Файл: Уголовная ответственность за незаконное изготовление оружия исторический аспект и опыт зарубежных стран.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В Соединенных Штатах наблюдается уровень насилия с применением огнестрельного оружия, с которым не может сравниться ни одна другая страна с высоким уровнем дохода18. Это насилие сохраняется, даже несмотря на то, что число американцев, предпочитающих владеть оружием, неуклонно сокращается.
Важнейшим компонентом комплексного плана по сокращению насилия с применением огнестрельного оружия в Соединенных Штатах является надежное регулирование и надзор за оружейной промышленностью. Чтобы по-настоящему решить все аспекты эпидемии насилия с применением огнестрельного оружия в этой стране, политики должны сосредоточиться на роли, которую играет оружейная промышленность в поощрении и усугублении этого насилия.
Высокий уровень смертности от огнестрельного оружия в этой стране не является неизбежным или, как утверждают некоторые сторонники оружия, «ценой свободы»19. Можно сделать гораздо больше, чтобы обеспечить лучший надзор и регулирование оружейной промышленности, что окажет значительное влияние на сокращение насилия с применением огнестрельного оружия и сделает все наши сообщества более безопасными.
На протяжении всей истории Соединенных Штатов законы, регулирующие производство и незаконное изготовление огнестрельного оружия, отставали от роста и инноваций этой отрасли. Первый крупный федеральный закон в Соединенных Штатах, регулирующий огнестрельное оружие, не был принят до 1934 года, несмотря на наличие мощной индустрии огнестрельного оружия в этой стране более века назад20 - Национальный закон об огнестрельном оружии (NFA), который явился относительно узкой мерой, в первую очередь разработанной как ответ на резкий рост организованной насильственной преступности в эпоху Сухого закона21. Закон не менялся до 1968 года, до тех пор пока убийства Мартина Лютера Кинга-младшего, президента Джона Ф. Кеннеди-младшего и Роберта Кеннеди не послужили катализатором для принятия важного законодательного акта — Закона о контроле над огнестрельным оружием 1968 года22. Этот новый закон впервые установил основу для законной торговли огнестрельным оружием, которая включала систему федерального регулирующего надзора за производителями
, импортерами и дилерами оружия и боеприпасов, которая требовала, чтобы эти предприятия получали лицензию федерального правительства и подчинялись надзору в виде проверок и обязательного ведения учета23.
Федеральный закон, регулирующий деятельность оружейной промышленности, снова изменился в 1986 году, хотя это изменение было направлено на ослабление регулирования отрасли. Самым последним важным федеральным законом, затрагивающим оружейную промышленность, был Закон Брэди о предотвращении насилия с применением огнестрельного оружия, который был окончательно принят в 1993 году, несмотря на то, что он был мотивирован попыткой убийства президента Рональда Рейгана в 1981 году в результате инцидента, который в конечном итоге привел к смерти его пресс-секретаря. Закон Брейди создал Национальную систему мгновенной проверки криминального прошлого (NICS) и ввел в действие новое требование, согласно которому лицензированные торговцы оружием должны проводить проверку биографических данных перед завершением продажи, чтобы гарантировать, что любому потенциальному покупателю не запрещено законом владеть оружием24. Кроме того, Закон о борьбе с насильственными преступлениями и обеспечении правопорядка 1994 года включал положение, запрещающее штурмовое оружие; однако действие этого положения было прекращено в 2004 году, и промышленность снова смогла производить и продавать эти типы огнестрельного оружия25.
Существует относительно мало барьеров для входа в сектор производства оружия. Чтобы производить огнестрельное оружие в Соединенных Штатах, физическое или юридическое лицо должно получить лицензию на производство огнестрельного оружия от ATF, известную как лицензия типа 07. Нет никаких существенных требований, чтобы квалифицироваться как производитель оружия: заявители должны быть старше 21 года, иметь право владеть оружием в соответствии с федеральным законом и не нарушать умышленно какие-либо федеральные законы или правила, касающиеся огнестрельного оружия. Лицензия производителя сроком на три года требует сбора в размере 150 долларов США, и по закону ATF обязана принять меры по заявке на получение лицензии в течение 60 дней, независимо от того, насколько тщательно может потребоваться отдельная заявка26. Производители оружия также должны зарегистрироваться в Управлении по контролю за оборонной торговлей Государственного департамента США и платить этому агентству ежегодный сбор в размере 2250 долларов США
27.
