Файл: Уголовная ответственность за незаконное изготовление оружия исторический аспект и опыт зарубежных стран.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОРУЖИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
§ 1.1. Исторический аспект уголовной ответственности за незаконное изготовление оружия.
Достаточно высокие позиции России на международной арене обусловлены, помимо сопутствующих факторов, высоким уровнем военно-промышленного комплекса, вооруженными силами и т.д. Безусловно, что в нужных руках оружие представляет собой гарантию спокойной жизни людей, и соответственно, в руках преступников оно принимает форму потенциального способа совершения преступления. Несомненным является тот факт, что вопросы изготовления и оборота оружия представляет собой проблему национального и мирового масштаба.
Согласно информационным данным опубликованным в Российской газете в феврале 2021 года, сотрудниками правоохранительных органов была прекращена деятельность 28 подпольных мастерских в 19 субъектах России по переделке небоевого оружия в рабочие экземпляры. Однако, деятельность нелегалов оружейников не ограничивалась стрелковым оружием, были собраны также пехотный миномет, пушка, огнестрельное оружие отечественного и иностранного производства1.
Исторический экскурс в формирование института уголовной ответственности за незаконное изготовление оружие следует начать с Указа Императора Петра I от 14 февраля 1700 г. «О неношении остроконечных ножей, и о непродаже оных в рядах», в положениях которого установлен был запрет на изготовление, продажу и ношение остроконечных ножей по причине, что «многие люди в дорогах на съездах и на сходах, и в домах, в ссорах и в драках и во пьянстве меж собою такими ножами друг друга режут до смерти, а воры и нарочно с такими ножами ходят по ночам, для своего воровства, и людей режут и грабят»2. Помимо запрещающих норм, в Указе отражены меры наказания за нарушение установленных запретов, а именно битье кнутом и ссылка.
Позднее, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. была предусмотрена ответственность за изготовление предметов вооружения, к которым относились: запрещенное законом оружие; оружие, производство которого осуществляется лишь государством; артиллерийские боеприпасы и порох без соответствующего разрешения. Однако, в отличие от предыдущего нормативно установленного запрета на изготовление оружия, в Уложении 1845 г. ответственность за содеянное дифференцировалась в зависимости от объема незаконно изготовленного оружия, что позиционировалось как противоправное поведение государственной безопасности
3.
Более поздняя редакция Уложения о наказании уголовных и исправительных (в ред. 1885 г.) предусматривала ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, ношение и сбыт взрывчатых веществ и снарядов. Положения данной статьи предусматривали наказание двух видов, первое предусматривало лишение всех прав и преимуществ с дальнейшим помещением в исправительные арестантские отделения на срок от четырех до пяти лет, вторым видом наказания предусматривалось лишение всех прав состояния с последующей ссылкой на каторжные работы на срок от четырех до пятнадцати лет4.
Тенденция к созданию запретительных норм на изготовление оружия сохранялась и в Российской Империи, так, 10 июня 1900 г. Николай II утвердил мнение Государственного Совета «О запрещении изготовления и привоза из-за границы огнестрельного оружия образцов, употребляемых в войсках», положения которого закрепляли запрет в отношении частных лиц на изготовление или привоз из-за границы любого вида оружия без наличия соответствующего разрешения на территорию Империи5.
В главе десятой Уголовного уложения 1903 г. «О нарушении постановлений, ограждающих общественную и личную безопасность»6 была предусмотрена ответственность за изготовление, приобретение, хранение и сбыт взрывчатых веществ или снарядов с целью совершения тяжкого преступления; незаконное изготовление самодельным или заводским способом оружия и боеприпасов; а также за открытие таковых заводов без получения соответствующего разрешения. В качестве наказания за данную категорию преступлений предусматривалось заключение в тюрьму на срок не менее шести месяцев с последующей конфискацией изготовленных боеприпасов, оружия или их частей7.
Ужесточение наказаний за подобные виды преступлений было обусловлено существующей обстановкой в царской России, которая сопровождалась развитием революционного движения, а также увеличением террористических актов и иных вооруженных выступлений.
Характеризуя советское законодательство, регулирующее ответственность за незаконное изготовление оружия, следует отметить, что отражение она получила лишь в одной норме, наряду с приобретением, хранением и сбытом оружия. Таким образом, в Уголовном Кодексе РСФСР 1922 г. содержалась норма об ответственности за изготовление, приобретение или сбыт взрывчатых веществ или снарядов без наличия соответствующего разрешения
8. В последующей редакции Уголовного Кодекса РСФСР 1926 г. прослеживается тенденция на смягчение уголовного наказания за незаконное обращение с предметами вооружения, таким образом, в качестве меры наказания за данное преступление предусматривалось назначение принудительных работ или штраф, вместо ранее установленного лишения свободы9.
Изменение редакции статьи Уголовного Кодекса РСФСР была направленна в сторону ужесточения, что явилось результатом принятия Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 20 марта 1933 г. Новая редакция была изложена следующим образом: ««Изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно огнестрельного (кроме охотничьего) оружия без надлежащего разрешения влечет за собой - лишение свободы на срок до пяти лет с конфискацией названных веществ, снарядов и оружия». Позднее Постановлением ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с хулиганством»10 от 29 марта 1935 г. была введена уже в существующую статьи Уголовного Кодекса РСФСР часть четвертая, регламентирующая ответственность за изготовление, хранение, сбыт и ношение холодного оружия без соответствующего разрешения для этого11.
