положение человека основывается на послушании, а не на самоопределении человеком своего места в обществе
Тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он опирался, иными словами, партии. Формально законы охраняли и соблюдали права всех граждан без исключения, но в действительности лишь только тех, кто не попал в категорию «врагов народа» или «врагов рейха».
Теперь подробнее рассмотрим принцип «вождизма». К 20-м годам прошлого века ряд государств все еще сохраняли монархию, а иные только с недавних времен установили республиканский строй правления
, поэтому форма государственного устройства, как республика с ее демократическими институтами еще не стала привычной и приемлемой в большинстве промышленно развитых и развивающихся стран. Этим, по-видимому, и объяснялась тоска уставших от революций и войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительном начале нации. И если в фашистской Германии Адольф Гитлер смог заменить ушедшего с престола императора Вильгельма II в сердцах немецких граждан, то в Италии Бенито Муссолини этого сделать не смог. Главным образом из-за существования в Италии всеми признанного монарха, который хоть и не играл большой роли в итальянском обществе, но был любим итальянским народом.
Если рассматривать объективно монархию и тоталитаризм как формы правления, то они являются вззаимозаменющими и взаимозамещающими системами, для которых «вождизм» является уже давно привычным явлением. Если же при монархии возможность произвола со стороны авторитарных правителей очень хорошо сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных законов, а также мнением церкви, то в тоталитаризме «вождизм» формируется из низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в вожде как в символе единства нации, особенно в период национальной нестабильности. Авторитет вождя, таким образом, зарабатывается и укрепляется не на осознанном доверии, а на страхе и неуверенности народа, и связь вождя с массами носит личностный характер.
Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились еще в глубокой древности. Но лишь в прошлом столетии они приобрели всеобщий характер и в своей совокупности дали возможность диктаторам в Италии, в СССР, в Германии превратить политические режимы своих государств в тоталитарные.
2.3 Основные формы тоталитаризма
Как и у любых политических режимов, тоталитаризм имеет черты, которые являются общими для всех его форм, и черты, присущие для отдельной формы конкретно. Общий принцип в соответствии с которым действуют все тоталитарные режимы - «запрещено все, кроме того, что приказано властью». Вместе с тем, есть специфические черты, позволяющие выделить в данной группе несколько разновидностей тоталитаризма: коммунизм (СССР), фашизм (Германия) и национал-социализм (ряд Балтийских стран). Рассмотрим эти формы более подробно.
Коммунизм. Данная форма как разновидность тоталитаризма наиболее полно отражает характерные черты тоталитаризма. При коммунизме не существовало такого понятия, как «частная собственность», она полностью ликвидировалась, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и выделения из общей массы, автономия членов общества. Экономический строй основывался на полном равенстве общественной собственности на средства производства. Также предполагается полная и всеобъемлющая власть государства. Командно-административная система являлась экономической основой тоталитаризма коммунистического типа, которая была построена на национализации земли, директивном планировании и образовании цен, ликвидации рыночных основ. В СССР данная система сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. В 20-е года прошлого столетия в Советском Союзе уже установилась однопартийная система и партийный аппарат тесно был связан с государственным, и в какой то мере партия подчинялась государству. В 30-е гг. шли ожесточенные и острые конфликты и схватки лидеров различных партий Советского Союза в борьбе за власть, в результате которых Всероссийская коммунистическая партия большевиков стала единственной правящей партией, единым, строго централизованным, жестко соподчиненным, отлаженным механизмом. Но несмотря на то, что тоталитарные признаки преобладают в этой форме, данной системе присущи и человеческие политические цели.
Фашизм - специфическое крайне правовое политическое движение, возникшее в атмосфере революций, которые проходили в странах Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Прежде всего фашизм характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве и исключительности одной наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), нетерпимостью и дискриминации по отношению к другим «чужеродным», «враждебным» нациям и национальным меньшинством. Данная форма тоталитаризма основывалась на необходимости сильной беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя. Фашизм был установлен в таких странах, как Италия, Португалия, Германия, Испания и в ряде стран Центральной и Восточной Европы. Сохранение национального единства, решение геополитических, социальных задач, защита и охрана чистоты расы - все это объявлялось основной целью фашистского государства. При всех своих национальных особенностях фашизм везде носил одинаковый характер: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих великих амбиций на международной арене. Отличительными признаками фашизма от других форм тоталитаризма являются постоянное наращивание военной мощи, поиск врага извне, агрессивность, склонность к развязыванию войн, создание военизированных формирований, оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем и военная экспансия.
Национал-социализм - вобрал в себя черты обеих предыдущих форм тоталитаризма, но отличается от них по целям и социальным приоритетам. Национал-социализм объявлял своей целью создание и утверждение на достаточно обширной территории расово чистого арийского государства, имеющего всё необходимое для благополучного существования на протяжении неопределенно долгого времени. Типичным примером проведения подобной идеологии в жизнь является Третий рейх, где данная форма была официальной идеологией. Если сравнить коммунизм и национал-социализм, то цель у них одна - посторенние идеального общества, но различие состоит в том, что первая форма обещает создать «рай на земле» для всего человечества, а вторая - только для избранной господствующей расы за счёт всех остальных.
Заключение
политический тоталитаризм власть демократический
Подводя итог, можно сделать вывод, если мы характеризуем особенности такого феномена, как тоталитаризм, нельзя рассматривать его признаки или черты по отдельности или частично, надо составить общую картину его особенностей в совокупности и взаимодействии, ведь каждый из них в отдельности может быть свойственен любому иному политическому режиму. Более того, нужно выяснить все причины и предпосылки возникновения тоталитаризма и те его признаки, которые могут изменяться, трансформироваться и реформироваться. Иногда эти изменение этих признаком могут привести в положительным последствиям. Взаимодействуя между собой, все они накладывают определенный отпечаток и след на все другие структурные элементы, и их функции, преобразуя их в соответствующем направлении.
Также, на мой взгляд, тоталитарный режим нельзя рассматривать как полностью отрицательное явление. У него, так же и у всех других политических режимов, есть свои преимущества и достоинства. Если брать на примере нашей страны, то именно благодаря сталинскому тоталитаризму СССР мог одержать победу в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Безусловно, ценой этой победы стали многочисленные человеческие жертвы, разрушенные объекты экономики и промышленности, но факт остается фактом, что тоталитарный режим в данной ситуации являлся в большей степени преимуществом, нежели недостатком. Но на долгое время СССР не мог сохранить подобный режим, учитывая менталитет и сознание народа, огромную территорию страны, которую полностью контролировать одному центру невозможно, и события, происходившие на тот момент в советском обществе, поэтому неудивительно, что тоталитаризм постепенно сошел со сцены и уступил место более демократическим политическим режимам.