Производители оружия в настоящее время подвергаются относительно небольшому контролю со стороны ATF после получения лицензии на работу. Производители обязаны вести записи о производстве и продажах своего огнестрельного оружия и подлежат одной потенциальной ежегодной проверке запасов и записей для оценки соответствия применимым законам и правилам. Производители также обязаны сообщать о краже или потере любого огнестрельного оружия в ATF в течение 48 часов с момента обнаружения и «немедленно» реагировать на запросы об отслеживании преступного оружия. Кроме того, лицензированные производители обязаны ежегодно отчитываться перед АТФ о производстве огнестрельного оружия, даже если производитель не производил огнестрельного оружия в течение отчетного периода.
Полномочия и обязанности по обеспечению соблюдения федеральных законов и правил, касающихся оружейной промышленности, возложены на ATF. Ему поручено обеспечивать соблюдение федеральных уголовных законов, касающихся огнестрельного оружия, и специальные агенты ATF работают со своими коллегами в других федеральных правоохранительных органах, включая ФБР, Министерство внутренней безопасности США (DHS) и Управление по борьбе с наркотиками (DEA), а также государственные и местные правоохранительные органы. Они выявляют, расследуют и привлекают к уголовной ответственности отдельных лиц и группы лиц, которые нарушают федеральные законы об оружии, незаконно владея огнестрельным оружием, совершая насильственные преступления с применением огнестрельного оружия и незаконно провозя огнестрельное оружие как внутри страны, так и за ее пределами.
Однако ATF также является регулирующим органом, ответственным за надзор за оружейной промышленностью и обеспечение того, чтобы все лицензированные производители, импортеры и дилеры соблюдали федеральный закон. Это, пожалуй, самая важная роль ATF, поскольку это единственное федеральное агентство с такой уникальной юрисдикцией. В этой роли ATF выдает лицензии новым предприятиям и проводит проверки для обеспечения соблюдения всех применимых законов и правил и выявления потенциальной незаконной деятельности по торговле оружием.
Существующая в ATF нехватка персонала имеет серьезные последствия для усилий по обеспечению надежного надзора за этой отраслью. Согласно федеральному закону, ATF разрешено проводить одну проверку соответствия нормативным требованиям каждого лицензиата в год, и ATF поставила внутреннюю цель проверять всех торговцев оружием один раз в три года
28. Однако нынешние ограничения ресурсов привели к тому, что агентство далеко не достигло ни той, ни другой цели. В 2019 году следователи ATF провели только 13 079 проверок соблюдения требований лицензиатов на огнестрельное оружие, а это означает, что 83 процента лиц, получивших лицензию ATF на производство или распространение оружия, не прошли проверку в данном году29. Эти проверки имеют решающее значение: в 2019 финансовом году у 47 процентов проверенных лицензиатов были обнаружены нарушения, и обнаруженные нарушения варьировались от ненадлежащего заполнения документов, необходимых для отслеживания преступного оружия, до непроведения проверки биографических данных30.
Одним из наиболее ярких примеров того, как закон не поспевает за инновациями в оружейной промышленности, является преобладание самодельного, неотслеживаемого оружия, изготовленного из незавершенных ствольных коробок или с помощью технологии 3D-печати. Конгрессу необходимо обновить закон, чтобы восполнить этот опасный пробел, который используется промышленностью для продажи комплектов и деталей, позволяющих людям производить огнестрельное оружие, которые невозможно отследить и обнаружить в домашних условиях.