В редакции Уголовного Кодекса РСФСР 1960 г. ответственности за незаконный оборот оружия была посвящена ст. 218:
«Ношение, хранение, изготовление или сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов или взрывчатых веществ без соответствующего разрешения –
наказывается лишением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на срок до одного года, или штрафом до ста рублей». Ношение, изготовление или сбыт кинжалов, финских ножей или иного холодного оружия без соответствующего разрешения за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом, –
наказывается лишением свободы на срок до оного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до тридцати рублей»12.
Принятыми Указами Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1974 г.13 и от 11 июля 1974 г.14 было внесено ряд изменений в действующую редакцию статьи 218 Уголовного Кодекса РСФСР, которая была дополнена следующими положениями:
-
ответственность за приобретение огнестрельного оружия; -
повышение меры наказания за ношение, хранение, приобретение, изготовление и сбыт огнестрельного оружия и т.д. без соответствующего разрешения; -
освобождение от уголовной ответственности в связи с добровольным отказом за содеянное; -
повышение меры наказания за аналогичное преступление, связанное с холодным оружием.
В дальнейшем, принятым Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1982 г. наказания за данную категорию преступления было ужесточено15.
Анализ исторических памятников нормативно-правовых актов, регламентирующих ответственность за незаконное изготовление оружие, позволяет сделать ряд выводов:
– прослеживается тенденция к усилению репрессии за данный вид преступлений на конкретном историческом этапе, которая обусловлена изменяющейся общественно-политической обстановкой в стране16;
– применялась дифференциация ответственности и наказания по данной категории преступлений, что обусловлено было особенностями предмета преступления, масштабом преступного умысла, и др.
Современная ситуация такова, что незаконное изготовление оружия приобретает все больший масштаб на территории страны и требует более детального изучения причин и условий развития данной криминальной среды. Анализ уровня преступности по стране показал, что незаконный оборот оружия, которому предшествует, как правило, его незаконное изготовление, явно носит региональный характер и прослеживается чаще в таких регионах как Северный Кавказ17.
С учетом современных реалий, незаконный оборот оружия явился источником существования отдельных групп лиц, что в свою очередь увеличивает необходимость в усилении мер реагирования уголовного закона за данный вид преступлений.
По мнению Н.Ф. Кузнецовой, незаконное изготовление оружия более опасно, чем деяния, предусмотренные ст. 222 УК РФ, поскольку именно с изготовления оружия начинается его незаконный оборот17. Не случайно ответственность за незаконное изготовление оружия была выделена в УК РФ 1996 г. в самостоятельный состав преступления (ст. 223). В нем известной мере сохранена преемственность в уголовноправовой регламентации предмета незаконного изготовления оружия. Так, в частности различается ответственность и наказание в зависимости от вида оружия, в ч. 1 ст.223 УКРФ предметом преступления являются огнестрельное оружие, его основные части боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства. А в ч. 4.ст.223 УК РФ - огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое оружие, холодное оружие, метательное оружие, патроны к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию.
Нередко масштабы преступного изготовления огнестрельного оружия просто поражают. Так, в Одинцовском районе задержано четверо членов организованной группы, занимавшейся незаконным оборотом оружия, а также ликвидированы два цеха по переделке вооружений. Задержанные, используя самодельное оборудование, изготавливали и переделывали боевое оружие, приводили в боевое состояние массогабаритные макеты оружия, ремонтировали огнестрельное оружие времен Великой отечественной войны для продажи.
Незаконное производство огнестрельного оружия приобретает организованный характер, наблюдается профессионализация и специализация изготовителей оружия, комплектующих деталей к нему. Так, в Дагестане в ходе обыска в селении Харбук Дахадаевского района в доме местного жителя Ражаба Айсакадиева обнаружили целый цех по изготовлению и переделыванию оружия. В общей сложности были изъяты 21 пистолет разных марок, а также два мешка комплектующих деталей и более 100 единиц боеприпасов россыпью.
В современных условиях, когда незаконный оборот оружия возрастает, когда появился слой людей, избравших источником существования незаконное производство и торговлю оружием, уголовный закон должен предусмотреть адекватные меры реагирования на такое явление путем установления более строгого наказания за указанные действия. По результатам проведенных нами опросов среди сотрудников правоохранительных органов, большинство из них высказались за введение повышенной ответственности за производство огнестрельного оружия (около 80%), некоторые из них предлагали также установить ответственность за организацию и финансирование его производства (34%).
Назрела необходимость установить повышенную ответственность за производство или систематическое изготовление огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в крупном размере. Для решения вопроса о размерах изготовленного оружия возложить на Госстандарт обязанность по ведению государственного кадастр гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему.
§ 1.2. Опыт иностранного законодательства об ответственности за незаконное изготовление оружия.
Оружейная промышленность в Соединенных Штатах практически не регулируется. Законы, регулирующие деятельность этих предприятий, пористы и слабы. Федеральное агентство, отвечающее за надзор за отраслью, — Бюро по алкоголю, табаку, огнестрельному оружию и взрывчатым веществам (ATF) — исторически недофинансировано и политически уязвимо, что делает почти невозможным для агентства проводить последовательную и эффективную регулирующую надзорную деятельность.
Результатом такого сочетания слабых законов, нехватки ресурсов и недостатка политической воли для поддержки регулирования оружейной сферы является то, что отрасль, которая производит и продает смертоносное оружие гражданским потребителям, десятилетиями работала при минимальном надзоре со стороны федерального правительства и почти без ответственности в правовой системе США.