Оружейная сфера законного и незаконного изготовления является основным игроком в эпидемии насилия с применением огнестрельного оружия в общественном здравоохранении, но ей уделяется очень мало внимания в национальных дебатах о том, как решить эту проблему. В результате мощных лоббистских усилий в течение десятилетий эта отрасль фактически не регулировалась из-за совокупности слабых законов, ограничительных оговорок в отношении полномочий ATF и общего отсутствия политической воли для серьезного решения вопиющих проблем с тем, как производители оружия, импортеры, и дилерам разрешено работать. Оружейная промышленность несет огромную ответственность за то, чтобы предпринять позитивные шаги, чтобы гарантировать, что оружие, которое она поставляет населению в Соединенных Штатах и за рубежом, не причинит дальнейшего разрушительного вреда. И национальным законам и административной политике уже давно пора соответствовать этой реальности.
1 Российское законодательство X - XX вв. Т. 9.
2 О неношении остроконечных ножей, и о непродаже оных в рядах: Указ от 14 февраля 1700 г. // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 г. Т. 4, 1700-1712.-СПб., 1830. С. 11-12. 2 Российское законодательство X - XX вв. Т. 9. - С. 244.
3 Российское законодательство X - XX вв. Т. 9. - С. 244.
4 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. / Издано Н.С. Таганцевым. - Изд. 16-е, пересмотр, и доп. - СПб., 1912. - С. 635.
5 Невский С. Незаконный оборот оружия в России в конце XIX - начале XX // Уголовное право. 2001. № 1.С. 66-67.
6 Российское законодательство X - XX вв. Т. 9. - С. 240.
7 Российское законодательство Х-ХХ веков. Законодательство 1-ой половины XIX века / Под ред. О.И. Чистякова. Т. 9. -М, 1994. С. 315.
8 Уголовный кодекс РСФСР с алфавитно - предметным указателем. - М.: Юридическое издательство наркомюста РСФСР, 1925. - С. 23.
9 Уголовный кодекс РСФСР ред. 1926 г. - С., 1927. - С. 45.
10 Собрание законодательства СССР. 1935. № 18. Ст. 141.
11 Там же.
12 Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР I960 г. Под ред. М.Д. Шаргородского и Н.А. Беляева. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1962. - С. 371.
13 Ведомости Верховного Совета СССР. - 1974. - № 7. - Ст. 116.
14 Ведомости Верховного Совета СССР. - 1974. - № 29. - Ст. 781.
15 Ведомости Верховного Совета СССР. - 1982. - № 49. - Ст. 1821.
16 Невский С. Незаконный оборот оружия в России в конце XIX - начале XX // Уголовное право. 2001. № 1.
17 Новое уголовное право России. Учебное пособие. / Под ред. Н.ф. Кузнецовой. – М., 1996.
18 Гринштейн Э. Уровни насильственной смертности в США по сравнению с другими странами с высоким уровнем дохода, 2015 г. / Университет Сан-Франциско. – Сан-Франциско, 2019.
19 Клейн Р. The Washington Post, 2017 [сайт]. URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/no-mass-shootings-are-not . -the-price-of-freedom/2017/10/05/d268dc8c-a928-11e7-850e-2bdd1236be5d_story.html.
20 Smith, Wesson. History of Smith & Wesson [сайт]. URL: https://www.smith-wesson.com/company/history.
21 История законодательства о контроле над оружием [сайт]. URL: https://www.washingtonpost.com/national/history-of-gun-control-legislation/2012/12/22/80c8d624-4ad3-11e2-9a42 . -d1ce6d0ed278_story.html.
22 Ваксман О. Как Закон о контроле над огнестрельным оружием 1968 года изменил подход Америки к огнестрельному оружию — и что люди неправильно понимают в этой истории [сайт]. URL: https://time.com/5429002/gun-control- акт-история-1968.
23 Закон о контроле над огнестрельным оружием 1968 г. / Публичное право 618 [сайт]. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/STATUTE-82/pdf/STATUTE-82-Pg1213-2.pdf#page=1.
24 Закон Брэди о предотвращении насилия с применением огнестрельного оружия [сайт]. URL: https://www.congress.gov/bill/103rd-congress/house-bill/1025.
25 Закон о борьбе с насильственными преступлениями и правоохранительных органах от 1994 г[сайт]. URL: https://www.congress.gov/bill/103rd-congress/house-bill/3355/text.